Что лучше – истина или сострадание? На дне.

сочинение по литературе 11 класса • 550-750 слов (5-7 страниц) • На дне

Истина или сострадание? Что лучше, важнее, нужнее человеку в жизни? Подобная формулировка вошла в данную тему неслучайно. В таком виде она прозвучала в интервью, которое дал сам Максим Горький после написания пьесы «На дне» и её постановки в общедоступном Московском Художественном театре актёрами труппы К.С. Станиславского. Писатель сказал, что это важнейшая проблема, поставленная в драме: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше, истина или сострадание? Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский»

Тема сочинения направлена на осмысление этой проблемы. Поскольку это философский вопрос, однозначный ответ на который вряд ли возможен, то жанром вашей работы, несомненно, будет рассуждение.

Лексическая работа

  • Сострадание — это способность не только почувствовать боль другого человека, но и оказать помощь либо в избавлении от неё, либо в её уменьшении.
  • Сострадать – сочувствовать, сопереживать, разделять страдание другого.

В тексте слово сострадание, сострадать может быть использовано так: «Человек должен уметь сострадать другому. Если кто-то жалеет и понимает тебя, страдает вместе с тобой, разделяя твою боль, твоё страдание, то появляется надежда на лучшее, и ты находишь в себе силы, чтобы всё преодолеть. Сострадание как выражение любви к ближнему есть поистине исцеляющая и преображающая сила».

План сочинения

  1. Трагизм судеб обитателей ночлежки в пьесе М. Горького «На дне». Частная правда ночлежников.
  2. Мировоззренческий спор героев. Правда или сострадание? Что нужнее?
    1. человека нужно жалеть (философская позиция Луки);
    2. «А я вот.. . не умею врать! Зачем? По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» (правда факта Бубнова, её откровенный цинизм);
    3. «Человек – вот правда! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» (философия Сатина как отражение позиции автора).
  3. Заключение. Моё понимание данной проблемы.

Цитатный материал

Вы можете использовать предлагаемый нами цитатный материал, который поможет вам быть в своей работе убедительными.

Лука. И.. . чего тебе правда больно нужна.. . подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя.. .

Актер. (останавливается, не затворяя двери, на пороге и, придерживаясь руками за косяки, кричит) . Старик, эй! Ты где? Я — вспомнил.. . слушай. (Шатаясь, делает два шага вперед и, принимая позу, читает. )

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет, —

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

Наташа. Видно, вранье-то.. . приятнее правды.. .

Бубнов. Мм-да!. . А я вот.. . не умею врать! Зачем? По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?

Клещ (вдруг снова вскакивает, как обожженный, и кричит) . Какая – правда? Где – правда? (Треплет руками лохмотья на себе. ) Вот – правда! Работы нет.. . силы нет! Вот – правда! Пристанища.. . пристанища нету! Издыхать надо.. . вот она, правда! Дьявол! На.. . на что мне она – правда? Дай вздохнуть.. . вздохнуть дай! Чем я виноват?. . За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя.. . вот она – правда!. .

Клещ (дрожит от возбуждения). Говорите тут – пра-авда! Ты, старик, утешаешь всех.. . Я тебе скажу.. . ненавижу я всех! И эту правду.. . будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она – проклята!

Лука (задумчиво, Бубнову). Вот.. . ты говоришь – правда.. . Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку.. . не всегда правдой душу вылечишь.. . Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил.. .

Костылев. Да. А как же?. . Что такое.. . странник? Странный человек.. . непохожий на других.. . Ежели он – настоящее странен.. . что-нибудь знает.. . что-нибудь узнал эда-кое.. . не нужное никому.. . может, он и правду узнал там.. . ну, не всякая правда нужна.. . да! Он – про себя ее храни.. . и – молчи! Ежели он настояще-то.. . странен.. . он – молчит!

Клещ. Правды он.. . не любил, старик-то.. . Очень против правды восставал.. . так и надо! Верно – какая тут правда? И без нее – дышать нечем.. . Вон князь.. . руку-то раздавил на работе.. . отпилить напрочь руку-то придется, слышь.. . вот те и правда!

Сатин … Что такое – правда? Человек – вот правда! Он это понимал.. . вы – нет! Вы – тупы, как кирпичи.. . Я – знаю ложь! Кто слаб душой.. . и кто живет чужими соками – тем ложь нужна.. . одних она поддерживает, другие – прикрываются ею.. . А кто – сам себе хозяин.. . кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев.. . Правда – бог свободного человека!

Предлагаем вариант начала работы (первый пункт плана): «Герои пьесы «На дне», живущие в ночлежке Костылёва, оказались в бесчеловечных, унизительных условиях существования. Их жизнь словно остановилась. То, что было когда-то, стало лишь воспоминанием, будущем никто не говорит и не мечтает. Люди словно похоронены заживо: о них никто не помнит, не знает, они никого не интересуют, никто не жалеет. Каждый живёт со своей частной правдой, которую установил для себя. Настя уверяет всех (в первую очередь себя) в существовании светлой любви, Барон – в существовании своего удивительного прошлого. Клещ правдой называет своё положение: «Работы – нет… силы – нет! Вот – правда!» Для Василисы правда то, что она надоела Ваське пеплу, а сестра теперь её соперница. Такая правда находится на уровне факта: было – не было – есть сейчас».

Дополнительные материалы, которые вы можете использовать для написания этого сочинения, можно найти на нашем сайте в сочинениях на тему «Правда и ложь в пьесе М. Горького «На дне» и «Образ Луки в драме «На дне».

Первый вариант сочинения

Пьеса М. Горького «На дне» — сложное произведение с глубоким философским смыслом. Что делает человека сильнее? Что помогает или мешает ему жить? Что лучше: истина или сострадание? Именно на эти вопросы и пытаются найти ответы обитатели ночлежки Костылева.

Иллюстрация С. Гонкова

Главной особенностью пьесы является то, что на эти вечные темы рассуждают не люди из высшего общества, а те, которые оказались на самом дне. Среди всех них можно выделить только двух «идеологов»: странника Луку и шулера Сатина. Лука проповедует философию сострадания, а Сатин выступает за культ истины.

Поразительно, что о необходимости истины говорит именно шулер, картежный мошенник, ежедневно обманывающий других людей. Тем не менее он считает, что только правда является Богом свободного человека, а ложь – религия рабов. По его мнению, любой человек достоин уважения, а жалость унижает человеческое достоинство. Монологи Сатина такие проникновенные, потому что именно этот герой выражает позицию, близкую самому М. Горькому. Автор тоже считает, что важнее всего в мире человек, а человеку жизненно необходима правда.

Странник Лука, неожиданно появившийся в ночлежке, придерживает иной точки зрения. Он добрый, снисходительный и терпимый к чужим порокам. Лука всегда готов выслушать того, кто нуждается в этом, он искренне интересуется жизнью других людей. Единственным его недостатком является излишнее сострадание к человеку. Из жалости к обречённым жителям ночлежки Лука начинает лгать им, убеждая в том, что их несбыточные мечты обязательно сбудутся. Он считает, что человек – это то, во что он верит.

До неожиданного исчезновения Луки жизнь обитателей дна заметно улучшилась, многие из них начали верить в то, что их ждёт лучшее будущее. Анна стала меньше волноваться из-за своей болезни, поверив в то, что её ожидает покой и умиротворение на том свете, Пепел начинает мечтать о свободной и честной жизни в Сибири, а Настя живёт мечтами о высокой любви. Воодушевлённый рассказами о бесплатной лечебнице для алкоголиков Актёр даже начинает работать и на некоторое время бросает пить. Но все эти перемены оказались временными.

Когда Лука исчез, все осознали, что он всего лишь их успокаивал и на самом деле его слова – утешительная ложь. Его сострадание привело к тому, что обречённым и без того людям стало ещё хуже. Пепел, пытаясь изменить свою жизнь, оказался в тюрьме. Настя находилась в полнейшем отчаянии, а Актёр и вовсе не выдержал суровой реальности. Осознав тщетность своих надежд, он повесился, не в силах дальше так жить.

Выходит, что главная истина в жизни – это сам человек, и только ему выбирать, как жить дальше. Однако в любом случае каждому нужна реальная надежда, а не утешительная ложь из сострадания. Финал пьесы остаётся неопределённым. Подняв тему сильной личности, автор даёт возможность героям что-то почувствовать, осознать. Но ответа на вопрос: «Что лучше истина или сострадание?» — М. Горький так и не дал.

Второй вариант сочинения

В пьесе «На дне» затронут вечный вопрос, который никогда не потеряет своей актуальности. Что лучше: истина или сострадание? На этот вопрос трудно дать ответ, так как эти понятия нельзя противопоставить друг другу.

Ночлежка. Иллюстрация

Сам автор явно предпочитает истину, и свои мысли он вложил в уста Сатина, который всё время отстаивает права и свободу человека. Ему в произведении противопоставляется старец Лука, который случайно попал в ночлежку Костылевых. С его появлением многие здешние обитатели обрели надежду, которая хоть и была ложной, но всё-таки помогала им двигаться дальше.

Лука – очень добрый и отзывчивый человек, однако его милосердие напрямую связано с ложью. И неважно, что эта ложь было во спасение, обман всегда остаётся обманом. К чему может привести эта спасительная ложь? М. Горький показывает трагические последствия такого сострадания.

Лука действительно сочувствует обитателям ночлежки, но он вселяет губительные надежды в уязвимые души несчастных людей.

У Сатина другое мировоззрение. Несмотря на свою мошенническую деятельность, он – настоящий философ. В далёком прошлом он служил телеграфистом и любил читать книги. Его судьба полностью изменилась после того, как он угодил в тюрьму, защищая честь своей сестры. К прежней жизни он уже не вернулся, после долгих лет тюремного заключения обратного пути не было. Этот печальный опыт изменил его отношение к окружающему миру, изменил нравственные ценности и приоритеты.

Во всех спорах, происходящих в ночлежке, Сатин отстаивает могущество человека. Именно он осуждает позицию Луки. Он считает ложь, даже спасительную, уделом рабов. А свободному человека нужна только правда, по его мнению. Сатин не говорит о подлости или злых умыслах Луки, он понимает, что стариком двигали только благие намерения, но он уверен в том, что сострадание унижает других людей и вселяет в них ложные надежды.

М. Горький поддерживает позицию Сатина. Он считает, что у человека должно хватать мужества принять правду такой, какая она есть, потому что лишь истина делает человека сильнее и увереннее в себе. Только правда способна изменить общество, погрязшее в пороках. Человек должен понимать, что вокруг него происходит, и самостоятельно делать выбор, а сострадание лишает его этой возможности.

Размышляя над главным вопросом пьесы «На дне», автор испытывает жизнью философию Луки и Сатина. Он наглядно показывает, как повлияли на обитателей их слова. Выходит, что нет в жизни ничего важнее истины, но иногда без сострадания и утешительной лжи не обойтись.

Третий вариант сочинения

Что лучше – истина или сострадание? Это вопрос, который при более глубоком рассмотрении вызывает большие сомнений, чем определенности.

Что такое истина? Это нечто существующее в реальности, утверждение, проверенное опытом. Что такое сострадание? Эмпатия, сочувствие  к другому человеку. Эти понятия сложно противопоставить друг другу. Но именно это делает М. Горький – автор пьесы «На дне».

Действие пьесы происходит в ночлежке для босяков, «бывших людей». Это место больше напоминает тюремный подвал, нежели помещение, пригодное для жизни. Жители ночлежки – люди, озлобленные на жизнь, потерявшие всякую надежду на лучшее будущее, равнодушные друг к другу и к себе. Они забыли свое прошлое, они не имеют настоящего, у них не будет будущего. Сами они говорят, что они не живут, а существуют. Какой-то критик отметил, что «На дне» — потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди».

В этот черный мир врывается светлый странник Лука. Он пытается утешить людей, дать им новый взгляд на жизнь, расширить замкнутость ночлежки мечтами и надеждами. И люди тянутся к нему. Настя обретает надежду на настоящую любовь, Пепел задумывается о поездке в новую жизнь в Сибирь, Актер начинает мечтать о лазарете для пьяниц, Анна умирает с мыслями о райском спокойствии.

Явно противопоставлен Луке Бубнов – циничный и мрачный человек, с которым никто и разговаривать-то не хочет, он успевает лишь вставить свои фразы в чужой разговор. Он убежден, что нужно прямо говорить всю правду, как она есть, не стесняясь. И, когда Лука исчезает, Бубнов обвиняет старика в том, что он растревожил души ночлежников ложной надеждой и бросил их.

Немного другой позиции придерживается Сатин. Сатин – бывший телеграфист, человек, поддерживающий взгляды философа Ф. Ницше, кричащий вслед за ним, что «Бог умер!» Он говорит, что Лука – не шарлатан, потому что врет из сострадания, от доброты душевной. А Сатин восклицает: «Человек – вот правда!» Он уверен, что сострадание унижает людей, из-за жалости к самому себе человек не способен изменить жестокий мир.

Кто из них прав? Горький не дает однозначного ответа. С одной стороны, сострадание Луки приводит к тому, что кончает жизнь самоубийством Актер. С другой стороны, возможно, в его смерти виновны те, кто открыл правду о выдуманных лечебницах для пьяниц.

Мы не знаем и того, на чьей стороне автор. Современники утверждают, что М. Горький плакал, когда читал сцены утешения Анны старцем Лукой. Возможно, именно его позиция ближе всего писателю, а позиции остальных героев введены, чтобы подтвердить правоту Луки?

На мой взгляд, истина, безусловно, важна для человека, но наступают такие моменты, когда без утешения, без веры во что-то лучшее жизнь просто не может продолжаться. А вера  и есть сама жизнь.

Текст: Елена Бочкова, 19.2k 👀