Воспроизведение организмов. Онтогенез.
[su_spoiler title=»Разделы из кодификатора, соответствующие заданию №8″]
Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.
Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов.
Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции.
Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.
Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома).
[/su_spoiler]
На самом деле, с частью тем уже приходилось столкнуться еще в 7 задании: изменчивость и размножение. Номера не такие уж страшные. Из себя они, в большинстве своем, представляют соотношение пары наименований с характеристикой или чем-то подобным. Кроме того, встречаются и задания на выбор нескольких вариантов ответа. На «Решу ЕГЭ» упражнений мало, в сумме около 50-60, так что готовьте дополнительные сборники для качественной подготовки.
Заданий относится к повышенному уровню, за правильное выполнение можно получить 2 балла.
Разбор типовых заданий №8 ЕГЭ по биологии
Итак, ближе к делу. «Решу ЕГЭ» выделяет 3 раздела:
- Воспроизведение организмов/Биотехнология
- Закономерности наследственности и изменчивости
- Онтогенез. Жизненный цикл растений/Зародышевые листки
Выглядит сложно, но, если разобраться, то все не так плохо. Можно выделить 20 типов заданий, это не так много, потому что несколько заданий могут относиться к одной теме.
Воспроизведение организмов и Биотехнология
Половое и бесполое размножение
[su_note note_color=»#defae6″]
Установите соответствие между двумя основными формами размножения и их признаками.
ПРИЗНАКИ | ФОРМА РАЗМНОЖЕНИЯ |
А) происходит без образования гамет Б) участвует лишь один организм В) происходит слияние гаплоидных ядер Г) образуется потомство идентичное исходной особи Д) у потомства проявляется комбинативная изменчивость Е) происходит с образованием гамет |
1) бесполое 2) половое |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
[/su_note]
Основная черта полового размножения — участие в процессе гамет (половых клеток) двух разнополых организмов, потомство притом получается разнородным, так как проявляется наследственная изменчивость, а именно — комбинативная.
У бесполого размножения, соответственно, все наоборот: потомство идентичное, участвует одна особь.
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 |
Ответ: 112122.
[su_note note_color=»#defae6″]
Установите соответствие между способом размножения и конкретным примером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ |
А) спорообразование папоротника Б) образование гамет хламидомонады В) образование спор у сфагнума Г) почкование дрожжей Д) нерест рыб |
1) бесполое 2) половое |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
[/su_note]
Половое размножение как-то более понятно, поэтому почему бы не начать с него. Во-первых, найдем слово «гамета» во вариантах ответа. Оно соответствует половому размножению.
Читаем дальше. Нерест рыбы. Это просто. Ну, конечно же, это половое размножение.
Почкование — однозначно бесполое. Очень известный пример данного типа размножения, поэтому вряд ли вызовет вопросы.
Еще одно важное слово, характеризующее половое размножение — «зигота». Зигота — это результат слияния гамет, соответственно, она диплоидна.
И у мха, и у папоротника есть зиготы. В ответах этого слова нет, так что относится к половому размножению эти варианты не могут.
А | Б | В | Г | Д |
1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
Ответ: 12112.
Гаметогенез
[su_note note_color=»#defae6″]
Установите соответствие между процессом, происходящим при сперматогенезе, и зоной, в которой происходит данный процесс.
ПРОЦЕСС | СТАДИЯ СПЕРМАТОГЕНЕЗА |
А) митотическое деление первичных половых клеток Б) образование диплоидных сперматогониев В) образование сперматоцитов 1-го порядка Г) мейотическое деление клеток Д) образование гаплоидных сперматид |
1) зона роста 2) зона размножения 3) зона созревания |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
[/su_note]
Гаметогенез-процесс развития и созревания половых клеток: сперматозоидов и яйцеклеток.
На каждой стадии у клеток есть свои названия:
Клетки, получившиеся в результате митозов называются сперматогонии и овогонии.
Клетки, которые делятся первый раз мейозом- сперматоцит и овоциты I порядка.
Второй раз мейоз — сперматоциты и овоциты II порядка.
После второго мейоза сперматоциты становятся сперматидами, а потом- сперматозоидами.
После второго мейоза 3 клетки отмирают, а одна становится яйцеклеткой.
Рассмотрим еще одну схему. Стадия размножения охватывает многократное деление митозом первичных половых клеток.
Увеличение размеров клеток и первый мейоз- стадия роста.
Второй мейоз и до конца – созревание.
Соединим данные с названиями клеток, стадиями и делениями:
А | Б | В | Г | Д |
2 | 2 | 1 | 3 | 3 |
Ответ: 22133.
Типы развития насекомых
- Прямое – ребенок похож на родителя, только меньше по размерам и у него недоразвиты некоторые органы (млекопитающие, птицы).
- Непрямое (с превращением, с метаморфозом) – ребенок (личинка) сильно отличается от родителя (лягушки, насекомые).
При непрямом развитии уменьшена конкуренция между детьми и взрослыми, поскольку они живут в разных местах и питаются разной пищей.
У всех насекомых развитие непрямое, превращение может быть полное и неполное.
Полное: из яйца развивается личинка, она питается, растет, затем превращается в покоящуюся стадию куколку, внутри которой происходит полная перестройка всех органов, из куколки выходит взрослое насекомое (имаго).
Неполное: стадия куколки отсутствует.
[su_note note_color=»#defae6″]
Установите соответствие между насекомым и типом его развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
НАСЕКОМОЕ | ТИП РАЗВИТИЯ |
А) медоносная пчела Б) майский жук В) азиатская саранча Г) капустная белянка Д) зеленый кузнечик |
1) с неполным превращением 2) с полным превращением |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
[/su_note]
Для выполнения этого задания нужно не только выучить что такое полноенеполное превращение, но и отряды насекомых (или как минимум по представителю).
А | Б | В | Г | Д |
2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
Ответ: 22121.
Различные методы
[su_note note_color=»#defae6″]
Установите соответствие между методом селекции и его использованием в селекции растений и животных.
МЕТОД | ОБЪЕКТ |
А) массовый отбор Б) отбор по экстерьеру В) получение полиплоидов Г) искусственный мутагенез Д) испытание родителей по потомству |
1) селекция растений 2) селекция животных |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
[/su_note]
Начнем рассуждать.
Массовый отбор, наверно, больше характерен для растений нежели, для животных. Растений просто больше и они занимают большие площади территории.
Экстерьер — внешний вид. Это относится к селекции животных. Выведение новых пород основано и на этом тоже, на внешнем виде.
Полиплоидов скорее легче получить у растений, чем у животных. Они проще.
Животных не подвергают искусственному мутагенезу из-за смертности.
Родители, потомство — явно говорится о животных.
А | Б | В | Г | Д |
1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
Ответ: 12112.
[su_note note_color=»#defae6″]
Установите соответствие между методами и областями науки и производства, в которых эти методы используются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
МЕТОДЫ | ОТРАСЛИ |
А) получение полиплоидов Б) метод культуры клеток и тканей В) использование дрожжей для производства белков и витаминов Г) метод рекомбинантных плазмид Д) испытание по потомству Е) гетерозис |
1) селекция 2) биотехнология |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
[/su_note]
Разберемся с терминологией:
Биотехнология — это производство необходимых человеку продуктов и материалов с помощью живых организмов, культивируемых клеток и биологических процессов.
Селекция: получение полиплоидов; испытание по потомству; гетерозис. Биотехнология: метод культуры клеток и тканей; использование дрожжей для производства белков и витаминов; метод рекомбинантных плазмид.
Гетерозис — увеличение жизнеспособности гибридов вследствие унаследования определённого набора аллелей различных генов от своих разнородных родителей.
По простому, если обобщить, то в биотехнологии из одного генерируют другое, а при селекции используют существующие материалы и работают с ними.
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Ответ: 122211.
[su_note note_color=»#defae6″]
Установите соответствие между приёмами и методами биотехнологии: для этого к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЁМЫ | МЕТОДЫ |
А) работа с каллусной тканью Б) введение плазмид в бактериальные клетки В) гибридизация соматических клеток Г) трансплантация ядер клеток Д) получение рекомбинантной ДНК и РНК |
1) клеточная инженерия 2) генная инженерия |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
А | Б | В | Г | Д |
[/su_note]
Здесь все совсем легко: где клетка — там клеточная инженерия, где не клетка- генная. Ну и ткань состоит из клеток.
А | Б | В | Г | Д |
1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
Ответ: 12112.
Закономерности наследственности и изменчивости
Наследственность — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа сохраняют в своих потомках характерные черты вида.
Изменчивость — разнообразие признаков среди представителей данного вида, а также свойство потомков приобретать отличия от родительских форм
Генная мутация— изменения ДНК в пределах одного гена.
Геномная мутация— мутация, в результате которой происходит изменение числа хромосом.
- Гаплоидия— уменьшение в кариотипе соматических клеток числа хромосом вдвое.
- Полиплоидия— увеличение в кариотипе соматических клеток числа хромосом в какое-то количество раз.
- Анеуплоидия— изменение в кариотипе соматических клеток числа хромосом на какое-то число.
- Полисомия— появление в генотипе дополнительных половых хромосом (X,Y).
Хромосомные мутации— изменения в структуре хромосом.
- Делеция— утрата участка хромосомы.
- Дупликация— удвоение участка хромосомы.
- Инверсия— поворот на 180 градусов участка хромосомы
Транслокация— перестановка участка хромосомы на другое место.
Мутации
[su_note note_color=»#defae6″]
Установите соответствие между характеристикой мутации и ее типом.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ТИП МУТАЦИИ |
А) включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК Б) кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной клетке В) нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка Г) поворот участка хромосомы на 180 градусов Д) уменьшение числа хромосом в соматической клетке Е) обмен участками негомологичных хромосом |
1) хромосомная 2) генная 3) геномная |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
[/su_note]
Разберемся с вариантами ответов:
1.нуклеотиды-генная
2.кратное увеличение числа хромосом-геномная
3.аминокислоты, состоящие из триплетов нуклеотидов- генная
4.поворот хромосомы- хромосомная
5.уменьшение числа хромосом- геномная
6.обмен участками хромосом- хромосомная
А | Б | В | Г | Д | Е |
2 | 3 | 2 | 1 | 3 | 1 |
Ответ:232131.
[su_note note_color=»#defae6″]
Установите соответствие между характеристикой изменчивости и её примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию к рисунку из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМА | ОРГАНИЗМ |
А) изменчивость носит групповой характер Б) приводит к созданию новых генотипов В) наследуется Г) проявляется в новых комбинациях признаков Д) изменения носят только фенотипический характер Е) изменения определяются нормой реакции |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
[/su_note]
Если у растения листья вытянулись из-за недостатка света, но растение изменилось только внешне, то есть фенотипически. В генотипе у него ничего не изменилось. Это был пример ненаследственной изменчивости, она же фенотипическая, она же модификационная.
Ситуация 2. У животных в размножении участвуют две особи, то в процессе кроссинговера генетический материал как бы перетасовывается, как карты в колоде, но в соответствии с вариантами развития признака. Есть гены, отвечающие, к примеру за цвет глаз. Пусть в роду у одной особи были карие и зеленые глаза, у другой-зеленые и голубые. Какую «карту» вы вытяните- неизвестно. Может, это будет карий и голубой, где карий доминирует. Может- карий и зеленые, где карий доминирует, может, зеленый и зеленый, потомство будет с зелеными глазами. А может, зеленый и голубой, тогда потомство будет с зелеными глазами. И вот это множество комбинаций и называется комбинативной изменчивостью.
Модификационная изменчивость носит групповой характер, а комбинативная- индивидуальный.
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Ответ: 122211.
Норма реакции
[su_note note_color=»#defae6″]
Установите соответствие между признаком и диапазоном его нормы реакции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК | ДИАПАЗОН |
А) строение глаза насекомого Б) удойность коровы В) урожайность пшеницы Г) масса тела человека Д) количество пальцев на руках |
1) узкая норма реакции 2) широкая норма реакции |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам
А | Б | В | Г | Д |
[/su_note]
Норма реакции — это та максимальная доля от фенотипического значения признака, на которую может изменить признак среда.
Глаз одного вида насекомых не будет кардинально отличаться, норма реакции узкая.
Корова может дать в один день много молока, а в другой- всего ничего, норма широкая.
Один год может быть урожайным, а другой — нет, норма широкая.
Человек весил 55 кг, набрал до 100кг, норма широкая.
Количество пальцев в норме 5, бывают аномалии, но +-1, норма узкая.
А | Б | В | Г | Д |
1 | 2 | 2 | 2 | 1 |
Ответ: 12221.
Онтогенез. Жизненный цикл растений и зародышевые листки.
Стадии развития
Каждый зародышевый листок дает начало чему-то
Зародышевый листок | Системы органов |
Эктодерма | Кожа, нервная система, органы чувств |
Мезодерма | Пищеварительный канал, печень, поджелудочная железа, легкие, хорда |
Энтодерма | Мышцы, кровь, сосуды, кости, хрящи, гонады |
[su_note note_color=»#defae6″]
Установите соответствие между процессами, происходящими на разных стадиях развития зародыша трёхслойных животных, и стадиями, на которых эти процессы происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ | СТАДИИ |
А) образуется однослойный зародыш Б) формируется мезодерма В) образуется двуслойный зародыш Г) образуется вторичная полость тела Д) образуется однослойный зародышевый пузырёк Е) начинается органогенез |
1) бластула 2) гаструла 3) нейрула |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
А | Б | В | Г | Д | Е |
[/su_note]
Однослойный зародыш — это бластуляция.
Образование мезодермы происходит в стадию нейрулы.
Двуслойный зародыш — гаструляция.
Вторичная полость — нейрула.
Первичный пузырек — бластула.
Органогенез — нейрула.
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 |
Ответ: 132313.
Жизненный цикл мха
[su_note note_color=»#defae6″]
Все приведённые ниже признаки, кроме двух, — диплоидные стадии развития мха. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
- спорофит
- спорангий
- листья
- спора
- зигота
[/su_note]
Жизненные циклы остается только выучить.
На схеме видно, что взрослые растения гаплоидны, а это значит, что гаплоидны и листья.
Также гаплоидны споры.
Ответ: 34.