Читательский дневник «Медный всадник»

Поэма «Медный всадник» — трагическая история простого обывателя Петербурга, потерявшего во время наводнения возлюбленную, а вместе с ней – все мечты и надежды на будущее. В основе произведения лежат размышления автора о роли Петра I в истории России, о последствиях его реформ, начинаний. Также поднимается тема «маленького человека».

Основной конфликт поэмы – противостояние личности и власти. Еще одна проблема, затронутая в «Медном всаднике» — равнодушие толпы и государства к судьбе отдельного человека. Это произведение по праву считается одним из самых глубоких и самых многозначных в творчестве А.С. Пушкина.

Автор: Александр Сергеевич Пушкин

Год написания: 1833

Жанр: поэма

Время и место действия

Действие поэмы происходит в Петербурге в ноябре 1824 года. В основе произведения лежит история подлинного наводнения, унесшего множество жизней.

Структура

Структуру произведения можно описать как линейную, если учесть, что её целостность нарушается историческими вставками. Два потока времени (прошлое и настоящее) объединяются в ходе развития сюжета.

Произведение состоит из большого вступления, посвященного Петру I и возведённому им городу, и двух частей, в которых идёт речь о главном герое, разрушительном наводнении 1824 года и о встрече героя с Медным всадником.

Вступление вполне может считаться отдельным произведением. Две части поэмы, следующие за вступлением, также могут считаться отдельным произведением. В этих частях рассказывается об обычном человеке, потерявшем любимую девушку в результате наводнения. Также в поэму присутствует и скрытый эпилог – заключение, которое в шесть раз меньше вступления (последние 17,5 строк).

Несмотря на это, поэма производит впечатление абсолютно цельного, монолитного произведения, исполненного, как всегда, у Пушкина, изумительной стройности, внутренне глубоко оправданного, гармонического соответствия всех составляющих его частей.Экспозиция – прославление «великих дум» Петра I и его творения – Петрограда.

Завязка – знакомство с главным героем.  

Развитие действия – описание наводнения.

Кульминация 1 – известие о гибели невесты главного героя.

Кульминация 2 – встреча Евгения с Медным всадником – памятником Петру I.

Развязка – бунт Евгения против Медного всадника. Гибель главного героя.

Главные герои

Евгений – главный герой, бедный чиновник. Живет мечтами, заботами о будущем.

Медный всадник – образ, олицетворяющий Петра I, его величие, заслуги и ошибки.

Параша – возлюбленная Евгения. Погибает во время наводнения.

Главная мысль

В основе поэмы «Медный всадник» находятся взаимоотношения личности с властью, которая мало интересуется благополучием отдельного человека. Правители привыкли решать вопросы в глобальном плане, частные проблемы их не волнуют. Прежде всего, они заботятся об удовлетворении собственных амбиций и удерживании авторитета. А обычный человек рискует своей жизнью и благосостоянием, для того чтобы исполнить волю власти. Так, главный герой стал жертвой «исторической» необходимости.

Автор призывает тех, кто обладает властью, быть более гуманными, учит уважительному отношению к «маленькому» человеку. Он говорит о том, что народная боль и страдания не стоят никаких грандиозных проектов. В этом посыле и заключается главная мысль поэмы.

Сюжет

Во вступлении автор повествует о том, почему Петр I основал Петербург и сделал его столицей государства. В скором времени этот город становится крупнейшим торговым портом и красивейшим городом в мире.

Основное действие происходит в ноябре 1824 г. Главный герой поэмы – бедный чиновник Евгений, потом обедневшего знатного рода. Евгений живёт на съемной квартире. Он влюблен в простую девушку Парашу и собирается на ней жениться. В этот день разыгрывается непогода. Евгений, вернувшись поздним вечером домой, долго не может уснуть. Он с тоской думает о том, что не сможет увидеться со своей возлюбленной несколько дней, потому что она живет по другую сторону Невы, а из-за непогоды сняли мосты.

На следующий день погода становится ещё хуже, в Петербурге начинается наводнение. Вода всё сносит на своем пути, рушатся дома, гибнут люди.  Евгений в ужасе смотрит на противоположный берег Невы, где живет его Параша вместе со своей матерью. Их дом располагалась рядом с рекой, и он не знает, удалось ли его возлюбленной спастись.

Наконец, Нева успокаивается и вода сходит. Главный герой нанимает лодку и переправляется на другой берег. Он бежит по улице и не может узнать знакомые места. Всё было разрушено наводнением. В итоге Евгений оказывает в том месте, где жила Параша, но самого дома не было – его снесло рекой. А сама девушка и ее мать, судя по всему, утонули. Не выдержав такого удара, Евгений сходит с ума. Он начинает скитаться, спит на пристани, питается подаянием.

Так проходит около года. Во время ненастной погоды на главного героя нахлынули воспоминания. Оказавшись возле статуи Петру I, Евгений внезапно осознаёт, кто во всём виноват. В гневе он обращается к нему и обвиняет его в гибели своей невесты. Внезапно ему кажется, что статуя оживает и, испугавшись, Евгений убегает. Но разгневанный Петр I на коне бросается за ним вдогонку и всю ночь его преследует. После этого случая главный герой с опаской проходит мимо Медного всадника.

Позже Евгений обнаруживает на небольшом пустынном островке дом своей возлюбленной. В этом доме он и умирает в полном одиночестве.

Личное мнение

Вариант 1

А.С. Пушкин в своём творчестве затронул практически все проблемы, которые остаются актуальными во все времена. Одной из таких проблем является проблема отношений личности и государства, а также вытекающая отсюда проблема «маленького человека». Именно этот вечный конфликт и его последствия и лежат в основе поэмы «Медный всадник».

Александр Сергеевич считал, что этот конфликт неразрешим, по крайней мере в России. Невозможно управлять государством и учитывать интересы каждого «маленького человека». Тем более что в России с древних пор процветала деспотия и тирания. И это уже было в порядке вещей, принималось как должное и народом, и властью.

Главный герой поэмы, Евгений, — простой житель столицы, один из многих. В его жизни не было ничего примечательного, каждый день проходил в насущных заботах. Он часто задумывался о том, почему одним дано всё, а другим ничего. Так, развивает тема «маленького человека», его ничтожного положения в обществе. Однако Евгений еще не окончательно смирился со своей жалкой участью, у него есть мечты, планы на будущее, которым, к сожалению, не суждено было сбыться. Страшное наводнение, обрушившееся на Петербург, разрушило не только город, но и жизнь главного героя. От пережитого потрясения он сходит с ума и винит во всём произошедшем Медного всадника – статую Петра I на коне, олицетворяющую всю реформаторскую эпоху в целом. Он считает, что именно Петр I виновен в гибели его возлюбленной, потому что построил Петербург на берегу реки, в месте, которое подвержено наводнениям. Но государь не думал об этом. Он думал о величии страны, о своем величии и могуществе. Меньше всего его волновали трудности, которые могли возникнуть у простых жителей Петербурга.

Вариант 2

Поэма «Медный всадник» начинается с описания города. И это не случайно. А.С. Пушкин любит Петербург, считает его местом величия и вдохновения. Описание того, как создавался город, дает возможность понять, какое значение имеет творение рук человека, которому удалось укротить природу. Там, где гулял ветер, теперь возвышаются произведения архитектурного искусства. Кажется, что человек восторжествовал над природой, но так ли это на самом деле?

Стихия в любой момент может разгневаться и нарушить планомерное течение жизни человека. Реку невозможно заковать в оковы. Рано или поздно вода покажет всю свою силу и мощь. Так в итоге и происходит. В поэме описано реальное наводнение. Нева вырвалась из своих берегов и поглотила весь город. Великий город оказался сломленным, подверженным стихии. И ни простой человек, ни царь не в силах были противостоять этому. Стихия, которую люди пытались покорить ответила им, отомстила.

Вывод

Вариант 1

Медный всадник, возвышающийся над площадью, – это образ не Петра I, а изменения российской власти. Царям некогда думать о маленьких людях, они решают дела государственной важности. За сто лет с великим делом Петра произошли монументальные изменения. Если во время его правления народ не был брошенным на произвол судьбы, то сейчас «маленькие люди» остались без поддержки. Единственный выход, который у них остался, — это бунт против власти, которая забыла о своих прямых обязанностях.

Будучи живым, Петр I, заботился о судьбах своих подданных, бронзовый монумент утратил эту способность. Он не в состоянии увидеть, как живут простые люди, и повлиять на их жизнь. Памятник – бездушный, как и государственная власть. Правитель в образе Медного всадника не помогает человеку, а преследует его, пугает, загоняет в жалкое существование.

Автор в своей поэме переосмысливает эпоху правления Петра и все, что за ней последовало. Несмотря на все свои заслуги, Петр I был тираном. Да, он создал великий город, усмирил стихию, поднял Россию на небывалые прежде высоты, но государство в лице власти лишилось нравственной опоры. В итоге цари стали забывать о простых людях, и народ мог рассчитывать только на самого себя.

Вариант 2

Тема маленького человека поднималась в русской литературе неоднократно, но А.С. Пушкин раскрыл ее по-особому. Он представил не просто мысли такого героя, а его бунт, который сопоставлен с бунтом природы – наводнением.

Каждый человек – часть общества. У всех нас есть свои цели в жизни, свои стремления, каждый хочет быть счастливым. Так и главный герой поэмы – Евгений. Он где-то работает, имеет какие-то увлечения, носит какую-то фамилию. Автор даже не уточняет какую и не упоминает место его службы, что лишний раз доказывает – Евгений является «маленьким человеком». Но именно из таких маленьких людей и складывается государство, его непрерывная работа и функционирования. Поэтому нельзя говорить о том, что роль «маленького человека» в обществе ничтожна. Каждый делает свое дело, поэтому в праве рассчитывать на достойные условия жизни.

Евгений – собирательный образ жителей Петербурга. Его заботят только насущные дела, он не пытается найти ответы на вечные вопросы, не философствует о смысле жизни. Он хочет жениться, обзавестись семьей, обеспечить себя и своих близких, быть счастливым. Все его мысли ограничены собственным существованием. Он не хочет и не умеет мыслить в масштабах государства, но ему это и не нужно. Он не выбирал себе такой участи, не брал на себя ответственность за судьбу народа. Об этом должны думать те, кто находится у власти. И им непозволительно забывать о тех, кто находится внизу, о «маленьких людях». Потому что они, подобно стихии, объединившись, могут взбунтоваться. И тогда государство будут ждать сложные, кровавые времена.

Текст: Елена Бочкова, 3.3k 👀