Задание №13 ЕГЭ по истории


Анализ исторических карт, схем. Первая часть.


Задания по карте не приносят нам много баллов. Однако именно в них чаще всего ребята делают ошибки. Будь то невнимательность, сложность, расчет на удачу или что-то другое — все это ведет к потере одного заветного балла.

Представьте , что вы получили результат экзамена. Хотели ли бы вы прибавить еще один балл? Просто так, ни за что? Если ваш ответ “да”, то не расслабляйтесь на заданиях меньшей стоимости, потому что именно они могут стать решающими в общем зачете.

Понять по схеме, о каком событии идет речь непросто. Признаться, честно, сразу это не получается ни у кого. Однако отчаиваться не стоит.

Конечно, событий очень много, а схем, на которых они изображены еще больше. Но каждое событие имеет свои определенные особенности, запомнив которые вы легко сможете отличить одну карту от другой.

В первую очередь, необходимо понять, о каком событии идет речь. Нередко тип события обозначен в самом задании, например, слова “война”, “поход”, “завоевания” и т.д. может помочь нам.

Кроме того, нужно обращать внимание на легенду карты, т.е. те условные обозначения, к которым даны пояснения. Могут быть отмечены годы, обозначены действия противников или союзников и многое другое. Однако легенда представлена далеко не к каждой карте.

Затем следует изучить непосредственно саму карту и ее топонимику ,т.е. различные названия. Важную роль может сыграть любое название : город, крепость, река, мирный договор, страны, правители и что угодно другое. Как только вы изучили все “маркеры”, нужно разобраться с тем, какое событие представлено.
Если все же угадать не получилось, можно обратиться к последующим заданиям.

Задания с картой — это блок нескольких заданий. Вполне возможно, что информация одного из них натолкнет вас на ответ другого.

Определив событие остается только систематизировать всю имеющуюся информацию и дать правильный ответ на задание.

Как правило, ответ на задание 13 записывается словом или словосочетанием, но не цифрами. Однако бывают и исключения, поэтому внимательно прочтите сам текст задания, прежде чем давать ответ.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем текст задания
  2. Рассматриваем предоставленную схему
  3. Ищем слова-маркеры
  4. Определяем к какому событию относится карта
  5. Находим ответ на задание
  6. Делаем окончательный выбор
  7. Записываем ответ

Разбор типовых заданий №13 ЕГЭ по истории


Первый вариант задания (демонстрационный вариант 2018 года)

[su_note note_color=»#defae6″]

Укажите век, когда произошли события, обозначенные на схеме стрелками. Ответ запишите словом.

[/su_note]

Внимательно изучим карту. Из легенды мы видим, что речь идет о древнерусском периоде, потому как фигурируют союзы славянских племен, а также походы князей.

Мы замечаем столицу Волжской Булгарии -Булгар, а значит, речь идет о событиях до 13 века, т.к после это государство разделилось, а на карте представлено одной линией.

Мы примерно представляем в какие территории были совершены походы. Вспоминаем, кто из русских князей ходил на Булгарию и при этом на Византию. Делаем вывод, что это походы князя Святослава, а, следовательно, речь идет о десятом веке.

Ответ: десятый


Второй вариант задания (сборник Артасова)

[su_note note_color=»#defae6″]

Назовите имя российского императора, в годы правления которого произошли события, обозначенные на схеме.

[/su_note]

Эта карта не относится к тяжелым. Даже взглянув на нее впервые, мы понимаем, что речь идет о событиях, связанных с Японией. Об этом нам ,во-первых, говорит Японское и Желтое море, во-вторых , различные непривычные русскому уху названия.

Опасность заключается только в том, чтобы не перепутать , о каком именно событии идет речь : русско-японская война 1904-1905 годов или же события Второй Мировой войны.

Не перепутать нам помогает сам контекст задания. От нас требуют имя ИМПЕРАТОРА, а об императорах во время ВОВ уже все забыли. Значит речь идет о Николае Втором.

Записываем ответ с маленькой буквы в одно слово.

Ответ: николайвторой


Третий вариант задания (сборник Артасова)

[su_note note_color=»#defae6″]

Напишите название страны, с которой обозначены на схеме военные действия России.

[/su_note]

Если вы запоминаете мелочи и детали событий, о для вас это задание не станет проблемой. На карте есть множество подсказок, которые помогают понять, о каком событии ведется речь.

Во-первых, в левой части карты мы может прочитать имя одного из руководителей противника — Осман-паша.

Если это не говорит вам ни о чем, двигаемся дальше. Два ключевых события этой войны — взятие Плевны и оборона Шипки. Шипку мы так же можем увидеть на карте.

Задание №13 ЕГЭ по истории

Оборона Шипки

Ну и самой главной подсказкой является город Сан-Стефано, где был подписан Сан-Стефанский мирный договор.

Все это указывает на то, что на карте изображена русско-турецкая война 1877-1878 годов.

Ответ: турция


Четвертый вариант задания (сборник Артасова)

[su_note note_color=»#defae6″]

Заполните пропуск в предложении: «Битва, представленная на схеме, состоялась в ______ веке». Ответ запишите в виде слова.

[/su_note]

Это одна из самых известных карт, которая есть практически во всех источниках для подготовки.

Карта говорит об одном из самых важных событий в истории страны, которое поменяло многое не только в российской, но и в мировой истории.

Реки Смолка и Непрядва — первые признак того, что перед вами карта Куликовской битвы. Вторым признаком стало обозначение полков правой и левой руки а так же переправ. Мы без труда определяем,что это 1380 год, а значит четырнадцатый век.

Обратите внимание, что вы можете записать ответ как в том падеже, которого требует контекст, так и в именительном.

Ответ: четырнадцатом/четырнадцатом

Текст: Максим Романович, 3.4k 👀