Задание №4 ЕГЭ по истории


Определение термина по нескольким признакам


Задание №4 в ЕГЭ по истории нельзя назвать сложным. Однако элементарных знаний теории будет все же недостаточно.

Суть задания состоит в том, чтобы по определению понять , какой термин был пропущен. Особо внимательно стоит отнестись к правописанию самого термина, потому что любая орфографическая ошибка или описка обнулит все задние. Ответ нужно записывать в том падеже, в котором этого требует контекст задания.

Чтобы было легче решить это задание и разобраться с формулировкой, стоит при подготовке всегда обращать внимание на сложные термины, значения которых вам не понятны.

Непосредственно за месяц перед экзаменом стоит сделать упор на такие задания и прорешать типовые.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем текст задания
  2. Определяем эпоху, к которой относится термин
  3. Ищем ключевые слова
  4. Вспоминаем все термины, подходящие данному событию или периоду времени
  5. Выбираем нужный термин
  6. Еще раз проверяем себя, записываем ответ

Разбор типовых вариантов заданий №4 ЕГЭ по истории


Первый вариант задания (демонстрационный вариант 2018 года)

[su_note note_color=»#defae6″]

Запишите термин, о ко­то­ром идёт речь.

Основная часть тер­ри­то­рии России, не включённая в оприч­ни­ну Ива­ном IV.

[/su_note]

Совершенно очевидно, что это 16 век и время правления Ивана Грозного. Начинаем вспоминать все события, связанные с этим периодом, чтобы освежить в памяти всю теорию по данному аспекту. Чем же прославился Иван IV? Конечно, нельзя не вспомнить о венчании на царство, о Ливонской войне, о регенстве Елены Глинской, о реформах Избранной рады, об отмене кормлений, об опричнине, земщине, Стоглавом соборе, присоединении Казанского и Астраханского ханства и так далее.

Если мы видим в задании слово опричнина, и понимаем , что нам нужна противоположная ее часть, мы легко определяем, что был зашифрован термин “земщина”. Перечитываем определение уже подставив термин и проверяем свой ответ.

Ответ: земщина


Второй вариант задания (сборник Артасова)

[su_note note_color=»#defae6″]

Запишите термин, о котором идёт речь.

«Неофициальный совещательный орган при Александре I, состоявший из его ближних друзей (П. А. Строганова, В. П. Кочубея, Н. Н. Новосильцева, А. Чарторыйского) и ставший центром подготовки проектов реформ начала царствования»

[/su_note]

Используем другой подход. Мы понимаем, что требуется указать название какого-либо органа управления. Достаточно вспомнить различные органы управления и разобраться к каким эпохам они относятся.Так мы сможем восстановить в памяти всю иерархию правления и не ошибиться.

Задание №4 ЕГЭ по истории

Негласный комитет при Александре I

Например, при Иване Грозном, такой орган управления мы назвали бы Избранной радой, при Петре Первом такую должность мог занимать Правительствующий Сенат, при Екатерине I это был Верховный тайный совет, при Анне Иоанновне — Кабинет министров и так далее.

Дойдя до Александра I, вспоминаем, что вся власть была сосредоточена в основном в руках министерств. Но кроме того действовал так называемый Негласный комитет, который и требуется указать в данном задании.

Не забудьте , что ответ записывается в одно слово, без пробелов и других знаков!

Ответ: негласныйкомитет


Третий вариант задания (сборник Артасова)

[su_note note_color=»#defae6″]

Напишите пропущенное слово.

Мирный договор, подписанный в 1918 г., между Россией, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией — с другой, по которому Россия понесла значительные территориальные потери, вошёл в историю под названием ____ мир.

[/su_note]

Сразу обратим внимание, что от нас требуют только название этого мирного договора! Слово “мир” в ответе мы уже не пишем.

Определим временные рамки событий. 1918 год — год завершения для России Первой Мировой войны. Значит речь идет о подписании сепаратного мира , ознаменовавшего наше поражение и выход из войны. Он был подписан в городе Брест-Литовске и получил свое название исходя именно из этого.

Отметим, что мы имеем право написать как “брестский” так и “брестлитовский”. Ошибкой это считаться не будет.

Ответ: брестский / брестлитовский


Четвертый вариант задания (сборник Артасова)

[su_note note_color=»#defae6″]

Запишите термин, о котором идёт речь.

Противники церковных реформ патриарха Никона, выступавшие против исправления церковного богослужения по греческим образцам, настаивавшие на следовании «древнему русскому благочестию».

[/su_note]

Буквально с первых строк становится очевидно, что речь идет о церковном расколе 1652-1667 годов (узнать это нам помогает имя патриарха Никона, который непосредственно принимал участие). Русская церковь давно требовала унификации всех обрядов и богослужебных книг, для того , чтобы объединить народ, а тем самым и усилить авторитет и главенство церкви в борьбе с язычеством. Как и с любой реформой, согласились не все. Поэтому часть верующих оставалась приверженцами старых традиций и обрядов. Из-за этого они и получили название старообрядцы. По-другому их называли “раскольники” (включив ассоциации, можно запомнить этот термин, как “рассольники”; на экзамене это поможет разрядить напряженную обстановку и не даст вам забыть этот термин).

Ответ: старообрядцы / раскольники

Текст: Максим Романович, 3.3k 👀