Внутренний мир человека

Темы сочинений подраздела 1.1. связаны с тем, как раскрываются личностные качества человека, его внутренний мир во всей сложности. Что движет человеком, когда он оказывается в ситуации нравственного выбора? В центре внимания могут быть проблемы, связанные с совершёнными поступками, их анализом, с угрызениями совести, мучительным внутренним разладом и его преодолением, а также размышления о добре и зле, смысле и цели человеческой жизни.

Сформулируем несколько примерных тем и попробуем показать, к каким текстам можно обратиться, приводя литературный аргумент.

Тема 1. Может ли человек, живущий по законам разума, глубоко чувствовать?

Аргумент 1. Чтобы ответить на это вопрос, обратимся к страницам романа Льва Толстого «Война и мир». Один из его главных героев – князь Андрей Болконский. Он истинный представитель рода Болконских: интеллектуал, человек глубокий, склонный к самоанализу, очень сдержанный в проявлении чувств. Однако ряд сцен в романе говорят нам о том, что этот человек может глубоко переживать, страдать, радоваться жизни, раскаиваться и прощать, то есть князь Андрей может глубоко чувствовать!

Вспомните сцену расставания князя с отцом перед отъездом на войну. Отец и сын сдерживают свои чувства, не показывая их. Но мастерство Толстого помогает нам понять, как глубоко они переживают, зная, что, возможно, расстаются навсегда.

Не менее сильной можно назвать сцену возвращения Андрея домой. Не может оставить равнодушным момент, когда мы видим рыдающего старика отца, обнимающего сына. А вот и сам князь Андрей склоняется над страдающей в родах Лизой. Его потрясённое лицо, слова, которые он произносит, не могут обмануть. Этот человек сейчас во власти сильных, неподдельных чувств. (152 слова)

Аргумент 2. Нельзя не сказать о герое романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родионе Раскольникове, который живёт по законам разума. Его чудовищная антигуманная теория, разрешающая «кровь по совести», создана человеком безупречной логики. Но Достоевский не делает героя хладнокровным убийцей, не сомневающемся в своей правоте. Мы видим человека, способного на добрые дела и глубокие переживания, на чувство сострадания и милосердия. Именно поэтому Родион выслушивает исповедь Мармеладова, с трепетом и глубочайшей любовью читает письмо от матери, переживая о её судьбе и судьбе сестры Дуни, помогает семье Мармеладовых, отдавая последние деньги. В его душе кипят страсти, он оказывается в пучине разнообразных чувств, приносящих ему страдания. Борьба между разумными доводами и чувствами происходит в его душе, не утихая, лишая героя внутреннего покоя.

Тема 2. Почему важно научиться прощать?

Аргумент 1. Не смог простить Наташу Ростову герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский. Он оставляет Наташу на целый год, что кажется князю Андрею правильным. Однако это ведь Наташа! Эмоциональная, по-детски незащищённая, очень открытая и неопытная. Андрей намного старше, мудрее и сдержаннее. И когда Наташа ошибается, попав в сети Курагиных, Болконский не находит в себе силы простить её. Между героями происходит разрыв. Князь Андрей остаётся глух к словам своего друга Пьера Безухова, который искренне сострадает и Андрею, и Наташе. Но Андрей не слышит его. «Я не могу простить!» – сухо обрывает он друга. Лишь спустя время Наташа и Андрей встретятся. Глядя в её заплаканное лицо, Болконский смотрит в лучистые глаза, в этот момент освобождаясь от обиды, которая словно тает в свете любви, о которой он говорит: «Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде». Страдания помогли герою по-новому чувствовать, понять душу другого человека, простить его. Вот почему важно научиться прощать! Ты сам словно перерождаешься, ты готов жить по-другому. (155 слов)

Аргумент 2. Не простил своего врага Меннерса и Лонгрен, герой повести А.С.Грина «Алые паруса». Жена Лонгрена Мери, оставшись одна с новорождённой дочкой, обращается за помощью к Менерсу, который бесстыдно предлагает Мери продать себя за деньги, которые он ей даст. Мери в ужасе убегает, по дороге домой простывает и спустя некоторое время умирает от воспаления лёгких. Вернувшийся из плавания Лонгрен узнаёт о случившемся. Его душу долгие годы сжигает ненависть к Меннерсу. Как-то раз во время разыгравшегося шторма лодку с Меннерсом уносит в море. Это видит стоящий на причале Лонгрен, которого Меннерс молит о спасении. Но тот ничего не делает, обрекая человека на гибель. Мысль о жене, которой не помог когда-то Меннерс, останавливает Лонгрена. Сам он, казалось бы, должен быть удовлетворён. Однако своей маленькой дочке Лонгрен, глубоко переживая, говорит: «Чёрную игрушку сделал я, Ассоль!» Значит, чувствует герой, совершивший такой поступок, свою неправоту, значит, мучает его совесть. Но было ли возможно в этом случае прощение? Трудно ответить на этот вопрос однозначно. (156 слов)

Тема 3. Важно ли понимать душу другого человека?

Аргумент 1. Героиня пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» Лариса Огудалова умна, красива, талантлива. Она ищет красоту и любовь в окружающем мире, но становится лишь жертвой людей, которые не поняли, какой человек рядом с ними. Её предали все: мать, для которой Лариса лишь способ получить деньги; Паратов, соблазнивший Ларису, хотя он знал, что быть с ней не может; друг детства Василий Вожеватов, который не протянул ей руку помощи, дав «честное купеческое слово»; богатый купец Кнуров, разыгравший её в орлянку как вещь. Карандышев, жених Ларисы, не понимающий стремления Ларисы поскорее уехать из города: ведь он так горд, что у него красавица невеста. Униженный, взбешённый, он убивает её. Каждый из тех, кто был рядом с Ларисой, не стремился понять её утончённую, возвышенную душу, а потому уход из жизни девушка принимает как освобождение. (128 слов)

Аргумент 2. Не понимают люди и героя рассказа Андрея Платонова «Юшка». Жизнь Юшки, человека незлобивого и безответного, вызывает глубокое сочувствие у читателей. Для односельчан он лишь предмет насмешек и издевательств. «Зря он землю топчет», — говорят они. Ефим Дмитриевич терпит оскорбления и избиения, не держит злости на своих обидчиков и мучителей, чем вызывает ещё большее раздражение у окружающих, которые не в состоянии понять его. Не могут они даже представить, что этот болезненный, хилый человек добр, отзывчив, милосерден, что растит девочку-сироту, ради которой работает. Уже после его смерти эта девочка вырастет, станет лечить тех самых людей, которые так и не поняли душу Юшки, доброта которой проросла в душе другого человека, которого он когда-то согрел. (111 слов)

Текст: Елена Бочкова, 647 👀