Анализ “Детство” Толстого

сочинение по литературе 7 класса • 200-250 слов (1,5-2 страницы)

История создания

Повесть “Детство” стала первым литературным опытом Л. Н. Толстого. Замысел произведения возник у писателя в начале 1851 г., о чем свидетельствует запись в дневнике: “Писать историю м. д. [моего детства]”. Работа увлекла Толстого и привела его к идее создания “большого романа” “Четыре эпохи развития”.

Первая редакция “Детства” была закончена уже после отъезда Льва Николаевича на Кавказ. “Большой роман” состоял из двух частей и не был разбит на главы. “Детство” занимало всю первую часть и начало второй.

В конце августа 1851 г. Толстой приступает к тщательной переработке произведения. Окончательная редакция стала четвертой по счету и была закончена в середине 1852 г.

Рукопись “Детства”, значительно искаженная цензурными требованиями, была напечатана в журнале “Современник”. В 1856 г. повесть была опубликована в виде отдельного издания.

Краткое содержание детство толстойСмысл названия

Находясь в преклонном возрасте, уже после “духовного рождения”, Толстой четко разделил свою жизнь на четыре периода. Начальный этап (до четырнадцати лет) был назван писателем “невинным, радостным, поэтическим периодом детства”.

Главная тема произведения – внутренний мир ребенка.

Первое произведение будущего великого писателя поразило читателей глубоким анализом детской психологии. Толстой очень искренно и правдиво описывал свои наивные чувства и переживания.

Повесть автобиографична. В образе главного героя Николеньки Иртеньева изображен сам Толстой в детстве.

Огромное место в жизни маленького мальчика занимает домашний старомодный учитель Карл Иваныч. Порой его кажущаяся строгость сердит ребенка, но вслед за раздражением приходит раскаяние: “Какой он добрый и как нас любит, а я мог так дурно о нем думать!”.

Самые теплые воспоминания главный герой хранит о своей  матери, которая запомнилась ему “карими глазами, выражающими всегда одинаковую доброту и любовь”. Отец вызывает в ребенке неподдельное чувство уважения. Авторитет главы семьи очень высок: ему достаточно совершить “легкое движение” головой или рукой, чтобы его приказание было понято и исполнено. Писатель посвящает отцу целую главу, из которой видно, что в зрелости Толстой вольно или невольно старался походить на него.

Большим событием в жизни маленького Николеньки становится известие о скором отъезде в Москву, которое пугает его и приводит в нервное расстройство. Компенсирует эту новость предстоящая охота, на которую вместе с мальчиками отправятся мать и девочки.

Очень интересно в повести выглядит описание знаменитой русской дворянской охоты глазами ребенка. Для мальчика она становится настоящим испытание его мужских качеств. Он чувствует мучительный стыд даже перед слугой, когда упускает зайца.

В рассуждениях Николеньки о детских играх заметно пробуждение взрослого сознания. Он уже понимает, что “из палки… выстрелить никак нельзя”, но таковы правила игры, а если их не соблюдать, “что ж тогда остается?”.

Трогательные и нежные воспоминания главный герой хранит о ключнице Наталье Савишне, которая в чем-то заменяла ему мать. Молодой барин может глубоко оскорбиться поведением “дерзкой Натальи”, но быстро раскаивается в своей злости на “добрую старушку”.

Глава “Детство” ярче всего передает чувства автора к этой “счастливой, невозвратимой поре” жизни. Главными достоинствами детского сознания Толстой считает “невинную веселость” и “беспредельную потребность любви”. Разлука с матерью и отъезд в Москву становятся первыми признаками вступления ребенка в новый неизвестный мир.

Москва поражает “домашнего” мальчика обилием новых лиц и ситуаций. Бабушка, княгиня Корнакова, князь Иван Иваныч – эти и другие люди входят в жизнь ребенка и подвергаются его собственной оценке. Однако взрослые уходят в тень после знакомства с братьями Ивиными. Николенька испытывает первое серьезное детское увлечение Сережей, перед которым он благоговеет и старается во всем походить на “молодца”.

Большое место в воспоминаниях главного героя уделяется возникновению первой детской любви к Сонечке. Это “свежее чувство” быстро вытесняет из его души “привычную преданность” к прежнему кумиру – Сереже Ивину.

Детский период резко обрывается в связи со скоропостижной смертью матери Николеньки. Он очень трогательно описывает свои тяжелые воспоминания об этой утрате.

Проблематика

Центральная проблема повести – постепенное вхождение ребенка во взрослый мир. Толстой выделяет наиболее знаковые этапы этого процесса: детское восприятие и постижение отношений между взрослыми людьми, первая дружба и первая любовь, столкновение со смертью близкого человека.

Композиция

Повесть состоит из 28-и небольших глав, последовательно описывающих год из жизни десятилетнего главного героя.

Чему учит автор

Л. Н. Толстой показывает, какое важное значение для человека имеют его детские годы. Первые чувства и впечатления формирующейся личности накладывают неизгладимый отпечаток на всю дальнейшую жизнь, а воспоминания о детстве навсегда становятся самыми яркими и дорогими для любого человека.

Материалы по произведению

Анализ “После бала”
Текст: Даниил Романович, 4.1k 👀