Война и Мир

Введение

150 лет назад был опубликован роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» — одно из величайших произведений не только отечественной, но и всей мировой литературы. Величие этой книги основано, конечно, не на ее объеме или количестве представленных персонажей (более 500). Главная ценность романа заключается в глубоких размышлениях автора над заявленной в самом названии проблемой.

Проблема

Влияние войны на человека, его нравственный и духовный мир. Бесчеловечность любой войны, ее чудовищная жестокость и безжалостность.

Тезис №1

«У войны — не женское лицо»

С. А. Алексиевич

Аргументация

Участие в военных действиях накладывает неизгладимый отпечаток на душу любого человека, искажает его понятия о нормальной жизни. Мужчина традиционно считается воином, взяться за оружие которого обязывает долг. Но как отнестись к ситуации, когда воевать и убивать людей вынуждена женщина, чье материнское призвание состоит в продолжении человеческого рода? Такая трагедия ярко описана в рассказе А. Н. Толстого «Гадюка».

Ольга Вячеславовна Зотова в возрасте семнадцати лет стала свидетельницей зверского убийства собственных родителей.  Девушка сама чудом осталась жива. Скромная и мечтательная Оля впервые столкнулась с необъяснимой жестокостью, но еще могла вернуться к нормальной жизни. Конец всем ее надеждам положила Гражданская война.

После освобождения из белогвардейского плена и вступления в кавалерийский эскадрон большевиков Зотова стала постепенно превращаться из женщины в «гадюку». Очень важное, переломное значение имел эпизод, когда хрупкая Оля впервые собственными руками убила двух человек.

 Абсолютному омертвению души «гадюки» мешала лишь робкая и застенчивая любовь к Емельянову. Потеряв единственного любимого человека, Ольга Вячеславовна окончательно забыла о том, что она женщина. Можно лишь догадываться, каков был жизненный путь бывшей провинциальной барышни на полях сражений бесчеловечной Гражданской войны.

Главным испытанием для Ольги стал переход от военной к мирной жизни. Соседи не зря иронически называют ее «демобилизованным солдатом». А кем еще могла быть девушка, которая провела пять лет в седле с шашкой в руке? Она не виновата в том, что не обладает женственностью и не имеет об этом никакого понятия.

Для всех окружающих Ольга Вячеславовна — «гадюка», нелепый осколок эпохи «военного коммунизма». Соседи даже не пытаются понять, что происходит в исковерканной душе этой женщины. А ведь за внешней грубостью и прямолинейностью скрывается все та же и мечтательная Оля. Она наивно надеется еще найти свое женское счастье с директором Махорочного треста — таким же участником Гражданской войны.

Оказывается, что в мирной жизни тоже идет скрытая война, где главным оружием являются ложь и хитрость. Заговор соседей Зотовой приводит к тому, что задерганная «гадюка» делает то, чему ее лучше всего научили в жизни — убивает Лялечку…

Вывод

Женщина на войне — одно из самых страшных явлений в жизни. Если мужчины до сих пор не могут найти иного способа разрешения своих споров, то они должны любой ценой оградить от участия в войне своих матерей, жен и дочерей.

Тезис №2

«Солдат — последнее звено в эволюции животного мира»

Дж. Стейнбек

Аргументация

Убийство остается убийством, когда и при каких обстоятельствах оно бы ни происходило. Однако в мирной жизни оно расценивается, как преступление, а на войне оправдывается и даже поощряется. Армейская дисциплина и необходимость подчиняться приказам превращают солдата в бездушный механизм для убийства. К осознанию этого приходит один из главных героев романа «Война и мир».

Пьер Безухов, попав в плен к французам, впервые замечает, какие странные изменения происходят с людьми, когда они вынуждены действовать не по собственной воле.

Любой человек (если он психически здоров) не может в душе оправдывать убийство себе подобных существ. Пьер обращает внимание, как французские солдаты пытаются скрыть смущение, растерянность и стыд при расстреле русских пленных.

Еще отчетливее для Безухова видна разница между солдатами и просто людьми во время отступления французской армии. Если нет конкретных указаний, французы обращаются с пленными достаточно хорошо, беседуют с ними, шутят. Пьер видит, что это одни и те же люди, по какой-то непонятной причине разделенные на победителей и побежденных.

Ситуация кардинально меняется, когда отступление превращается в бегство. Относительно пленников отдаются строгие приказы, которые не обсуждаются. Ослабевших русских попросту пристреливают, хотя в этом нет никакого смысла.

Вывод

Становясь солдатом, человек перестает быть отдельной личностью и сливается с огромной массой таких же зависимых от чужой воли существ.

Тезис №3

«Первой жертвой войны становится правда»

Дж. Хайрам

Аргументация

Даже в самых «справедливых», называемых священными, войнах людям нередко бывает трудно отделить добро от зла, правды от лжи, справедливости от беззакония. Еще острее эта проблема встает в военных конфликтах между жителями одной страны. Яркий пример — Гражданская война в России, мастерски описанная в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Все герои произведения вынуждены сделать выбор между враждующими сторонами. Кому-то это решение дается легко, кто-то долго сомневается и колеблется. Мучительнее всего чувствует себя главный герой — Григорий Мелехов, который на протяжении всего романа ищет настоящую «народную» правду.

Григорий — лихой казак, с огромным уважением относящийся к боевой славе своих предков. Когда начинается Первая мировая война, он считает отправку на фронт своим святым долгом. Сомнения начинают зарождаться в его душе после первого убийства человека, который вроде бы не сделал ему ничего плохого. С этого времени Григорий задумывается о целях, ради которых ему приходится убивать людей.

Война перекидывается на донские земли, и выбор сделать еще труднее. Противником может оказаться родной брат, сосед, детский друг, которые ведь тоже взялись за оружие не ради простой жажды крови. По-своему правы казаки, дорожащие своим многовековыми традициями, но ведь и красные говорят о счастье всего народа. В поисках истины Григорий несколько раз переходит из одного лагеря в другой.

Самый главный вывод, который делает Мелехов, ежедневно проливая чужую кровь, — для озверевшего человека становится безразлична конечная цель войны. Он окончательно в этом убеждается, попав в конце концов в обычную банду, главарь которой лишь для вида говорит о высоких идеалах.

В финале романа Григорий находит настоящую правду: лишь выбросив оружие и вернувшись в родной дом, человек достигнет своего счастья.

Вывод

Понятия «война» и «правда» — несовместимы. Путь к счастью не может быть проложен по горам человеческих трупов.

Заключение

Война и мир — абсолютно взаимоисключающие понятия, между которыми лежит глубокая пропасть. Ни в одной войне не может быть победителей, ведь в конечном счете все они ведут только к истреблению человечества.

Предлагаем Вам посмотреть детские рисунки на тему «Война и Мир»!

[su_image_carousel source=»media: 21028,21029,21030,21031,21032″ align=»center» max_width=»50%» image_size=»full»]

Текст: Елена Бочкова, 2.9k 👀