Ханжество и предрассудки
Вступление
Многие писатели и публицисты размышляют о современном обществе, его пороках, достоинствах, болезнях и достижениях. Интерес к этой теме не случаен. Все мы является частью человечества, и должны выстраивать жизнь в соответствии с принятыми большинством людей правилами и нормами. И тут важно осознавать, верно ли мы оцениваем влияние некоторых понятий морали на развитие общества в целом.
Проблема
И. Серков настраивает читателя на размышления о ханжестве и предрассудках социума. Настолько ли отрицательными являются эти определения, как принято считать? Возможно, у общества есть проблемы гораздо более серьезные, чем рассматриваемые современниками?
Комментарий
Писатель обращается к первоначальному значению слова «предрассудки». Он цитирует слова А.С. Пушкина, убеждающие читателя в том, что предрассудки — это то, что находится «перед рассудком». То, что определяет поведение и мысли человека еще до разумного осознания своих действий. Именно предрассудки на подсознательном уровне определяют для нас «допустимое и недопустимое, возможное и невозможное, справедливое и несправедливое, благородное и бесчестное».
Ханжество тоже рассматривается автором совершенно с другой позиции. Он объясняет читателю, что в условиях современного мира, хотя бы притворное благочестие и человечность, не помешают людям. По его словам, важно «борясь с ханжеством, не впасть в дикость».
Авторская позиция
И. Серкова тревожит отсутствие в социуме «высоких понятий долга и чести, совести и служения народу». Именно это является настоящей проблемой современности, а вовсе не наличие предрассудков и ханжества. По его мнению, стоит больше опасаться прочно внедряющегося в нашу жизнь понятия «сверхчеловек» — человека, лишенного всякой морали.
Своя позиция
Я разделяю точку зрения автора. Ханжество и предрассудки – это лишь следствия реальных проблем общества, с которыми можно мириться. Они искоренятся вместе с уничтожением первопричины болезней человечества – отсутствия гуманности и чести.
Аргумент №1
Вся литература начала 20 века была посвящена утверждению Ф. Ницше «Бог умер!». А это значит, что люди утратили уверенность в завтрашнем дне, привычный мир перевернулся с ног на голову. Были растоптаны законы морали, во главу мирозданья поставлен Человек, со всеми его пороками и слабостями. С одной стороны, без подобных реформ человеческого сознания трудно представить дальнейшее развитие цивилизации. Но с другой стороны, сама мысль об утрате нравственных и моральных устоев способна повергнуть в ужас любого мыслящего человека. Общество до сих пор не справилось с некоторыми отголосками декадентства, и на этом фоне предрассудки и ханжество действительно не так страшны.
Аргумент №2
Уже в литературе 19 века тема сверхчеловека звучала достаточно четко. К примеру, герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников попытался сломать свою личность, избавиться от предрассудков, внушенных обществом, и стать человеком, свободным от морали и мук совести. В результате, он совершил ужасный поступок – убил человека. Что же оказалось большим грехом – предрассудки или отсутствие совести?
Заключение
У современного общества множество проблем. Ханжество и предрассудки – не самые главные из них. Гораздо страшнее отсутствие человечности, сплоченности, разрушение нравственных устоев, законов морали и совести. И бороться, в первую очередь, нужно с ними. Не растрачивая время и силы на устранение незначительных трудностей, являющихся лишь следствием более серьезных нарушений развития человечества.