👀 299 |

Темы рассказов А.И. Куприна

сочинение по литературе 11 класса

А. И. Куприн не пишет о романтике первых чувств или зрелой страсти. Не найти в его творчестве чувственных граней любви, бурных эмоциональных всплесков, как у И. А. Бунина. Он повествует о настоящих, земных чувствах обычных людей. И каждая мелочь в такой истории может сыграть важную роль, будь то гранатовый браслет или обычный куст сирени. Каждый его сюжет раскрывается в мелких художественных деталях. Автор умеет заинтриговать читателя историей, поразить неожиданной развязкой, заставить задуматься о важном.

Женские образы рассказов Куприна

Герои писателя – живые, настоящие люди со своими проблемами, бедами, чувствами, сомнениями, слабостями, болью. Сильные мужчины, проявляющие слабость, отсутствие ответственности за свои поступки, тяжело переживающие обиды, уязвленное самолюбие, эмоциональные раны. Изящные, хрупкие, но сильные женщины, готовые принять волевое решение, нередко жестокое для окружающих.

Шурочка

Александра Петровна из «Поединка» привлекательна внешне, миловидна. Автор раскрывает несколько граней характера героини: заботливая супруга, мягкая, нежная молодая женщина, веселая, беззаботная кокетка, а также холодный, расчетливый, лицемерный человек, способный идти по головам, ради достижения собственных целей.

Шурочку, в ее стремлении устроить карьеру супруга с помощью учебы, можно сравнить с другой героиней автора. Вера из рассказа «Куст сирени» самозабвенно любит мужа. Эта женщина мудра, настойчива, но бескорыстна. Твердо, решительно, но очень мягко она ведет возлюбленного к вершине. Алмазов, как и Николаев из «Поединка», два года подряд проваливал экзамены. Пытается поступить в третий раз. Он самолюбив, амбициозен, поэтому на пределе сил, возможностей проходит этапы поступления. Осталось выдержать последний экзамен. Почти сутки Алмазов тратит на прорисовку плана местности. А под утро сажает на бумагу пятно. Оставить так нельзя – обвинят в неряшливости, несерьезном отношении к делу. Переделывать нет времени. Единственный выход, который приходит ему в голову – начертить кусты на этом месте. Но генерал замечает, что здесь нет деревьев, так как хорошо знает местность. А значит офицер был невнимателен в составлении плана. На утро запланировали выезд, чтобы убедиться в правоте.

Вера, в отличии от Александры Петровны, не боится навсегда остаться полковой дамой, умереть от скуки в гарнизоне. У нее нет амбиций по поводу насыщенной светской жизни. Но она понимает, что ее Николай не выдержит еще одного возвращения с позором в полк. Да самой службы там не перенесет физически и эмоционально. Вера ведет себя жертвенно по отношению к супругу. Он для нее не средство, как для Шуры, а цель. Алмазова продает все свои украшения, чтобы купить и высадить за ночь кусты сирени. Это необходимо, чтобы спасти репутацию, честь Николая Евграфовича. Герой любит жену, но до конца не понимает, какое сокровище ему посчастливилось обрести в качестве верной спутницы жизни.

Куприн любил это замечательное женское имя. Ведь надежда может оказаться пустой, глупой, беспочвенной, тем самым отравляя, разрушая жизнь человека. Это чувство толкает на подвиги, но одновременно может тормозить в личностном развитии. Любовь также не всегда светла, приятна. Она созидает и уничтожает одновременно. И только вера чиста, светла, бескорыстна. Еще одну носительницу сакрального имени мы встречаем в «Гранатовом браслете». Это уже совсем другой образ, иной характер.

Вера Шеина

Вера Николаевна очень красива. Тонкими чертами лица, гибкой стройной фигурой она пошла в мать, которая была англичанкой. Такой образ можно встретить на старинных миниатюрах: длинные худые руки, нежная кожа, мягкая покатость плеч, женственность. Эта женщина независима, спокойна, мудра, выдержана. Вера не радует окружающих веселым щебетом и смехом, как ее сестра Анна. Героиня держится со всеми холодно, несколько свысока, но всегда любезно. Она гостеприимна, но не забывает рассчитать траты на званые вечера.

Вера Николаевна когда-то страстно любила мужа. Теперь остались нежные дружеские чувства к своему мужчине. Она заботится о супруге, понимает, как ему нелегко, старается экономить на себе. Шеин – губернский предводитель дворянства. Когда девушка выходила замуж, жених был богат. Теперь же им приходится жить не по средствам. Светский статус диктует свои условия: званые вечера, балы, благотворительность. Но знатные родители оставили сыну больше долгов, чем наследства. Можно многое сказать о героине по ее отношению к морю. У нее нет детского восторга, как у сестры. Она скучает по морю только вдали от него. Приезжая, радуется встрече со слезами на глазах. Но через несколько дней жизнь на побережье ей надоедает. Героиню больше тянет в русский лес.

Она суеверна, не выносит числа тринадцать и других дурных примет. Вера безумно азартна. Пожалуй, здесь ее можно сравнить с Александрой Петровной из «Поединка». Но азарт Шуры проявляется в играх с чувствами других людей: мужа и влюбленных в нее мужчин. Вера чище, честнее, поэтому предпочитает покер.

Героиня добра, сострадательна, ее чувства живы. Она сочувствует несчастному Желткову, его неразделенной, но чистой любви. Ведь, как утверждает дедушка Аносов, такая любовь большая редкость, на своем веку старик ее почти не встречал.

Другая история о любви знакомит нас с совершенно иным образом героини.

Олеся

Олеся из одноименной повести резко выделяется на фоне других авторских героинь. Простая девушка держится легко, непринужденно. Даже, если напоказ создает иллюзию недовольства, хмурит брови, суровость быстро сменяется детской, искренней, застенчивой улыбкой. Девица не похожа на жеманных, фальшивых в своих эмоциях, полковых и столичных дам. Она, в отличии от них, свободна в проявлении чувств, в выражении собственных мыслей, мнений.

Олеся отличается даже внешне. Она не бледна, не хрупка, как Вера Николаевна. Не может похвастаться благородной покатостью плеч. Рослая, стройная, но крупная. Автор сравнивает ее образ с «полесской ведьмой». От нее веет силой, здоровьем, естественной женской красотой, русской душой. Олесе не свойственна лживость, амбициозность, холодность Шурочки. Но не чужды Верины сочувственность, доброта, любовь к жизни.

Темы рассказов

Не только героини писателя имеют сходные черты. Перекликаются темы, сокрытые в сюжетах историй.

В «Поединке», «Олесе», «Гранатовом браслете» поднимаются похожие проблемы в той или иной форме.

Тема любви

Свое отношение к любви автор вкладывает в уста пожилого генерала Аносова в рассказе «Гранатовый браслет». Старик рассуждает о том, почему люди женятся. Барышни боятся остаться в девках, быть обузой для семьи, хотят стать хозяйками собственных домов. Юноши устают от кутежа, казенных обедов, отсутствия домашнего уюта, семейного спокойствия. На тех и других влияет мнение общества. Аносов так и не обрел семейной гармонии, не завел детей, поэтому безумно любит своих крестниц. Он был женат очень давно, но супруга сбежала, изменив с заезжим актером.

А любовь, по мнению генерала, должна быть трагедией. Она не терпит расчета, пошлости, быта. Ради которой совершишь любой подвиг, пойдешь на мучения, не побоишься смерти. О такой любви говорит Назанский в «Поединке». Ни пошлость, ни физическое обладание не должны являться целью. А возможность редко видеть возлюбленную, целовать подол ее платья. Готовность отдать жизнь за нее, ее мужа, даже любимую собачку.

Так капитан в истории Аносова оберегал, защищал, заботился о любовнике жены – Вишнякове. Ведь дорогая супруга велела беречь Володю.

Любовь оборачивается трагедией для Ромашова, Желткова и юной Олеси.

Военная тема

Тема полковых нравов и армии поднимается не только в «Поединке». Мельком звучит даже в «Гранатовом браслете» – произведении о светской жизни столичного дворянства. В истории Аносова полковая дама соблазняет молодого офицера, велит ради нее броситься под поезд, ради забавы. А во второй истории муж бережет любовника жены на войне.

Тема жизни и смерти

Каждый герой по-своему справляется с испытанием, находит свой выход. Многие из них погибают морально или физически. Ромашов и Желтков уходят из жизни в прямом смысле. А Назанский спивается, уходит от суровой реальности в пьяный угар.

Сюжеты А.И. Куприна различны, жизненны, многогранны. Но в каждом звучит тема человека в окружающем его пространстве, чувств, переживаний и путей выхода из ситуации.

✍️ Автор: Даниил Романович | 📄 Скачать PDF |Поставить огонёк:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *