Рабочая программа для 7 класса по учебному предмету «Биология» составлена на основе Федерального Государственного стандарта. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
В 7 классе у учащихся формируются общие представления о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы. Учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. – М.: Дрофа, 2013
План
Общие сведения о мире животных (сентябрь)
- Зоология – наука о животных
- Классификация животных и основные систематические группы
Простейшие (сентябрь)
- Простейшие
- Многообразие и значение простейших
Многоклеточные животные (октябрь-февраль)
- Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные
- Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, образ жизни, значение
- Черви. Общая характеристика и многообразие
- Тип Плоские черви
- Тип Кольчатые черви
- Тип Моллюски. Образ жизни, многообразие
- Тип Иглокожие
- Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные
- Класс Насекомые. Отряды насекомых
- Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные
- Класс Рыбы. Внешнее и внутреннее строение рыб
- Основные систематические группы рыб
- Класс Земноводные или Амфибии. Среда обитания и строение тела
- Отряды: Безногие, Хвостатые, Безхвостные
- Происхождение и значение земноводных
- Класс Пресмыкающиеся или Рептилии. Внешнее и внутреннее строение пресмыкающихся
- Отряды пресмыкающихся: Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы
- Класс Птицы. Внешнее и внутреннее строение птиц
- Разнообразие птиц, их значение и происхождение
- Класс Млекопитающие или Звери. Внешнее и внутреннее строение
- Размножение, развитие, происхождение и разнообразие млекопитающих
- Высшие или плацентарные животные
- Значение млекопитающих для человека
Эволюция строения органов и их систем (март-апрель)
- Покровы тела. Опорно-двигательная система
- Полости тела. Органы дыхания
- Органы пищеварения. Обмен веществ
- Кровеносная система. Кровь
- Органы выделения
- Нервная система. Органы чувств
- Способы размножения животных. Органы размножения
- Периодизация и продолжительность жизни животных
Развитие и закономерности размещения животных на Земле (апрель-май)
- Доказательства эволюции животных. Многообразие видов как результат эволюции
- Чарльз Дарвин о причинах эволюции. Этапы развития животного мира
- Среды обитания. Факторы среды
- Биоценозы. Цепи питания
- Миграции. Закономерности размещения животных
- Значение животных для человека. Одомашнивание животных
- Охрана животных. Законы России об охране животного мира