Анализ содержания текста
Задание №6 ОГЭ считается одним из самых лёгких. Выпускник будет работать с текстом, на основе которого пишется сочинение. Нужно выбрать утверждение, соответствующее содержанию прочитанного текста. Особых знаний для выполнения этого задания не надо. От ученика требуется только вдумчивое чтение и умение запоминать, рассуждать и анализировать. За корректное выполнение этого задания можно получить 1 балл.
Теория к заданию №6 ОГЭ по русскому языку
Текст – речевая единица, характеризующаяся набором предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Смысловую целостность обеспечивает тема текста и его основная мысль. Именно благодаря единству этих понятий автор создает текст, понятный читателю.
Тема текста – то, о чем говорится в тексте.
Основная мысль (идея) текста – то, что хотел сказать автор читателю.
Алгоритм выполнения задания №6 ОГЭ:
- Прочитайте предложенный для анализа текст.
- Ознакомьтесь с вариантами ответов.
- Найдите в тексте информацию по каждому из предложенных утверждений.
- Если утверждение соответствует содержанию текста, выпишите в ответ цифру, под которой оно расположено в задании.
Разбор типовых вариантов задания №6 ОГЭ по русскому языку
Вариант 2РО1
[su_note note_color="#defae6"]
На новогодний праздник к Тане собралось множество народу. Пришёл и нанайский мальчик Филька с отцом, с матерью и с тремя маленькими братьями, на собаках приехавшими к нему в город. Вслед за нянькой вошёл Фролов, ординарец отца. Он был в тулупе шофёра, улыбался всем хитрой улыбкой, а в руке у него было ведро.
— Фролов, дружок, — сказал отец, — покажи-ка наш подарок ребятам.
Дети сами заглянули в ведро, но увидели там только снег. Запустив руку в ведро, Фролов вытащил из-под
снега большой апельсин, потом ещё два и ещё. Дети криками встретили эти плоды. Они брали их в руки и тотчас же клали назад, потому что апельсины были тверды и холодны. Держать их было трудно, как железо, долго лежавшее на морозе.
— Погодите, ребята, — сказал со смехом отец.
— Их надо сначала разморозить.
И тогда — даю слово — они понравятся вам.
Он опустил апельсин в холодную воду, и на поверхности его через мгновение выступил лёд. Он покрывал его тонкой коркой, и апельсин блестел, как шар, висевший на маленькой пихте. Отец ударил по корке ножом, она раскололась на части, и из осколков льда, тающих быстро на ладони, вышел круглый и свежий плод. Незнаком и чудесен на севере был его запах и цвет. И маленький брат Фильки боялся его и не ел. Сам же Филька принёс свой апельсин отцу.
— Съешь его, — сказал охотник, без всякого удивления глядя на этот странный плод.
— Он подарен тебе друзьями, и в нём не может быть никакого вреда. Но не будь он такой большой, я принял бы его за ягоду, упавшую с рябины на землю, и почистил бы им свою новую трубочку, на которой
медь так быстро тускнеет от холода в нашем лесу.
Однако, — добавил он с достоинством, — рябина у нас тоже бывает крупна перед морозом.
Он отстранил апельсин рукою. Он был уже стар и ничему не желал отдавать предпочтение, ничему, что не росло в его родном лесу.
(По повести Р. Фраермана «Дикая собака динго» )
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старый охотник не стал есть апельсин?»
- Отец Фильки боялся есть незнакомый фрукт.
- У старого охотника было много детей, и он отказался от фрукта, чтобы им больше досталось.
- Апельсин был «чужим» фруктом для старого охотника, а он привык питаться только тем, что росло на его родине.
- Старый охотник считал, что апельсин — это баловство, лакомство для детей, поэтому его не пристало есть уважающему себя мужчине.
[/su_note]
Алгоритм выполнения задания:
- Читаем текст.
- О чем этот текст? (тема) - Текст повествует о старом охотнике, который не хотел есть апельсин, потому что он казался ему чуждым тому, что растет в его родном лесу.
- Что хотел этим текстом сказать автор? (основная мысль) - Автор хотел сказать, что пожилые люди преданы тем местам и предметам, которые окружали их с детства. Для старика съесть апельсин - означает своеобразное предательство.
Поразмышляем над каждым вариантом ответа.
- Первый ответ неправильный, так как ему противоречит смысл предложения: «Съешь его, — сказал охотник, без всякого удивления глядя на этот странный плод. — Он подарен тебе друзьями, и в нём не может быть никакого вреда». Противоречит теме и основной мысли текста.
- Второй ответ неправильный, так как в тексте нет информации о том, что охотник отказался от апельсина ради детей. Противоречит теме и основной мысли текста.
- Ответ на поставленный вопрос дается в последнем предложении текста - «был уже стар и ничему не желал отдавать предпочтение, ничему, что не росло в его родном лесу». Поэтому, правильный ответ в данном случае третий. Именно этот вариант ответа соответствует теме и основной мысли текста.
- Четвертый вариант нам тоже не подходит, так как в тексте не говорится о том, что старый охотник считает апельсины лакомством для детей. Противоречит теме и основной мысли текста.
Ответ: 3
Вариант 2РО2
[su_note note_color="#defae6"]
(1)Веньке здорово не повезло с именем – Вениамин! (2)И на имя-то не похоже! (3)Прямо лекарство какое-то, вроде антигриппина. (4)Или вот цветок ещё есть такой – бальзамин. (5)А Веня – это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… (6)Кошмар какой-то! (7)Мама дома иногда называет его ещё и Веником. (8)Венька всегда зажмуривается, когда это слышит. (9)Но не станешь же объяснять маме, что это его раздражает и звук этого «Веника» для него всё равно что скрежет железа по стеклу.
(10)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался. (11)Он просто был не таким, как все, был особенным…
(12)Пашки Винтуева в школе не было больше месяца. (13)Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом. (14)Венька не мог даже предположить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого.
(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно. (16)В школьном буфете Венька купил пару булочек с клюквенной начинкой. (17)Ради такого случая можно даже пожертвовать папиной ручкой. (18)Кто ещё Винту такую принесёт? (19)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате:
– (20)Глядите! (21)Это Венька… из моего класса! (22)Друг!
(23)Венька никогда не был другом Винта. (24)Друг – это такое, что не у каждого бывает. (25)Ладно, пусть ребята в палате думают, что у Винта друг Венька. (26)Венька протянул Винту пакетик с двумя булочками и папиной ручкой:
– (27)Это тебе передача… от класса…
– (28)Вот что значит – друзья! – сказал Пашка громко и слегка качнул загипсованной рукой.
– (29)Антуана поставят на учёт в детскую комнату милиции.
– (30)За что? – испугался Пашка.
– (31)Как это за что? (32)За твою руку.
– (33)Не может быть… я же сам виноват… – Пашка выглядел растерянным. (34)Венька удивился, что Винт, оказывается, всё правильно понимает, и пояснил:
– (35)Твои родители на него заявление в милицию написали.
– (36)Ну, дают! – разозлился Пашка. – (37)Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!
(38)Через неделю Винт пришёл в школу. (39)Хотя никто не хотел писать ему записки в больницу, но возвращению его в класс все обрадовались. (40)Ребята разглядывали Пашкину руку с уважением и некоторым смущением. (41)Перед самым уроком Винт подошёл к Веньке и попросил:
– (42)А можно я с тобой сяду?
(43)Венька тут же собрал разбросанные по парте учебники и тетради. (44)Со второго класса с ним никто не садился после того, как он подрался со Славкой Никоненко. (45)Пашка сел рядом – Венька боялся даже дышать. (46)Он решил, что этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни.
(По С.А. Лубенец)
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Венька решил, что „этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни”?»
- Пашка Винтуев, представляя Веньку ребятам в больничной палате, назвал его своим другом.
- Одноклассники хотя и не хотели навещать Пашку Винтуева в больнице, всё же обрадовались его возвращению в класс.
- Венька понял, что не только его, но и Пашку Винтуева не любят в классе.
- Пашка Винтуев, решив сесть за одну с Венькой парту, положил конец вынужденному одиночеству своего одноклассника.
[/su_note]
Алгоритм выполнения задания:
- Читаем текст.
- О чем этот текст? (тема) - Текст повествует о нелегкой жизни мальчика, оказавшегося изгоем в классе.
- Что хотел этим текстом сказать автор? (основная мысль) - Автор хотел сказать, что всего один поступок сможет изменить отношение окружающих к человеку.
Поразмышляем над каждым вариантом ответа.
- Первый ответ неправильный, так как событие произошло задолго до того, что описывается в конце текста, когда мальчик действительно был счастлив. Утверждение не отражает основной мысли текста.
- Второй ответ неправильный, так как одноклассники обрадовались возвращению Пашки, но на состояние Вениамина это никак не повлияло. Утверждение не отражает основной мысли текста. основной мысли текста.
- Утверждение неверно, так как не это сделало Веньку счастливым. Утверждение не полностью раскрывает основную мысль текста.
- Четвертый вариант верный, так как именно то, что Пашка сел рядом с Венькой в благодарность за его приход в больницу, положило конец одиночеству героя и сделало этот день самым счастливым в его жизни. Утверждение полностью соответствует теме и основной мысли текста.
Ответ: 4
Вариант 2РО3
[su_note note_color="#defae6"]
(1)В детстве у меня была любимая мягкая игрушка размером примерно с небольшую диванную подушку. (2)Это был медведь. (3)Я таскал его повсюду и даже в кроватке не расставался с ним. (4)Из всех игрушек ясельного возраста медведь был забыт самым последним. (5)В общем, я вырос, стал дядькой с большой бородой и татухами и вместо плюшевых медвежат полюбил мотоциклы.
(6)И вот однажды мне приснился медвежонок из детства. (7)Сон был неприятный: медвежонок стоял в центре пустой комнаты, в мерцающем свете лампочки, а за окном как будто бы собирался ураган. (8)Медведь в упор смотрел на меня и тянул ко мне лапу, как будто показывал на что-то у меня за спиной, как будто предупреждал о чём-то.
(9)Я не придал значения сну. (10)Однако на следующий день я ехал в мотоклуб, и «девятка» подрезала меня так, что я перелетел через руль и приземлился на живую изгородь, посаженную вдоль дороги. (11)Именно она меня и спасла. (12)Я получил ушибы, небольшой вывих плеча, а мотоцикл серьёзно пострадал и требовал дорогого ремонта.
(13)Через неделю всё повторилось. (14)Всё в той же комнате при мерцающем свете и надвигающемся урагане. (15)Только сама игрушка выглядела грязной и потрёпанной, а в некоторых местах была порезана, и оттуда торчала вата. (16)Медвежонок по-прежнему настойчиво указывал на меня лапой.
(17)Я решил съездить на дачу, которая была практически заброшена, и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла. (18)Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку. (19)Сначала я достал голову медвежонка, оторванную «с мясом», затем — тело с наполовину вылезшей через рваные дыры ватой. (20)Ещё час я потратил, чтобы найти в мелком мусоре на дне мешка пропавший шарик глаза, но так и не нашёл.
(21)Я отвёз медведя домой и самолично его починил, хотя навыка такого у меня, конечно, не было. (22)Я постирал, набил его новой ватой, аккуратно зашил и даже слегка прошёлся утюгом, на место потерянного глаза я приделал чёрную повязку, как у пирата. (23)А позже с помощью знакомой из ателье медведь оделся в кожаную косуху с маленькими заклёпками.
(24)Отныне медведь сидит у меня в гараже на самом видном месте, а иногда я устанавливаю его на вилку мотоцикла, и мы катаемся по городу или в мотоколоннах. (25)Соратники из клуба сначала смеялись, а потом привыкли, и игрушка даже в некотором роде стала нашим талисманом. (26)У меня давно была мечта — свой клуб для байкеров, и я его открою. (27)Я даже придумал ему название — «Одноглазый медведь».
(По Остромиру)
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик забрал с дачи свою детскую игрушку?»
- Герой-рассказчик вспомнил, как любил эту игрушку в детстве, и ему захотелось вернуть те радостные ощущения.
- Герой-рассказчик любил «самолично» чинить старые игрушки, и ему приятно было видеть, как они обретают новую жизнь.
- Герой-рассказчик поверил в то, что старая детская игрушка, возвращаясь к нему во сне, предостерегает его от опасности и отводит беду.
- Герой-рассказчик, одев медведя в кожаную косуху, решил сделать его талисманом собственного клуба для байкеров.
[/su_note]
Алгоритм выполнения задания:
- Читаем текст.
- О чем этот текст? (тема) - Текст повествует о том, как давно забытые вещи могут стать талисманом для человека и предупреждать об опасности.
- Что хотел этим текстом сказать автор? (основная мысль) - Автор хотел сказать, что стоит внимательнее относится к предупреждающим таинственным знакам и не пренебрегать ими .
Поразмышляем над каждым вариантом ответа.
- Предложение 1 неверно: да, автор говорит, что медвежонок был его любимой игрушкой, но о том, что он хотел вернуть ощущения, не упоминается. Не соответствует теме и основной мысли произведения.
- Предложение 2 неверно; в тексте, в предложении 21 говорится, что никакого опыта в починке игрушек у автора не было. не соответствует теме и основной мысли произведения.
- Мишка предупредил Остромира об аварии – верен вариант 3. Именно этот вариант ответа полностью соответствует теме и основной мысли текста.
- Предложение 4 не подходит – автор решил сделать мишку талисманом клуба намного позже после того, как забрал его. Не соответствует теме и основной мысли текста.
Ответ: 3
Помогает спасибо большое.