Анализ «После бала»

История создания

Произведение «После бала» было написано Л. Н. Толстым в 1903 г. В первой редакции писатель планировал назвать рассказ «Дочь и отец».

Толстой вспоминал, что, проживая в Казани, был лично знаком с командиром, послужившим прототипом полковника Б. Сцену «прогона сквозь строй» писатель, однако, не видел. Источником для описания самой экзекуции для него стал рассказ И. Н. Захарьина.

Рассказ был впервые издан уже после смерти писателя в 1911 г.

Смысл названия

В названии «После бала» заложено чудовищное противоречие между прекрасным вечером и утренним кошмаром, фигурой «статного, свежего старика» и жестокого полковника, «мотивом мазурки» и «жесткой, нехорошей музыкой». Бал буквально разделил жизнь рассказчика на две половины: до и после. Он утратил любовь и прежние мечты о военной карьере, зато сохранил душевную доброту и сердечную мягкость.

Главная тема рассказа — лицемерная жизнь высшего общества в эпоху полицейского режима Николая I

Анализ После балаВсеми уважаемый Иван Васильевич вспоминает о своих счастливых и беззаботных студенческих годах. В то время его никогда не посещали мысли о каких-то сложных проблемах, высших вопросах нравственности и справедливости. Иван Васильевич был молод и богат. Перед ним лежали блестящие перспективы будущей жизни.

Проводя основную часть времени за учебой и всевозможными развлечениями, юноша обожал посещать «вечера и балы». На одном из них он без памяти влюбился в молодую красавицу и вполне мог надеяться на взаимность.

Любовь к Вареньке окрылила Ивана Васильевича. Он словно бы превратился в «какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». В «восторженное умиление» его привел танец любимой девушки со своим осанистым отцом — идеальным офицером старой закалки.

После бала рассказчика переполняла радость и любовь ко всему миру, а поделиться этими необъятными чувствами ему было не с кем. Уснуть он не мог, поэтому решил прогуляться по городу ранним утром. Случайная встреча предопределила всю его дальнейшую жизнь.

Возбужденный счастливыми мечтами юноша увидел в тумане «что-то страшное». В его ушах еще звучала мазурка, но в эту музыку начала вплетаться «неприятная, визгливая мелодия». Одни эти звуки предвещали нечто ужасное.

Наказание сбежавшего солдата специально было назначено на раннее утро, чтобы не привлекать особого внимания. Рассказчик совершенно случайно стал свидетелем позорной сцены.

Толстой очень красочно описывает безжалостное избиение беспомощного человека. Искреннюю жалость вызывают мольбы несчастного: «Братцы, помилосердуйте». Во время прогона спина солдата превращается в «что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное«.

Однако рассказчика больше всего поражает не сама экзекуция, а то, что все это отталкивающее мерзкое мероприятие проходит под руководством полковника Б. «с своим румяным лицом и белыми усами». Отец Вареньки олицетворяет собой неумолимость наказания. Он сам бьет солдата, который «недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину».

Случайно увиденное «зрелище» довело юношу до «доходившей до тошноты тоски». Он долгое время не мог избавиться от навязчивых воспоминаний об этом ужасе. Беспечный молодой человек впервые в жизни столкнулся с обратной стороной жизни высшего общества. В его душе самые приятные впечатления от бала тесно переплелись с ощущениями стыда и отвращения.

Отныне сцена экзекуции отчетливо вставала перед глазами рассказчика, особенно при встречах с любимой девушкой. «Любовь с этого дня пошла на убыль». Зародившееся сомнение в справедливости подобной жестокости не позволило юноше поступить ни в военную, ни в гражданскую службу.

Проблематика

Очевидная центральная проблема рассказа — возведенная в ранг закона жестокость в правление Николая I. «Палочный режим», безусловно, заслуживает осуждения, но Толстого больше занимает другая мысль.

Рассказчик искренне признается, что в молодости так и не смог расценить избиение солдата в качестве «дурного дела». Необходимость и справедливость физической расправы признавались подавляющим числом представителей высшего общества. В этих традиционных представлениях не было места для жалости и милосердия. Осуждение экзекуции по меньшей мере выглядело бы странным.

Чему учит автор

На примере главного героя рассказа Толстой показывает, что даже в эпоху всеобщей жестокости человеческая доброта и сострадание не могут окончательно выродиться. Иван Васильевич после бала, конечно, не мог моментально переродиться. Однако возникшие в нем сомнения свидетельствуют об изначально присущем каждому человеку стремлении к добру и справедливости.

Материалы по произведению

Анализ «Детство» Толстого
Текст: Елена Бочкова, 2.1k 👀