Ложь и правда в пьесе Горького «На дне»

В подходе к раскрытию данной темы надо учитывать, что мы имеем дело с пьесой, в которой поднимаются философские проблемы, поскольку содержание произведения Горького не исчерпывается постановкой социальных проблем. Писателя интересует сознание ночлежников во всей его противоречивости. Эти люди, которые оказались выброшены из течения жизни, после появления странника Луки неожиданно для себя оказываются втянуты во внутреннее действие: они вдруг осознают, что мечтают о другой, лучшей жизни. Именно теперь они говорят о своих мечтах, планируют свою жизнь, рассуждают о том, для чего живёт человек, о счастье и любви, о правде и лжи.

Спор о правде и лжи – самый важный и принципиальный. Его ведут в основном три героя, позиции которых должны быть представлены в сочинении.

Чтобы построить работу правильно, опирайтесь на предложенный нами план.

План сочинения

  1. Пьеса Горького «На дне» как социально-философская драма: осмысление сложных вопросов жизни.
  2. “Три правды” в драме: правда факта, правда утешительной лжи и правда веры в Человека. Их столкновение в пространстве пьесы.
    1. Лука. Правда и мудрость странника: необходимость “золотого сна”.
    2. Правда “голого факта” Барона, её жестокость и убивающая бескрылость.
    3. Сатин и его отношение ко лжи. Правда о свободном Человеке.
  3. Актуальность горьковского спора о правде и лжи в наши дни.

Три правды в драме «На дне»

Работая над основной частью, покажите принципиальное отличие «трёх правд» в драме:

  1. Правда Луки — компромиссная, утешительная; он считает, что не всякая правда нужна человеку, говорит: «Не всегда правдой душу вылечишь»;
  2. Правда Бубнова – циничная, пессимистичная, разрушительная, жестокая. Она выражается в ряде высказываний этого человека, который ни во что не верит: «На что совесть? Я не богатый»; «Здесь господ нету… Всё слиняло, один голый человек остался»; «Все люди на земле – лишние»; «Люди все живу… как щепки по реке плывут»; «Что было – было, а остались одни пустяки»; «Снаружи как себя ни раскрашивай, всё сотрётся… всё сотрётся, да!»; «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?». Бубнов обвиняет Луку в том, что тот правду не любит.
  3. Правда Сатина – противопоставлена утешительной лжи Луки. Он говорит: «Ложь – религия рабов и хозяев!» Правда Сатина – в человеке, в его делах и в его разуме. Однако заметьте, что эти слова произносит пьяница и шулер. Который ничего в своей жизни делать не желает. Поэтому можно предположить, что Сатину «доверено» произнести слова, которые близки самому Горькому. Слова героя о человеке и его деятельности, изменяющей мир и жизнь, связаны не с прошлым и настоящим, а с будущим. Вместо любви к ближнему Сатин предлагает любовь к абстрактному Человеку, в котором «все начала и концы». Красивый лозунг «Человек – вот правда» на деле остаётся словами, поскольку людей, живущих рядом, Сатин не любит, не жалеет и презирает в отличие от странника Луки.

Приведём пример той части работы, в которой говорится о правде Луки: «Правда Луки — это правда сострадания и утешения. Приглядевшись к несчастным людям, он для них находит слова, которые становятся для каждого лучом света и тепла. Лука чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актёру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уехать в Сибирь, умирающей Анне говорит о покое и счастье после смерти. Слова Луки нельзя назвать просто ложью. Скорее, он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. «Все ищут люди, все хотят — как лучше, дай им, Господи, терпенья!» — искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет — найдёт… Помогать только надо им…». Лука несёт людям спасительную веру. Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать…».

Подводя итоги, поразмышляйте о том, что важно и нужно человеку – правда, какой жестокой она бы ни была, или ложь во спасение, нужно ли давать человеку надежду, пусть и ложную, или надо не скрывать ничего, лишая человека хотя бы призрачной надежды.

Первый вариант сочинения

Пьеса М. Горького «На дне» была написана в начале 20 века, накануне революционных событий в России. В ней автор изобразил неприглядную правду жизни людей того времени, тех, кто оказался на самом «дне». Обитатели ночлежки, где происходят все описываемые события, потеряли последнюю надежду на нормальную жизнь, поэтому всё, что им осталось, – это философские рассуждения о предназначении человека и несправедливости окружающего мира.

Иллюстрация С. Гонкова

Вопрос о жестокой правде встаёт тогда, когда среди этих людей появляется странник Лука. Он пытается успокоить их, подарить им надежду. Но для этого ему приходится использовать спасительную ложь. Лука обманывает людей не со зла, а для того чтобы они не потеряли веры в лучшее будущее. Однако его утешительная ложь на некоторых людей подействовала губительно.

Так, к примеру, он рассказал Актёру о лечебнице, где совершенно бесплатно лечат алкоголиков. И для того чтобы туда попасть, нужно просто найти деньги на дорогу. Актёр воодушевился этой идеей, начал откладывать деньги, стал меньше пить. Но, когда Лука исчез, все его надежды разбились, и он, не выдержав потрясения, наложил на себя руки.

А умирающая Анна поверила Луке, который убедил её, что на том свете её ждёт прекрасная жизнь, намного лучше, чем здешнее существование. В итоге его слова возымели обратное действие. В Анне проснулось неуёмное желание жить, ведь можно ещё побыть здесь, если финал в любом случае будет хорошим. Именно с этим желанием ей и приходится умереть.

Оппонентом Луки в этом вопросе становится Константин Сатин – шулер и картежный мошенник, а в прошлом – умный, образованный человек. Он считает, что людям необходимо знать даже жестокую правду, любая ложь, по его мнению, лишает их свободы.

В конце пьесы звучит монолог Сатина о сильном и гордом человеке. В этом монологе он осуждает ложь, утверждая, что она уготована для рабов, лишь правда – удел свободного человека, по его мнению. Сатин понимал, что Лука врал обитателям ночлежки только из жалости. Тем не менее эта позиция была для него неприемлемой.

К сожалению, все возвышенные высказывания Сатина о человеке не имеют никакого подтверждения. Его собственная жизнь говорит об обратном. Ведь он добровольно опустился на дно, не было никаких способствующих этому обстоятельств. А главное – он даже не пытается что-нибудь изменить, для того чтобы выбраться отсюда. Сатин плывёт по течению, не думая о завтрашнем дне. Гораздо легче спиваться и не строить никаких планов, чем бороться за своё место под солнцем. Такова настоящая правда его жизни.

М. Горький не дал в пьесе однозначного ответа на вопрос о правде и лжи. Он оставил финал открытым, позволяя читателям самим сделать выводы.

Второй вариант сочинения

Центральная идея пьесы М. Горького «На дне» — спор о человеке и о том, что ему нужнее: красивая ложь или жестокая правда. С этими понятиями автор связывает две идеологии, которые можно трактовать по-разному. Лука говорит о жалости и сострадании к человеку, он призывает смириться с жизненными трудностями, используя ложь во спасение. А Сатин убежден, что нельзя бояться смотреть правде в глаза, нужно реально оценивать своё положение, для того чтобы отстаивать свои права. Кто же на самом деле прав? Сатин или Лука? Какая идеология правильна, а какая ложна?

Лука. Иллюстрация

Лука мог подобрать доброе слово для каждого обитателя ночлежки. Пеплу он с упоением рассказывает о счастливой жизни в Сибири, Актёру – о бесплатной лечебнице, где способны вылечить от алкоголизма. Даже для смертельно больной Анны странствующий старик смог подобрать нужные слова. Он говорил ей о том, что после смерти её ждёт долгожданный отдых, покой и умиротворение. В основе его жизненной позиции лежит утешительная ложь, это и есть правда его жизни.

Однако Лука не в силах был что-нибудь изменить в судьбах обитателей ночлежки, он просто дарил им ложные надежды, которым не суждено было сбыться. Он относился к этим людям, как к обречённым, а его ложь лишала окружающих желания бороться за своё будущее.

Совершенно другая жизненная позиция была у Сатина. Он – карточный шулер, мошенник, который не боится ни жизни, ни смерти. Несмотря на своё низкое положение, он продолжает ценить свободу, считая себя не отверженным, а независимым от обстоятельств.

Сатин представляет себя настоящим борцом за истину. Он не видит смысла в утешении при помощи ложных надежд. Наибольшей ценностью в жизни Сатин считал самого человека, а всё остальное – это дело человеческих рук и силы мысли. Именно поэтому, по его мнению, необходимо  уважать человека, а не жалеть, унижая тем самым его достоинство.

Правду мы слышим из уст Сатина, а лжёт окружающим Лука. Сатин очень чувствительно относится к любой несправедливости в жизни, после того как побывал на каторге в Сибири. Он считал себя правым, потому что защитил сестру, но у общества было иное мнение относительно этого поступка. Именно поэтому Сатин не может принять речи Луки, он убеждён в том, что люди имеют право знать правду, насколько бы жестокой она ни была.

Многие считают Сатина бездушным, потому что он говорит то, что людям неприятно слышать. Но он делает это, чтобы не давать ложной надежды, которая может больно ранить человека. Он знает, что никто не сможет помочь Анне и ничто не заставит Актёра завязать с выпивкой. По его мнению, для того чтобы перестать быть рабом, необходимо трезво взглянуть на жизнь, взять на себя ответственность за содеянное. Вопрос заключается в другом: могут ли обитатели ночлежки изменить своё положение? Далеко не все, тогда вряд ли им нужно знать такую правду. Но и ложь Луки помогает только вначале, а потом люди понимают, что ничего не изменится.

Сам автор не принимает ни одну из позиций, но и не осуждает ни Луку, ни Сатина. Возможно, таким образом, М. Горький хотел показать, что в жизни важна золотая середина, ведь ложь и правда – это одно целое, по отдельности эти понятия существовать не могут.

Третий вариант сочинения

Пьеса М. Горького «На дне» — социально-философская драма. Одним из главных философских вопросов произведения является вопрос о правде и лжи. Что важнее для человечества? Что нужнее героям Горького?

Правда и ложь, как две стороны одной медали, неразделимы. Столкновение этих понятий зачастую составляет основу многих литературных, да и жизненных конфликтов. Не исключение и пьеса «На дне», где автор противопоставляет различные взгляды на жизнь двух главных героев – старца Луки и шулера, бывшего телеграфиста Сатина.

Грязная, душная ночлежка приютила несколько человек, потерявших все в жизни: работу, семью, доброе имя. В тяжелых условиях безнадежности люди теряют еще и веру в лучшее и все глубже тонут в бездне брани, унижения и разврата.

Неожиданно в их жизнь входит праведный странник Лука. Он напоминает этим людям, что можно общаться иначе – ласковым, добрым словом обращается к ним. К каждому пытается он найти подход, каждого утешить и приголубить. Но все его милосердие и доброта основаны на лжи!

Он лжет Актеру о лечебницах для больных алкоголизмом, где ему укрепят организм и наставят на правильный путь. Ваське Пеплу он рассказывает о возможности хорошо заработать в Сибири. Насте, девушке легкого поведения, он обещает встречу с настоящей любовью. Анне сулит райское блаженство после смерти. Души потерянных людей словно отогреваются, они оживают, начинают мечтать, надеяться, верить…

Но оправдано ли такое отношение? Ведь Лука заранее уверен, что эти люди неспособны ничего изменить, что они никчемные, опустившиеся, слабые, недостойные уважения. Иначе Лука, будучи тонким психологом, постарался бы найти нечто такое в душе каждого, что смогло бы им помочь реально. Недаром имя старца часто соотносят с Лукавым – искусителем.

Своей ложью старик лишь на время усыпил бдительность людей. Он окунул их в бездну выдумок и иллюзий. И вот для героев настало время открывать глаза на действительность. Когда Лука в самый ответственный момент для ночлежников исчезает в неизвестном направлении, Васька Пепел попадает в тюрьму, судьба Натальи загублена. Актер, поверивший в сказки странника, узнав правду, кончает жизнь самоубийством.

Противником Луки выступает Сатин – обитатель ночлежки, знающий о бытности каждого ее жителя не понаслышке. Он не одобряет вранья Луки, хотя в какой-то момент оправдывает его мотивы. Сам же Сатин убежден – правда – вот то единственное, что способно помочь человеку сделать рывок и изменить сложившуюся ситуацию. Для него сам Человек и есть правда, он верит в безграничные возможности человечества, так как «Бог умер!», и людям больше не на что надеяться.

Какая позиция ближе М. Горькому? Сложно сказать. Он явно не принимает ложного гуманизма Луки, но и в Сатине не видит истинного революционера. Возможно, именно противопоставление таких мега-понятий, как «правда» и «ложь», и выявляет противоречивость натуры самого автора.

Я думаю, что для человечества все же важнее правда. Главная проблема в пьесе «На дне» заключается не в правильности позиций героев, а в самих людях. Ведь с появлением Луки или с его исчезновением, с пропагандой Сатина или без нее герои все равно ничего не изменят в своей жизни. Все, что происходит вокруг нас, – дело наших собственных рук! В этом и есть главная правда пьесы М. Горького «На дне».

Текст: Елена Бочкова, 28k 👀