Что лучше – истина или сострадание? На дне.
Истина или сострадание? Что лучше, важнее, нужнее человеку в жизни? Подобная формулировка вошла в данную тему неслучайно. В таком виде она прозвучала в интервью, которое дал сам Максим Горький после написания пьесы «На дне» и её постановки в общедоступном Московском Художественном театре актёрами труппы К.С. Станиславского. Писатель сказал, что это важнейшая проблема, поставленная в драме: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше, истина или сострадание? Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский»
Тема сочинения направлена на осмысление этой проблемы. Поскольку это философский вопрос, однозначный ответ на который вряд ли возможен, то жанром вашей работы, несомненно, будет рассуждение.
Лексическая работа
- Сострадание — это способность не только почувствовать боль другого человека, но и оказать помощь либо в избавлении от неё, либо в её уменьшении.
- Сострадать – сочувствовать, сопереживать, разделять страдание другого.
В тексте слово сострадание, сострадать может быть использовано так: «Человек должен уметь сострадать другому. Если кто-то жалеет и понимает тебя, страдает вместе с тобой, разделяя твою боль, твоё страдание, то появляется надежда на лучшее, и ты находишь в себе силы, чтобы всё преодолеть. Сострадание как выражение любви к ближнему есть поистине исцеляющая и преображающая сила».
План сочинения
- Трагизм судеб обитателей ночлежки в пьесе М. Горького «На дне». Частная правда ночлежников.
- Мировоззренческий спор героев. Правда или сострадание? Что нужнее?
- человека нужно жалеть (философская позиция Луки);
- «А я вот.. . не умею врать! Зачем? По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» (правда факта Бубнова, её откровенный цинизм);
- «Человек – вот правда! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» (философия Сатина как отражение позиции автора).
- Заключение. Моё понимание данной проблемы.
Цитатный материал
Вы можете использовать предлагаемый нами цитатный материал, который поможет вам быть в своей работе убедительными.
Лука. И.. . чего тебе правда больно нужна.. . подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя.. .
Актер. (останавливается, не затворяя двери, на пороге и, придерживаясь руками за косяки, кричит) . Старик, эй! Ты где? Я — вспомнил.. . слушай. (Шатаясь, делает два шага вперед и, принимая позу, читает. )
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Наташа. Видно, вранье-то.. . приятнее правды.. .
Бубнов. Мм-да!. . А я вот.. . не умею врать! Зачем? По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?
Клещ (вдруг снова вскакивает, как обожженный, и кричит) . Какая – правда? Где – правда? (Треплет руками лохмотья на себе. ) Вот – правда! Работы нет.. . силы нет! Вот – правда! Пристанища.. . пристанища нету! Издыхать надо.. . вот она, правда! Дьявол! На.. . на что мне она – правда? Дай вздохнуть.. . вздохнуть дай! Чем я виноват?. . За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя.. . вот она – правда!. .
Клещ (дрожит от возбуждения). Говорите тут – пра-авда! Ты, старик, утешаешь всех.. . Я тебе скажу.. . ненавижу я всех! И эту правду.. . будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она – проклята!
Лука (задумчиво, Бубнову). Вот.. . ты говоришь – правда.. . Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку.. . не всегда правдой душу вылечишь.. . Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил.. .
Костылев. Да. А как же?. . Что такое.. . странник? Странный человек.. . непохожий на других.. . Ежели он – настоящее странен.. . что-нибудь знает.. . что-нибудь узнал эда-кое.. . не нужное никому.. . может, он и правду узнал там.. . ну, не всякая правда нужна.. . да! Он – про себя ее храни.. . и – молчи! Ежели он настояще-то.. . странен.. . он – молчит!
Клещ. Правды он.. . не любил, старик-то.. . Очень против правды восставал.. . так и надо! Верно – какая тут правда? И без нее – дышать нечем.. . Вон князь.. . руку-то раздавил на работе.. . отпилить напрочь руку-то придется, слышь.. . вот те и правда!
Сатин … Что такое – правда? Человек – вот правда! Он это понимал.. . вы – нет! Вы – тупы, как кирпичи.. . Я – знаю ложь! Кто слаб душой.. . и кто живет чужими соками – тем ложь нужна.. . одних она поддерживает, другие – прикрываются ею.. . А кто – сам себе хозяин.. . кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев.. . Правда – бог свободного человека!
Предлагаем вариант начала работы (первый пункт плана): «Герои пьесы «На дне», живущие в ночлежке Костылёва, оказались в бесчеловечных, унизительных условиях существования. Их жизнь словно остановилась. То, что было когда-то, стало лишь воспоминанием, будущем никто не говорит и не мечтает. Люди словно похоронены заживо: о них никто не помнит, не знает, они никого не интересуют, никто не жалеет. Каждый живёт со своей частной правдой, которую установил для себя. Настя уверяет всех (в первую очередь себя) в существовании светлой любви, Барон – в существовании своего удивительного прошлого. Клещ правдой называет своё положение: «Работы – нет… силы – нет! Вот – правда!» Для Василисы правда то, что она надоела Ваське пеплу, а сестра теперь её соперница. Такая правда находится на уровне факта: было – не было – есть сейчас».
Дополнительные материалы, которые вы можете использовать для написания этого сочинения, можно найти на нашем сайте в сочинениях на тему «Правда и ложь в пьесе М. Горького «На дне» и «Образ Луки в драме «На дне».
Первый вариант сочинения
Пьеса М. Горького «На дне» — сложное произведение с глубоким философским смыслом. Что делает человека сильнее? Что помогает или мешает ему жить? Что лучше: истина или сострадание? Именно на эти вопросы и пытаются найти ответы обитатели ночлежки Костылева.
Главной особенностью пьесы является то, что на эти вечные темы рассуждают не люди из высшего общества, а те, которые оказались на самом дне. Среди всех них можно выделить только двух «идеологов»: странника Луку и шулера Сатина. Лука проповедует философию сострадания, а Сатин выступает за культ истины.
Поразительно, что о необходимости истины говорит именно шулер, картежный мошенник, ежедневно обманывающий других людей. Тем не менее он считает, что только правда является Богом свободного человека, а ложь – религия рабов. По его мнению, любой человек достоин уважения, а жалость унижает человеческое достоинство. Монологи Сатина такие проникновенные, потому что именно этот герой выражает позицию, близкую самому М. Горькому. Автор тоже считает, что важнее всего в мире человек, а человеку жизненно необходима правда.
Странник Лука, неожиданно появившийся в ночлежке, придерживает иной точки зрения. Он добрый, снисходительный и терпимый к чужим порокам. Лука всегда готов выслушать того, кто нуждается в этом, он искренне интересуется жизнью других людей. Единственным его недостатком является излишнее сострадание к человеку. Из жалости к обречённым жителям ночлежки Лука начинает лгать им, убеждая в том, что их несбыточные мечты обязательно сбудутся. Он считает, что человек – это то, во что он верит.
До неожиданного исчезновения Луки жизнь обитателей дна заметно улучшилась, многие из них начали верить в то, что их ждёт лучшее будущее. Анна стала меньше волноваться из-за своей болезни, поверив в то, что её ожидает покой и умиротворение на том свете, Пепел начинает мечтать о свободной и честной жизни в Сибири, а Настя живёт мечтами о высокой любви. Воодушевлённый рассказами о бесплатной лечебнице для алкоголиков Актёр даже начинает работать и на некоторое время бросает пить. Но все эти перемены оказались временными.
Когда Лука исчез, все осознали, что он всего лишь их успокаивал и на самом деле его слова – утешительная ложь. Его сострадание привело к тому, что обречённым и без того людям стало ещё хуже. Пепел, пытаясь изменить свою жизнь, оказался в тюрьме. Настя находилась в полнейшем отчаянии, а Актёр и вовсе не выдержал суровой реальности. Осознав тщетность своих надежд, он повесился, не в силах дальше так жить.
Выходит, что главная истина в жизни – это сам человек, и только ему выбирать, как жить дальше. Однако в любом случае каждому нужна реальная надежда, а не утешительная ложь из сострадания. Финал пьесы остаётся неопределённым. Подняв тему сильной личности, автор даёт возможность героям что-то почувствовать, осознать. Но ответа на вопрос: «Что лучше истина или сострадание?» — М. Горький так и не дал.
Второй вариант сочинения
В пьесе «На дне» затронут вечный вопрос, который никогда не потеряет своей актуальности. Что лучше: истина или сострадание? На этот вопрос трудно дать ответ, так как эти понятия нельзя противопоставить друг другу.
Сам автор явно предпочитает истину, и свои мысли он вложил в уста Сатина, который всё время отстаивает права и свободу человека. Ему в произведении противопоставляется старец Лука, который случайно попал в ночлежку Костылевых. С его появлением многие здешние обитатели обрели надежду, которая хоть и была ложной, но всё-таки помогала им двигаться дальше.
Лука – очень добрый и отзывчивый человек, однако его милосердие напрямую связано с ложью. И неважно, что эта ложь было во спасение, обман всегда остаётся обманом. К чему может привести эта спасительная ложь? М. Горький показывает трагические последствия такого сострадания.
Лука действительно сочувствует обитателям ночлежки, но он вселяет губительные надежды в уязвимые души несчастных людей.
У Сатина другое мировоззрение. Несмотря на свою мошенническую деятельность, он – настоящий философ. В далёком прошлом он служил телеграфистом и любил читать книги. Его судьба полностью изменилась после того, как он угодил в тюрьму, защищая честь своей сестры. К прежней жизни он уже не вернулся, после долгих лет тюремного заключения обратного пути не было. Этот печальный опыт изменил его отношение к окружающему миру, изменил нравственные ценности и приоритеты.
Во всех спорах, происходящих в ночлежке, Сатин отстаивает могущество человека. Именно он осуждает позицию Луки. Он считает ложь, даже спасительную, уделом рабов. А свободному человека нужна только правда, по его мнению. Сатин не говорит о подлости или злых умыслах Луки, он понимает, что стариком двигали только благие намерения, но он уверен в том, что сострадание унижает других людей и вселяет в них ложные надежды.
М. Горький поддерживает позицию Сатина. Он считает, что у человека должно хватать мужества принять правду такой, какая она есть, потому что лишь истина делает человека сильнее и увереннее в себе. Только правда способна изменить общество, погрязшее в пороках. Человек должен понимать, что вокруг него происходит, и самостоятельно делать выбор, а сострадание лишает его этой возможности.
Размышляя над главным вопросом пьесы «На дне», автор испытывает жизнью философию Луки и Сатина. Он наглядно показывает, как повлияли на обитателей их слова. Выходит, что нет в жизни ничего важнее истины, но иногда без сострадания и утешительной лжи не обойтись.
Третий вариант сочинения
Что лучше – истина или сострадание? Это вопрос, который при более глубоком рассмотрении вызывает большие сомнений, чем определенности.
Что такое истина? Это нечто существующее в реальности, утверждение, проверенное опытом. Что такое сострадание? Эмпатия, сочувствие к другому человеку. Эти понятия сложно противопоставить друг другу. Но именно это делает М. Горький – автор пьесы «На дне».
Действие пьесы происходит в ночлежке для босяков, «бывших людей». Это место больше напоминает тюремный подвал, нежели помещение, пригодное для жизни. Жители ночлежки – люди, озлобленные на жизнь, потерявшие всякую надежду на лучшее будущее, равнодушные друг к другу и к себе. Они забыли свое прошлое, они не имеют настоящего, у них не будет будущего. Сами они говорят, что они не живут, а существуют. Какой-то критик отметил, что «На дне» — потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди».
В этот черный мир врывается светлый странник Лука. Он пытается утешить людей, дать им новый взгляд на жизнь, расширить замкнутость ночлежки мечтами и надеждами. И люди тянутся к нему. Настя обретает надежду на настоящую любовь, Пепел задумывается о поездке в новую жизнь в Сибирь, Актер начинает мечтать о лазарете для пьяниц, Анна умирает с мыслями о райском спокойствии.
Явно противопоставлен Луке Бубнов – циничный и мрачный человек, с которым никто и разговаривать-то не хочет, он успевает лишь вставить свои фразы в чужой разговор. Он убежден, что нужно прямо говорить всю правду, как она есть, не стесняясь. И, когда Лука исчезает, Бубнов обвиняет старика в том, что он растревожил души ночлежников ложной надеждой и бросил их.
Немного другой позиции придерживается Сатин. Сатин – бывший телеграфист, человек, поддерживающий взгляды философа Ф. Ницше, кричащий вслед за ним, что «Бог умер!» Он говорит, что Лука – не шарлатан, потому что врет из сострадания, от доброты душевной. А Сатин восклицает: «Человек – вот правда!» Он уверен, что сострадание унижает людей, из-за жалости к самому себе человек не способен изменить жестокий мир.
Кто из них прав? Горький не дает однозначного ответа. С одной стороны, сострадание Луки приводит к тому, что кончает жизнь самоубийством Актер. С другой стороны, возможно, в его смерти виновны те, кто открыл правду о выдуманных лечебницах для пьяниц.
Мы не знаем и того, на чьей стороне автор. Современники утверждают, что М. Горький плакал, когда читал сцены утешения Анны старцем Лукой. Возможно, именно его позиция ближе всего писателю, а позиции остальных героев введены, чтобы подтвердить правоту Луки?
На мой взгляд, истина, безусловно, важна для человека, но наступают такие моменты, когда без утешения, без веры во что-то лучшее жизнь просто не может продолжаться. А вера и есть сама жизнь.