👀 2.6k |

Разбор задания №29 ЕГЭ по обществознанию


Эссе


Двадцать девятое задание ЕГЭ по обществознанию – написание эссе по одному из шести приведенных высказываний. Экзаменующемуся на выбор предлагаются 6 цитат в разных областях обществознания – философии, социальной психологии, экономики, социологии, политологии, правоведения. Максимально за это задание можно получить 5 первичных баллов.


Теория для написания эссе в ЕГЭ по обществознанию


Как написать эссе в ЕГЭ по обществу на максимальный бал?

Вот наш ответ!

Первый балл начисляется за раскрытие темы – интерпретацию высказывания; это критерий К1.

Например, если тема звучит как «Действительными хозяевами рыночной экономики являются потребители», а авторство высказывания принадлежит Л. Мизесу, можно написать, например, такой вариант интерпретации:

В данном высказывании автор поднимает проблему роли потребителей в рыночной экономике. Л. Мизес считает, что ведущая роль в рыночной экономике принадлежит именно потребителям, а не производителям или государству; по его мнению, действия потребителя и его потребности оказывают решающее воздействие на рынок.

В том случае, если по критерию К1 получено 0 баллов, работа дальше не проверяется!

Если у вас есть какие-то биографические сведения об авторе высказывания, можно их указать, например – Я полностью согласен с высказыванием известного юриста периода дореволюционной России, который отстаивал демократические принципы правосудия – А. Ф. Кони. Выразить согласие с высказыванием автора необходимо; достаточно просто написать что-то вроде «Я согласен с автором приведенного высказывания».

По критерию К2, который называется «характер и уровень теоретической аргументации», можно получить максимум 2 первичных балла. Их дают в том случае, если тема раскрыта с опорой на нужные понятия, приведены теоретические положения, рассуждения и выводы.

Если в ответе приводятся понятия и положения, которые относятся к теме, но не связаны между собой, ученик получает 1 первичный балл, а если понятия и положения не связаны  с темой – 0. Если ученик приводит положения, являющиеся ошибочными с точки зрения научного обществознания, оценка по данному критерию снижается на 1 балл.

По критерию К3, который называется «качество фактической аргументации», также можно получить 2 первичных балла – если приведено не менее 2 примеров, относящихся к теме, взятых из разных источников. Источниками могут быть сообщения средств массовой информации, материалы учебных предметов, собственные наблюдения. Однако если аргументы даны только с опорой на личный опыт или взяты из источников одного типа, дается 1 первичный балл; столько же баллов дают в случае, если приведен только один пример. Если же приводятся примеры из разных учебных предметов, это считается примерами из разных источников.


Пример написания эссе


Рассмотрим пример написания первой части работы в продолжение первой написанной нами интерпретации:

В данном высказывании автор поднимает проблему роли потребителей в рыночной экономике. Л. Мизес считает, что ведущая роль в рыночной экономике принадлежит именно потребителям, а не производителям или государству; по его мнению, действия потребителя и его потребности оказывают решающее воздействие на рынок. Я полностью согласна с мнением автора.

Рыночная экономика – это такая экономическая система, которая основана на многообразии форм собственности, конкуренции, предпринимательской деятельности и частной инициативе. Продавцы и покупатели совершают многочисленные сделки купли-продажи товаров и услуг. Одним из важнейших рыночных механизмов является спрос – желание и возможность потребителя приобрести тот или иной продукт. Как видим, спрос напрямую регулируется потребителями – если товар востребован и спрос на него повышается, производитель соответственно будет заниматься увеличением его количества, стараться привлечь большее число покупателей, а если не востребован – продавец вынужден отказаться от его реализации. Главная цель производителя – увеличение получаемой прибыли, что напрямую зависит от потребителей, от их желания или нежелания его приобретать. Если производитель будет поставлять на рынок качественный товар и ориентироваться на желания потребителей, он может рассчитывать на рост своих доходов, но без учета мнения покупателя это невозможно.

В написанной нами работе присутствует объяснение терминов «рыночная экономика» и «спрос»; также мы объясняем, как именно потребитель влияет на производителя. Давайте попробуем привести примеры:

В качестве доказательства верности данного утверждения можно привести такой пример влияния потребителей на экономику, как экономический кризис, произошедший в США на рубеже 20-х — 30-х годов прошлого века – Великая Депрессия. Он был вызван кризисом перепроизводства: предложение превысило спрос, и потребители просто не имели возможностей для покупки товаров и услуг, вследствие чего многие компании разорились.

Также можно отметить, что влияние оказывает не только предпочтение потребителей, но и их возраст, семейное положение. Например, если в городе построили новый жилой комплекс, куда въехало много родителей с детьми, и в непосредственной близости от него нет магазинов с детскими товарами, но есть супермаркет, можно ожидать роста спроса на товары для детей в супермаркете. Впоследствии супермаркет будет расширять ассортимент таких товаров, делать дополнительные заказы, а непосредственный производитель – увеличивать производство. А ведь если бы большинство въехавших в жилой комплекс являлись пенсионерами, увеличения спроса на товары для детей не произошло бы.

Мы приводим один пример из истории, а второй – с опорой на жизненный опыт. Осталось написать заключение:

Таким образом, Л. Мизес был прав, говоря, что потребители являются хозяевами рыночной экономики. По сути, весь рынок функционирует, опираясь на их действия и предпочтения; главное, чтобы это осознавали и сами потребители.

Количество слов в эссе не ограничено, но исходя из названия понятно, что оно не должно быть слишком большим – не нужно «лить воду», лучше написать короткую, но емкую работу, удовлетворяющую критериям. В написании хороших эссе очень важна практика – если написать несколько десятков работ по разным темам, на экзамене не должно быть трудно; к тому же, кто знает, вдруг там попадется одна из проработанных раннее тем!

Успехов в написании эссе!


Даниил Романович | 📄 Скачать PDF |

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *