Разбор задания №2 ОГЭ по русскому языку


Синтаксический анализ


Задание №2 – одно из самых трудоёмких в ОГЭ. Оно направлено на анализ предложенного текста с точки зрения синтаксиса. Обычно текст состоит из пяти предложений. Чаще всего встречаются задания, связанные с определением грамматической основы предложения. Но могут встретиться и вопросы о второстепенных членах предложения, или нужно будет определить вид придаточной части сложноподчиненного предложения. За верное выполнение задания можно получить 1 балл.


Краткая теория для выполнения задания № 2 ОГЭ:

Подлежащее отвечает на вопрос кто? что?

Сказуемое отвечает на вопрос что делать? что сделать? каков предмет? какой предмет? что такое предмет? как?

Существует два типа предложений:

  • Двусоставные (где есть и подлежащее и сказуемое): День клонился к закату. (Что?) день подлежащее, (что делал?) клонился сказуемое.

Иногда один из главных членов может быть выпущен из предложения, но при этом подразумеваться, быть понятным из контекста. Такие предложения называются двусоставными неполными:

Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я — довольно плохо, по обыкновению.

Предложение сложное, состоит из двух частей. Первая часть представлена грамматической основой Ермолай стрелял – двусоставное полное предложение. Вторая часть сложного предложения представлена только подлежащим – я – предложение двусоставное неполное с пропуском сказуемого (оно очевидно из контекста).

  • Односоставные предложения (в качестве грамматической основы выступает только подлежащее или только сказуемое).

Весь теоретический материал, необходимый для выполнения задания Теория к заданию №2 ОГЭ

Запомните:

  1. Обращение не является членом предложения, следовательно, не может быть подлежащим: Коллеги, собрание началось.
  2. Приложение не является подлежащим или сказуемым, оно является определением: Твой Ваня, отличник и спортсмен, уехал к бабушке.
  3. Вводные слова и словосочетания не являются членами предложения и, следовательно, не могут быть грамматической основой предложения: Несомненно, я выучу стихотворение. Несомненно – вводное слово, я выучу– грамматическая основа.
  4. Местоимения в косвенных падежах не являются подлежащими («мне», «тебе», «ей», «нам», «вам», «ему», «им» – дополнения): Мне пришлось переехать в другой город.
  5. Инфинитив может быть и подлежащим, и сказуемым, и частью составного глагольного сказуемого, и определением, и обстоятельством, и дополнением!
  6. В придаточной части сложноподчинённого предложения в роли подлежащего могут выступать союзные слова который, которая, которое, которые, кто, что: В комнате были дети, которые не обращали на нас внимания.

Также важно правильное определение границ составного глагольного или составного именного сказуемого. Многие видят только одну часть составного сказуемого. Это приводит к ошибке. Например, в предложении Завтра юноши начнут готовиться к забегу составное глагольное сказуемое начнут готовиться, а не начнут, т.к. именно в инфинитиве готовиться заключается лексическое значение.

Алгоритм выполнения задания №2 ОГЭ:

  1. Внимательно прочитайте задание и предложения для анализа.
  2. Найдите в указанных предложениях (они в тексте специально пронумерованы) то, о чем говорится в вариантах ответов: грамматическую основу, вводное слово, обособленное определение и т.д.
  3. Проанализируйте каждый вариант ответа и определите, верный он или нет.
  4. Запишите ответ.

Разбор типовых заданий №2 ОГЭ по русскому языку


Первый вариант задания

Разберем задание №8 из демонстрационного варианта 2017:

Выпишите грамматическую основу предложения 22.

(22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Подлежащего, отвечающего на вопросы кто?и что? в данном предложении нет, находим только сказуемое создают, отвечающее на вопрос что делают?
  2. Предложение односоставное неопределенно личное. Сказуемое – создают – глагол 3 лица. Деятеля определить сложно (кто-то создает).
  3. Модальных слов нет.
  4. Однородных сказуемых нет.

Ответ: создают.


Второй вариант задания

Выпишите грамматическую основу предложения 12.

(12)Он взял три ве­точ­ки ми­мо­зы и пошёл в школу.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Кто? – он – подлежащее. Он (что сделал?) взял, пошел.
  2. Предложение двусоставное полное.
  3. Модальных слов в составе сказуемого нет.
  4. Предложение осложнено однородными сказуемыми.

Ответ: он взял и пошел.


Третий вариант задания

Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 4.

(4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. 

Алгоритм выполнения задания:
  1. Подлежащего, отвечающего на вопросы кто? и что? в данном предложении нет, находим только сказуемое повели, отвечающее на вопрос что сделали?
  2. Предложение односоставное неопределенно личное. Сказуемое – повели – глагол 3 лица. Деятеля определить сложно (кто-то повел).
  3. Модальных слов нет.
  4. Однородных сказуемых нет.

Ответ: повели.

Текст: Ирина Мещерякова, 13.9k 👀