Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»

сочинение по литературе 11 класса

Пьеса М. Горького «На дне» вызывает особый интерес, потому что автору удалось правдиво и детально изобразить жизнь тех, кто оказался на социальном дне. До этого в русской литературе о смысле жизни рассуждали только люди из высшего общества, теперь же слово было предоставлено тем, о ком обычно не принято упоминать.

Спор о человеке

Иллюстрация С. Гонкова

Главное место в философских беседах обитателей ночлежки занимает человек и его предназначение. Спор относительно этого вопроса возник между двумя противоборствующими силами: религиозной и бездуховной. Религиозное понимание человека, близкое всему народу, воплощено в образе Луки. По его мнению, человеку необходимо беспрекословно подчиниться воле Божьей, ведь именно от этой способности смиряться зависит личное счастье каждого. Лука считает, что совсем не обязательно верить в себя, для того чтобы добиться успеха в жизни. Прежде всего, нужно верить в Бога.

Лука говорит о том, что есть обыкновенные люди, а есть «человеки». Он сравнивает людей с землёй, неудобной для посева, а «человеков» – с урожайной землёй. Все обитатели ночлежки, без сомнений, относились к числу обыкновенных людей, поэтому их счастье возможно было только на том свете, а до самой смерти они обречены на мучения.

Бездуховную сторону в споре о человеке занимает Сатин. Он считает, что судьба человека зависит только от него самого. Все люди свободны, поэтому могут добиться, чего хотят. Каждый, по его мнению, самостоятельно может обрести счастье в этом мире. А это значит, что людям вовсе не обязательно покорно ждать до самой своей смерти. Поэтому верить надо в самого себя, а не в высшие силы, и жалеть кого-либо нет смысла, потому что каждый сам виноват в своих бедах.

Разрешение спора

В пьесе «На дне» бездуховная сторона одержала победу над религиозной. В трудный момент Лука исчез, оставив тех, кому он подарил надежду с осознанием их обречённости. В это же время Актёр, разуверившийся в Божьей благодати, наложил на себя руки. Именно его смерть и означает победу бездуховного взгляда на человека. Сатин весьма спокойно реагирует на это ужасное событие, потому что считает, что Актёр, наконец, смог в себя поверить.

Спор о человеке в пьесе – это средство, при помощи которого писатель изображает первые шаги к новой жизни. Показав неизведанный мир обречённых людей, он призывает задуматься о действительно важных вещах, которые позволят изменить будущее.


Человек всегда стремится понять собственное предназначение и смысл жизни. Поэтому многие писатели пытались раскрыть вечные проблемы бытия. Но М. Горький отличается в своём виденье этого вопроса от предшественников, и несомненным доказательством этого является его пьеса «На дне».

Жизнь, изображённая в пьесе «На дне»

В пьесе «На дне» М. Горький показал мир нищих и отверженных. Подобной правды о жизни низших социальных слоёв мировая литература ещё не знала. В мрачной ночлежке, которая напоминает тюремную камеру, живут разные люди, у которых разные желания и мировоззрения. Бок о бок живут мужчины и женщины, молодые и старые, здоровые и больные, честные и мошенники.

Безысходность и беспросветная нищета порождают ненависть, ссоры, конфликты и даже преступления. Люди, обречённые на такое существование становятся дикими, теряют свой человеческий облик, забывают о стыде, совести и милосердии.

Судьба героев «На дне»

Сцена из спектакля «На дне». МХАТ, 1902

М. Горький не даёт детального описания жизненного пути всех персонажей, но их образ мышления и отдельные события, позволяют понять их судьбы. Сатин в молодости работал телеграфистом, но потом попал в тюрьму, защитив честь своей сестры. После отбытого срока его участь была предрешена. Актёр играл в театре, но пристрастие к выпивке лишило его всего. Из-за беспробудного пьянства его память стала стремительно ухудшаться, и со временем он не мог запомнить ни одного стихотворения. Актёр называет себя конченым человеком, он понимает, что алкоголизм сгубил всю его жизнь. Ещё одним значимым персонажем, обитающим в ночлежке, является Анна. Умирая, она рассказывает, что всегда недоедала, чтобы другие не голодали. А Васька Пепел вообще не помнит жизни вне дна, он всегда был по ту сторону закона.

Связывает всех этих людей одно – жизненные обстоятельства, вынудившие их оказаться в ночлежке для бедных, которую содержала семья Костылевых.

Спор о человеке и его предназначении

Спор о человеке и его предназначении ведётся между представителями социального дна на протяжении всей пьесы, но усиливается он после исчезновения Луки. Отношение к нему было у каждого из обитателей ночлежки разное. Лука считал, что людям, находящимся в безнадёжном положении, правда не нужна. Он хотел скрасить их существование обнадеживающей ложью. Старик не считал себя вруном, он обманывал обречённых ради их же блага. И многим его обман действительно придавал силы жить дальше и надеяться на лучшее будущее.

Но, поверив Луке, люди просто ждали, когда наступит их час, они перестали бороться, противостоять своей судьбе. Когда его обман раскрылся, пугающая реальность обрушилась на обитателей ночлежки с небывалой силой. Актёр не выдержал правды, и покончил с собой, Васька Пепел оказался в тюрьме, а Наташа впала в глубокое отчаяние.

Совершенно иного мнения о человеке и его предназначении был Костя Сатин, промышляющий картежным мошенничеством. Он считал человека всесильным, говорил, что спасение каждого находится только в его собственных руках. Для него человек был центром мироздания, а всё остальное – всего лишь результат людских мыслей и действий.

Больше всего Сатин ценил в человеке его свободу. Именно поэтому он категорически был против спасительного обмана, считая ложь уделом рабов. Он считал, что жалость унижает человека, лишает его уважения. По его мнению, только вера в собственные силы и человеческое мужество способны изменить этот мир.


Тема человека

К.С. Станиславский в роли Сатина. Постановка МХАТ. 1902

М. Горький написал пьесу «На дне» в 1902 году. Она имела оглушительный успех как на российской, так и европейской сцене. Причина ее популярности проста – впервые рассуждать о смысле жизни, о месте человека в этом мире позволено не людям из высшего общества, а маргиналам, оказавшимся на обочине жизни, «бывшим людям».

В пьесе тема человека и его предназначения поднимается очень часто самими ночлежниками. Автор противопоставляет два основных взгляда на Человека – христианский и атеистический.

Религия

Религиозная позиция связана с образом путешествующего старца Луки. Он считает, что дело человека – следовать воле божьей. Герой сравнивает людей с почвой, «неудобной для посева» и «урожайной землей». Ночлежники относятся к «непригодным людям», поэтому умереть – это то единственное, что они могут сделать для себя в этой жизни.

И действительно, ночлежники не способны к жизни, они утратили силы жить. Поэтому Лука и жалеет их, пытаясь утешить и через утешение привести к единственной благодати, которой они достойны – к упокоению (смерти).

Атеизм

Жалость абсолютно не приемлет атеист Сатин. Он считает, что только человек отвечает за свою судьбу, никто другой не способен помочь ему в жизни. Но атеизм Сатина не исключает человечности в нем. Он сочувствует Анне, Наталье, однако считает недопустимым успокаивать их ложными надеждами. Жалость к себе или окружающим, по его мнению, бессмысленна. Он верит, что человек силен и способен осуществить собственную волю. А разве можно жалеть того, кто способен воплотить в жизнь задуманное?

В Библии сказано, что «блаженны нищие духом», для Сатина же блаженны те, кто силен духовно. М. Горький разделяет атеистические взгляды своего героя. Именно поэтому он «устраивает» исчезновение Луки в самый сложный момент жизни обитателей ночлежки. Религия явно проигрывает воспеванию самодостаточности человека. «Человек – это звучит гордо!» — восклицает автор вслед за Сатиным.

Неоднозначной по отношению к образу Сатина является его реакция на самоубийство Актера. Неужели он настолько черств, что единственное, что может сказать на известие о его смерти – «Песню испортил, дурак!»? А дело в том, что Сатин воспринял самоубийство соседа как проявление собственной воли и победу над христианскими воззрениями. Актер впервые решил взять свою судьбу в свои руки, обрел веру в себя.

Выбор Горького

В пьесе вера в Человека победила веру в Бога. Скорей всего это связано с новыми коммунистическими взглядами М. Горького, которые в полной мере раскрылись в романе «Мать». Именно социализм становится новой религией писателя, и спор о человеке в пьесе лишь отражает атеистическую позицию автора. О том, правильный ли выбор он сделал предстоит судить еще многим поколениям читателей.


Даниил Романович | Просмотров: 1.1k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *