Задание №11 ЕГЭ по математике профильного уровня
Текстовые задачи
В задании №11 ЕГЭ по математике профильного уровня требуется решить текстовую задачу. Как правило задача сводится к составлению двух уравнений с двумя неизвестными, которые необходимо выразить, подставить, вычислить и получить ответ! Приступим к разбору, так как какой-либо теории тут нет.
Разбор типовых вариантов заданий №11 ЕГЭ по математике профильного уровня
Первый вариант задания (демонстрационный вариант 2018)
[su_note note_color=»#defae6″] Весной катер идёт против течения реки в 1 2/3 раза медленнее, чем по течению. Летом течение становится на 1 км/ч медленнее. Поэтому летом катер идёт против течения в 3/2 раза медленнее, чем по течению. Найдите скорость течения весной (в км/ч). [/su_note]Алгоритм решения:
- Обозначаем неизвестные скорости переменными х и у.
- Составляем систему уравнений, исходя из условия.
- Выражаем х из одного уравнения системы через переменную у.
- Найденное выражение подставляем в другое уравнение системы и решаем получившееся уравнение.
- Записываем ответ.
Решение:
1. Пусть скорость катера равна х км/ч, а скорость течения весной у км/ч. Тогда y–1 (км/ч) – скорость течения летом. Скорость катера по течению весной равна х+у км/ч, а против течения х – у км/ч. Летом соответственно скорости по течению и против равны: х+(у – 1) и х – (у – 1) км/ч. 2. По условию катер идет весной по течению со скоростью, которая составляет 5/3 от скорости против течения. Имеем: х+у=(5/3)(х – у). Летом эти скорости разнятся в 3/2раза. То есть: х+(у – 1)=(3/2)(х – (у – 1). Составим систему уравнений:3. Выразим x через y из первого уравнения:
(5/3)(x–y)=(x+y),
(5/3)x – (5/3)y = x + y,
–(5/3)y – y = x – (5/3)x,
–(8/3)y = –(2/3)x,
8y = 2x,
4y = x,
х=4у.
4. Подставляем полученное значение в другое равенство
(3/2)(4y–(y–1)) = 4y+(y–1).
Отсюда(3/2)(4y–y+1) = 4y+y–1,
(3/2)(3y+1) = 5y–,
(9/2)y + 3/2 = 5y–1,
(9/2)y – 5y = –1 – 3/2,
(9/2)y – (10/2)y = –1 – 3/2,
–(1/2)y = –5/2,
(1/2)y = 5/2,
y = 5.
Следовательно, скорость течения весной равна 5 км/ч. Ответ: 5.Второй вариант задания
[su_note note_color=»#defae6″] Расстояние между пристанями А и В равно 77 км. Из А в В по течению реки отправился плот, а через 1 час вслед за ним отправилась моторная лодка, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула обратно и возвратилась в А. К этому времени плот проплыл 40 км. Найдите скорость моторной лодки в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 4 км/ч. Ответ дайте в км/ч. [/su_note]Алгоритм решения:
- Обозначаем неизвестную скорость переменной х.
- Составляем уравнение для решения задачи, учитывая условие.
- Решаем получившееся уравнение.
- Делаем вывод.
- Записываем ответ.
Решение:
1. Пусть скорость лодки равна х км/ч. Тогда ее скорость по течению равна х+4 км/ч, а против течения х – 4 км/ч. 2. Пока лодка шла из точки A к точке B и обратно, плот по течению реки проплыл 40 км. Скорость течения равна 4 км/ч, можно установить, сколько времени двигался плот: 40:4=10 ч. Лодка отправилась в путь на 1 ч позже: 10 – 1= 9 ч. Расстояние в 77 км в направлении течения моторная лодка проплыла за


77(х – 4)+77(х + 4)=9(х + 4)(х – 4)
77х – 77∙4 + 77х + 77∙4 = 9 (х2 – 16)
154х – 9х2 + 9∙16
– 9х2+ 154х + 144 = 0
9х2 – 154х – 144=0
Решаем квадратное уравнение через дискриминант, получаем:

Третий вариант задания (из Ященко, №31)
[su_note note_color=»#defae6″] Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 60 км, одновременно выехали автомобилист и велосипедист. Известно, что в час автомобилист проезжает на 30 км больше, чем велосипедист. Определите скорость велосипедиста, если известно, что он прибыл в пункт В на 2 часа 40 минут позже автомобилиста. Ответ дайте в километрах в час. [/su_note]Алгоритм решения:
- Вводим переменную х.
- Составляем уравнение, исходя из условия.
- Решаем получившееся уравнение.
- Делаем вывод.
- Записываем ответ.
Решение:
1. Обозначим через х скорость движения велосипедиста. 2. Скорость автомобилиста на 30 км/ч выше, следовательно, она равна х+30. Автомобиль 60 км проезжает за



