Темы рассказов А.И. Куприна
Указанная тема может быть представлена в другой формулировке – «Тематическое многообразие прозы А. И. Куприна». Специфика данной темы предполагает, что вы хорошо знаете биографию писателя. Жизнь приводила его в такие глубины, знакомила с людьми разных профессий, заставляла погружаться в различные сферы человеческой деятельности, что объясняет тематическое разнообразие его прозаических произведений. Сам Куприн говорил о своём жизненном призвании так: «Ты – репортёр жизни… Суйся решительно повсюду… Влезь в самую гущу жизни».
Тематика рассказов Куприна
- Тема «маленького» человека, угнетённого, гибнущего во враждебной среде (рассказ «Дознание», повесть «На переломе», «Гамбринус»);
- Тема армейской жизни (рассказ «Прапорщик армейский», «Ночная смена», «Поход», повесть «Поединок»);
- Тема труда обыкновенного человека («Молох», очерки «Листригоны», очерки «Макрель», «Тишина», «Белуга»);
- Тема несправедливости социального устройства буржуазного общества («Обида», «Бред», «Убийца»);
- Тема актёрской (цирковой) судьбы («Ольга Сур», «Дурной каламбур», «Белый пудель»);
- Тема природы, любви и уважения к ней («Изумруд», «Ральф», «Ю-ю», «Слон», «Собачье счастье», «Белый пудель»);
- Тема любви, высоких романтических чувств («Олеся», Гранатовый браслет», «Суламифь», «Куст сирени»);
- Тема войны, её влияния на судьбу человека (рассказ «Канталупы», «Сашка и Яшка»).
Конечно, перечисленные темы не исчерпывают всего тематического и жанрового многообразия творчества писателя. Этот материал можно дополнить, опираясь на произведения, которые вы читали самостоятельно.
Оттолкнувшись от указания ряда тем в творчестве Куприна, выделите те, которые вам знакомы более глубоко. Это позволит сказать о нескольких рассказах подробнее, но от глубокого анализа придётся отказаться. Подобная тема не нацелена на это. Упомяните несколько рассказов, дав небольшое описание тех из них, которые для той или иной темы наиболее характерны.
Примеры
Примеры отрывков из основной части сочинения:
«В рассказе «Ночная смена» описываются солдатские будни. В нем изображены два психологических типа солдат: в образе Меркулова показаны солдаты, забитые службой, смысла которой они не могут понять; в образе солдата Замошникова, рассказывающего сказки о своих необыкновенных подвигах, изображены солдаты, способные подбодрить своих сослуживцев, что доказывает: даже в тяжелые для русского народа времена в его среде формировался тип своеобразного оптимиста, балагура и весельчака… Однако, создавая образы крестьян, одетых в солдатские шинели, Куприн показал, до чего доводила бессмысленная муштровка, палочная дисциплина забитую, невежественную солдатскую массу».
«Тема природы и человека волновала Куприна на протяжении всей его жизни. Мощь и красота природы, животные как составная часть природы, человек, не потерявший с ней связь, живущий по ее законам, — вот грани этой темы. Куприна восхищает красота лошади («Изумруд»), верность собаки («Белый пудель», «Собачье счастье»), женская молодость («Суламифь»). Он воспевает прекрасный, гармоничный мир природы».
Подобного рода небольшие части дадут возможность наполнить сочинение конкретным содержанием.
Первый вариант сочинения
А. И. Куприн не пишет о романтике первых чувств или зрелой страсти. Не найти в его творчестве чувственных граней любви, бурных эмоциональных всплесков, как у И. А. Бунина. Он повествует о настоящих, земных чувствах обычных людей. И каждая мелочь в такой истории может сыграть важную роль, будь то гранатовый браслет или обычный куст сирени. Каждый его сюжет раскрывается в мелких художественных деталях. Автор умеет заинтриговать читателя историей, поразить неожиданной развязкой, заставить задуматься о важном.
Герои писателя – живые, настоящие люди со своими проблемами, бедами, чувствами, сомнениями, слабостями, болью. Сильные мужчины, проявляющие слабость, отсутствие ответственности за свои поступки, тяжело переживающие обиды, уязвленное самолюбие, эмоциональные раны. Изящные, хрупкие, но сильные женщины, готовые принять волевое решение, нередко жестокое для окружающих.
Александра Петровна из «Поединка» привлекательна внешне, миловидна. Автор раскрывает несколько граней характера героини: заботливая супруга, мягкая, нежная молодая женщина, веселая, беззаботная кокетка, а также холодный, расчетливый, лицемерный человек, способный идти по головам ради достижения собственных целей.
Шурочку в ее стремлении устроить карьеру супруга можно сравнить с другой героиней автора. Вера из рассказа «Куст сирени» самозабвенно любит мужа. Эта женщина мудра, настойчива, но бескорыстна. Твердо, решительно, но очень мягко она ведет возлюбленного к вершине. Алмазов, как и Николаев из «Поединка», два года подряд проваливал экзамены. Пытается поступить в третий раз. Он самолюбив, амбициозен, поэтому на пределе сил, возможностей проходит этапы поступления. Осталось выдержать последний экзамен. Почти сутки Алмазов тратит на прорисовку плана местности. А под утро сажает на бумагу пятно. Оставить так нельзя – обвинят в неряшливости, несерьезном отношении к делу. Переделывать нет времени. Единственный выход, который приходит ему в голову – начертить кусты на этом месте. Но генерал замечает, что здесь нет деревьев, так как хорошо знает местность. А значит, офицер был невнимателен в составлении плана. Наутро запланировали выезд, чтобы убедиться в правоте.
Вера, в отличие от Александры Петровны, не боится навсегда остаться полковой дамой, умереть от скуки в гарнизоне. У нее нет амбиций по поводу насыщенной светской жизни. Но она понимает, что ее Николай не выдержит еще одного возвращения с позором в полк. Да самой службы там не перенесет физически и эмоционально. Вера ведет себя жертвенно по отношению к супругу. Он для нее не средство, как для Шуры, а цель. Алмазова продает все свои украшения, чтобы купить и высадить за ночь кусты сирени. Это необходимо, чтобы спасти репутацию, честь Николая Евграфовича. Герой любит жену, но до конца не понимает, какое сокровище ему посчастливилось обрести в качестве верной спутницы жизни.
Куприн любил это замечательное женское имя. Ведь надежда может оказаться пустой, глупой, беспочвенной, тем самым отравляя, разрушая жизнь человека. Это чувство толкает на подвиги, но одновременно может тормозить в личностном развитии. Любовь также не всегда светла, приятна. Она созидает и уничтожает одновременно. И только вера чиста, светла, бескорыстна. Еще одну носительницу сакрального имени мы встречаем в «Гранатовом браслете». Это уже совсем другой образ, иной характер.
Вера Николаевна Шеина очень красива. Тонкими чертами лица, гибкой стройной фигурой она пошла в мать, которая была англичанкой. Такой образ можно встретить на старинных миниатюрах: длинные худые руки, нежная кожа, мягкая покатость плеч, женственность. Эта женщина независима, спокойна, мудра, выдержана. Вера не радует окружающих веселым щебетом и смехом, как ее сестра Анна. Героиня держится со всеми холодно, несколько свысока, но всегда любезно. Она гостеприимна, но не забывает рассчитать траты на званые вечера.
Вера Николаевна когда-то страстно любила мужа. Теперь к нему остались нежные дружеские чувства. Она заботится о супруге, понимает, как ему нелегко, старается экономить на себе. Шеин – губернский предводитель дворянства. Когда девушка выходила замуж, жених был богат. Теперь же им приходится жить не по средствам. Светский статус диктует свои условия: званые вечера, балы, благотворительность. Но знатные родители оставили сыну больше долгов, чем наследства.
Можно многое сказать о героине по ее отношению к морю. У нее нет детского восторга, как у сестры. Она скучает по морю только вдали от него. Приезжая, радуется встрече со слезами на глазах. Но через несколько дней жизнь на побережье ей надоедает. Героиню больше тянет в русский лес.
Она суеверна, не выносит числа тринадцать и других дурных примет. Вера безумно азартна. Пожалуй, здесь ее можно сравнить с Александрой Петровной из «Поединка». Но азарт Шуры проявляется в играх с чувствами других людей: мужа и влюбленных в нее мужчин. Вера чище, честнее, поэтому предпочитает покер.
Героиня добра, сострадательна, ее чувства живы. Она сочувствует несчастному Желткову, его неразделенной, но чистой любви. Ведь, как утверждает дедушка Аносов, такая любовь большая редкость, на своем веку старик ее почти не встречал.
Другая история о любви знакомит нас с совершенно иным образом героини.
Олеся из одноименной повести резко выделяется на фоне других авторских героинь. Простая девушка держится легко, непринужденно. Даже если напоказ создает иллюзию недовольства, хмурит брови, суровость быстро сменяется детской, искренней, застенчивой улыбкой. Девица не похожа на жеманных, фальшивых в своих эмоциях полковых и столичных дам. Она, в отличие от них, свободна в проявлении чувств, в выражении собственных мыслей, мнений.
Олеся отличается даже внешне. Она не бледна, не хрупка, как Вера Николаевна. Не может похвастаться благородной покатостью плеч. Рослая, стройная, но крупная. Автор сравнивает ее образ с «полесской ведьмой». От нее веет силой, здоровьем, естественной женской красотой, русской душой. Олесе не свойственна лживость, амбициозность, холодность Шурочки. Но не чужды Верины доброта и любовь к жизни.
Не только героини писателя имеют сходные черты. Перекликаются темы, сокрытые в сюжетах историй. В «Поединке», «Олесе», «Гранатовом браслете» поднимаются похожие проблемы в той или иной форме.
Свое отношение к любви автор вкладывает в уста пожилого генерала Аносова в рассказе «Гранатовый браслет». Старик рассуждает о том, почему люди женятся. Барышни боятся остаться в девках, быть обузой для семьи, хотят стать хозяйками собственных домов. Юноши устают от кутежа, казенных обедов, отсутствия домашнего уюта, семейного спокойствия. На тех и других влияет мнение общества. Аносов так и не обрел семейной гармонии, не завел детей, поэтому безумно любит своих крестниц. Он был женат очень давно, но супруга сбежала, изменив с заезжим актером.
А любовь, по мнению генерала, должна быть трагедией. Она не терпит расчета, пошлости, быта. Ради неё совершишь любой подвиг, пойдешь на мучения, не побоишься смерти. О такой любви говорит Назанский в «Поединке». Ни пошлость, ни физическое обладание не должны являться целью. А возможность редко видеть возлюбленную, целовать подол ее платья. Готовность отдать жизнь за нее, ее мужа, даже любимую собачку.
Так капитан в истории Аносова оберегал, защищал, заботился о любовнике жены – Вишнякове. Ведь дорогая супруга велела беречь Володю.
Любовь оборачивается трагедией для Ромашова, Желткова и юной Олеси.
Тема полковых нравов и армии поднимается не только в «Поединке». Мельком звучит даже в «Гранатовом браслете» – произведении о светской жизни столичного дворянства. В истории Аносова полковая дама соблазняет молодого офицера, велит ради нее броситься под поезд. А во второй истории муж бережет любовника жены на войне.
Каждый герой по-своему справляется с испытанием, находит свой выход. Многие из них погибают морально или физически. Ромашов и Желтков уходят из жизни. Назанский спивается, уходит от суровой реальности в пьяный угар. Сюжеты А.И. Куприна различны, жизненны, многогранны. Но в каждом звучит тема человека, идущего по трудной жизненной дороге, ищущего свой путь и делающего свой выбор.