Определение термина по нескольким признакам
Задание №4 в ЕГЭ по истории нельзя назвать сложным. Однако элементарных знаний теории будет все же недостаточно.
Суть задания состоит в том, чтобы по определению понять , какой термин был пропущен. Особо внимательно стоит отнестись к правописанию самого термина, потому что любая орфографическая ошибка или описка обнулит все задние. Ответ нужно записывать в том падеже, в котором этого требует контекст задания.
Чтобы было легче решить это задание и разобраться с формулировкой, стоит при подготовке всегда обращать внимание на сложные термины, значения которых вам не понятны.
Непосредственно за месяц перед экзаменом стоит сделать упор на такие задания и прорешать типовые.
Алгоритм выполнения задания
- Внимательно читаем текст задания
- Определяем эпоху, к которой относится термин
- Ищем ключевые слова
- Вспоминаем все термины, подходящие данному событию или периоду времени
- Выбираем нужный термин
- Еще раз проверяем себя, записываем ответ
Разбор типовых вариантов заданий №4 ЕГЭ по истории
Первый вариант задания (демонстрационный вариант 2018 года)
[su_note note_color=»#defae6″]
Запишите термин, о котором идёт речь.
Основная часть территории России, не включённая в опричнину Иваном IV.
[/su_note]
Совершенно очевидно, что это 16 век и время правления Ивана Грозного. Начинаем вспоминать все события, связанные с этим периодом, чтобы освежить в памяти всю теорию по данному аспекту. Чем же прославился Иван IV? Конечно, нельзя не вспомнить о венчании на царство, о Ливонской войне, о регенстве Елены Глинской, о реформах Избранной рады, об отмене кормлений, об опричнине, земщине, Стоглавом соборе, присоединении Казанского и Астраханского ханства и так далее.
Если мы видим в задании слово опричнина, и понимаем , что нам нужна противоположная ее часть, мы легко определяем, что был зашифрован термин “земщина”. Перечитываем определение уже подставив термин и проверяем свой ответ.
Ответ: земщина
Второй вариант задания (сборник Артасова)
[su_note note_color=»#defae6″]
Запишите термин, о котором идёт речь.
«Неофициальный совещательный орган при Александре I, состоявший из его ближних друзей (П. А. Строганова, В. П. Кочубея, Н. Н. Новосильцева, А. Чарторыйского) и ставший центром подготовки проектов реформ начала царствования»
[/su_note]
Используем другой подход. Мы понимаем, что требуется указать название какого-либо органа управления. Достаточно вспомнить различные органы управления и разобраться к каким эпохам они относятся.Так мы сможем восстановить в памяти всю иерархию правления и не ошибиться.
Например, при Иване Грозном, такой орган управления мы назвали бы Избранной радой, при Петре Первом такую должность мог занимать Правительствующий Сенат, при Екатерине I это был Верховный тайный совет, при Анне Иоанновне — Кабинет министров и так далее.
Дойдя до Александра I, вспоминаем, что вся власть была сосредоточена в основном в руках министерств. Но кроме того действовал так называемый Негласный комитет, который и требуется указать в данном задании.
Не забудьте , что ответ записывается в одно слово, без пробелов и других знаков!
Ответ: негласныйкомитет
Третий вариант задания (сборник Артасова)
[su_note note_color=»#defae6″]
Напишите пропущенное слово.
Мирный договор, подписанный в 1918 г., между Россией, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией — с другой, по которому Россия понесла значительные территориальные потери, вошёл в историю под названием ____ мир.
[/su_note]
Сразу обратим внимание, что от нас требуют только название этого мирного договора! Слово “мир” в ответе мы уже не пишем.
Определим временные рамки событий. 1918 год — год завершения для России Первой Мировой войны. Значит речь идет о подписании сепаратного мира , ознаменовавшего наше поражение и выход из войны. Он был подписан в городе Брест-Литовске и получил свое название исходя именно из этого.
Отметим, что мы имеем право написать как “брестский” так и “брестлитовский”. Ошибкой это считаться не будет.
Ответ: брестский / брестлитовский
Четвертый вариант задания (сборник Артасова)
[su_note note_color=»#defae6″]
Запишите термин, о котором идёт речь.
Противники церковных реформ патриарха Никона, выступавшие против исправления церковного богослужения по греческим образцам, настаивавшие на следовании «древнему русскому благочестию».
[/su_note]
Буквально с первых строк становится очевидно, что речь идет о церковном расколе 1652-1667 годов (узнать это нам помогает имя патриарха Никона, который непосредственно принимал участие). Русская церковь давно требовала унификации всех обрядов и богослужебных книг, для того , чтобы объединить народ, а тем самым и усилить авторитет и главенство церкви в борьбе с язычеством. Как и с любой реформой, согласились не все. Поэтому часть верующих оставалась приверженцами старых традиций и обрядов. Из-за этого они и получили название старообрядцы. По-другому их называли “раскольники” (включив ассоциации, можно запомнить этот термин, как “рассольники”; на экзамене это поможет разрядить напряженную обстановку и не даст вам забыть этот термин).
Ответ: старообрядцы / раскольники