Образ Медного всадника
Многоплановость образа
Медный Всадник в одноименной поэме А. С. Пушкина является одним из главных героев. В реальности он предстает памятником Петру I французского скульптора Фальконе. В историко-философском смысле Медный Всадник воплощает собой образ великого исторического деятеля, создателя Российской империи. В идейном смысле оживший памятник олицетворяет величие самодержавия, которому безуспешно пытается противостоять «маленький человек» Евгений.
Образ Петра Великого неоднозначно оценивается в русском самосознании. Первый русский император прославился своими великими преобразованиями, направил Россию по «правильному» европейскому пути развития. Прогрессивное значение деятельности Петра I не вызывает никаких сомнений. С другой стороны, еще при жизни монарха считали царем-антихристом, который преднамеренно обрубает национальные корни.
Одним из главных мероприятий Петра I стало основание новой столицы — Санкт-Петербурга. «Окно в Европу» превратилось в символ ничем не ограниченного абсолютистского режима. Пушкин одним из первых в русской литературе обратился к теме петербургской символики. Открытый в 1782 г. памятник Фальконе — монументальное признание и воплощение заслуг царя-реформатора.
Появление образа
Во «Вступлении» Пушкин описывает далекий 1703 г., когда на пустынном берегу Финского залива появляется самодержец: «стоял он, дум великих полн». Основание города в этом болотистом неприветливом месте казалось безумием. Но неугомонная натура Петра I побуждала его постоянно действовать против правил. Наперекор всему на «мшистых, топких берегах» возник великолепный «юный град».
Автор признается в любви к Петербургу и его дерзкому основателю, сумевшему одержать верх над природной «стихией». Призыв Пушкина («Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия») является плавным переходом от прошлого к настоящему, от живого императора к его воплощению в Петербурге.
Столкновение великого и ничтожного
Медный Всадник появляется перед глазами Евгения в самый разгар страшного наводнения. Перед этим описаны смущение и страх нынешнего правителя империи — Александра I. Пушкин не скрывает своего критического отношения к слабому потомку Петра I, который может лишь констатировать: «С Божией стихией царям не совладать». При этом «кумир на бронзовом коне» остается непоколебим, одерживая победу над мятежной Невой. Медный Всадник стоит к Евгению спиной, выражая свое полное равнодушие к страданиям мелких ничтожных людишек. Горе Евгения несопоставимо по масштабам с великими деяниями.
Спустя почти год сошедший с ума Евгений вновь «встречается» с Медным Всадником. Знакомая исполинская фигура заставляет его разум прояснится. На этот раз величественный образ словно бы раздваивается. В «мощном властелине» ничтожный человек разглядел «горделивого истукана», по чьей непосредственной вине «под морем город основался». Основание Петербурга было осуществлено ценой множества человеческих жизней. Даже спустя столетие «роковая воля» приводит к катастрофам и жертвам.
«Бунт» сумасшедшего Евгения против «державца полумира» имеет важное символическое значение. Сталкиваются не просто памятник и безумец, а идея неограниченной власти с собирательным образом пострадавшего от нее человека. Таким образом раскрывается второй, отрицательный лик великого Петра — бездушный деспотизм.
Медный Всадник начинает неумолимое преследование Евгения, что подтверждает бесперспективность восстания против деспота. Бессильная попытка безумца приводит его к смерти.
Оценка образа
Двуличность Медного Всадника (великий государственный деятель и безжалостный тиран) признается практически всеми критиками. Вопрос заключается в том, какая из этих сторон является определяющей.
Одна группа исследователей творчества Пушкина придерживается мнения Белинского: Петр I олицетворяет собой высшую государственную волю, мощную творческую энергию, против которой выступает единичная личность. Жестокость и деспотизм Медного Всадника исторически оправданны. «Слабосильному мятежнику, кончившему безумием, противостоит государственный зодчий» (Л. П. Гроссман).
Согласно другой точке зрения, в Медном Всаднике воплощается самый грубый произвол и бесчеловечность самодержавия. «Бунт» Евгения — справедливое возмущение страдающего народа, которое можно сравнить с восстанием декабристов.
Через образы Медного Всадника и Евгения сталкиваются государственность и человечность. Пушкин не дает четкого ответа на вопрос, кто из них прав. Признавая заслуги Петра I, поэт оставался убежденным противником деспотизма русского самодержавия, которое окончательно оформилось в правление великого реформатора.
На основании поэмы можно судить об отношении Пушкина к современной ему власти. Если Петр I (чей дух воплощен в Медном Всаднике) был одновременно как тираном, так и созидателем, то последние слабовольные самодержцы уже не способны на великие дела.