Характеристика героев «Собачье сердце»
В истории русской литературы выделяются три автора, чьи тексты нужно читать между строк: Вересаев, Чехов и Булгаков. Удивительное совпадение, что все они были врачами. Что нашло отражение в творчестве. У Чехова много произведений о представителях данной профессии. Не отстает и Михаил Афанасьевич: «Записки юного врача», «Роковые яйца». И, конечно, рассказ об уникальном эксперименте доктора Преображенского – «Собачье сердце».
Научно-фантастический сюжет повествует о том, как профессор Филипп Филиппович проводит операцию по пересадке собаке гипофиза и яичников дебошира, пьяницы Клима Чугункина, убитого в кабацкой драке.
Образ профессора Преображенского
Фамилия доктора говорящая, как у большинства героев классических романов. Преображение – цель его деятельности. При этом структура фамилии напоминает о неком благородстве. И даже дворянском происхождении, которым не обладал герой. Он сын священнослужителя, как сам автор произведения. Это не единственная их общая черта.
Это мудрый, образованный, немолодой мужчина. Филипп Филиппович – светило мировой медицины. Стремится делать свое дело максимально хорошо, в этом видит смысл жизни каждого человека. Разделение труда – важная составляющая социума, по его мнению. Герой – истинный творец, нравственный, высокоморальный. Он резок в своих суждениях. Ненавидит пролетариат и другие плоды революции, что снова сближает его с писателем. Хотя прототипом профессора считается дядя Михаила Афанасьевича – доктор Н.М. Покровский, который жил и работал в столице.
Невозмутимый, рассудительный, в чем-то холодный. Он без жалости режет подопытных кроликов. Не испытывает страха перед смертью. Достаточно вслушаться в слова, когда он говорит о «подходящей смерти», чтобы кольнул легкий холодок ужаса.
При этом герой добр. Он против любой формы насилия. На удивление домочадцев, которые не понимают как он мог заманить Шарика, Филипп Филиппович говорит, что только лаской можно чего-то добиться от живого существа. Звучит дерзкая, но мудрая мысль, что любой террор не увенчается успехом: ни красный, ни белый, ни коричневый. И здесь автор предугадывает поражение фашизма в виде террора коричневого.
Профессор посвятил свою жизнь медицине. Не только хорошее денежное поощрение стимулировало его к работе: ежедневной практике, научным открытиям, смелым экспериментам. Он стремился помогать людям в обретении здоровья и молодости. Опыты по омоложению доктор проделывал давно. И уже добился определенных результатов, появилось множество благодарных пациентов.
Идеализм доктора разбивается вдребезги, когда в доме взрастает Полиграф Полиграфович. Такие, как он понимают лишь язык силы. Либерализм, гуманизм, воспитанность, вежливость – для них слабость. Он, как сам Шарик, который не раз был бит и обварен кипятком. Но хватал за ноги, кусал лишь тех, кто сам его боялся, показывал слабость, был для него безвреден.
Полиграф Полиграфович Шариков
Этот герой вобрал в себя сразу два образа, переродившись в новую личность. Рожденный, посредством пересадки собаке человеческого гипофиза и семенных желез, гомункул.
Донор – Клим Чугункин был молодым человеком, не имеющим ни образования, ни цели в жизни. Его существование наполнялось кабаками, игрой на балалайке, алкоголем, пошлостью, нарушением закона. У героя несколько судимостей.
Сам Шарик – дворовый пес. Все, что он видел это побои, унижения, голод, издевательства. Его обижали и калечили. Все, что слышал – это нецензурная брань, крики и различные звуки улиц Москвы. Чтобы прокормиться, он искал пищу по «сорным ящикам» и помойкам. Но и здесь находились те, кому было жалко отбросов, как повар столовой «нормального питания», который обварил ему бок кипятком. Чтобы выжить, Шарик даже научился читать. Начал с названия павильона «Главрыба», но читал наоборот. Ошибочна версия Борменталя, причина не в перекрещивании зрительных нервов собаки. А в том, что в начале надписи стоял полицейский и подбегать приходилось всегда с конца, опасаясь жестокости и побоев.
Что могло получиться при совмещении двух обездоленных и озлобленных существ? Шариков – злой, мелочный, похабник, пьяница, омерзительный тип. Его первые слова бранные, матерные. Это весь словарный запас Клима и пса на двоих. Человек, который готов служить каждому, кто покормит, как бездомный пес. Но благополучно готов предать за больший куш, как уголовник. Не испытывающий ни любви, ни жалости ни к кому, даже к таким же осиротевшим животным, каким был сам.
Доктор Борменталь
Молодой и талантливый ассистент профессора «с мировым именем». Человек воспитанный, интеллигентный, крайне порядочный. Достаточно эмоциональный, болеющий душой за науку. Искренне любит профессора как учителя, наставника, близкого человека.
Привлекателен внешне. Шарик в своих мыслях называл его «укушенным красавцем» или просто «тяпнутым», так как укусил его за ногу. Известно, что Дарья Петровна (кухарка) была в него влюблена, даже тайно похитила фотокарточку из альбома.
Юноша добрый и терпеливый. Из себя выходит только, когда оскорбляют Преображенского.
Швондер и его окружение
По своей сути это не личность, а общественное лицо, усредненный пролетарий. Новый глава домкома, выбранный жилтовариществом на общем собрании. Как типичный представитель этой общественной прослойки искренне ненавидит классовых врагов. Одним из них считает профессора Преображенского, занимающего семь комнат. Пытается использовать Шарикова в качестве оружия.
Для главы домкома важен не человек, а удостоверяющая бумага: «Документ — самая важная вещь на свете». Ему неважно каким путем явился в мир Полиграф Полиграфович, что представляет из себя, лишь бы был прописан и поставлен на воинский учет.
Автор умышленно не дает характеристику герою. Упоминается лишь, что у него были вьющиеся волосы, торчавшие в разные стороны.
Швондера окружает своеобразная свита. Такие же типичные, усредненные пролетарии. Выделяется из них образ Вяземской – руководитель культотдела дома. У нее нет имени, индивидуальных качеств и даже пола. Ничего личного, только общественное. Вяземскую можно сравнивать с образом комиссара Поляковой – матерью Искры в повести Б. Васильева «Завтра была война». У нее также не было пола, возраста, личной жизни, имени, а только гордое звание «комиссар».
Вывод
В «Собачьем сердце» нет богатой полифонии образов. Есть главные герои, портрет и личность которых описаны в мельчайших деталях. И второстепенные герои, лишенные индивидуальности, типичные для своего класса.