Популяции. Пищевые цепи и пирамиды

теория по биологии 🌿 экология

Экологические характеристики популяции

Популяции – элементы любой экосистемы, на них удобно проводить исследования. У популяций есть демографические показатели, позволяющие прогнозировать изменения на этом уровне организации и выше.

Рождаемость – число новых особей (а также яиц и семян), родившихся (вылупившихся, отложенных) в популяции за определенное время. Рождаемость экологи делят на два типа: максимальную и экологическую. Первая показывает теоретический максимум скорости образования новых особей в идеальных условиях. Вторая – скорость образования новых особей в фактических (реальных) условиях.

Смертность – скорость отмирания особей. Определяет не только численность популяции, но и продолжительность жизни особей. Чем больше смертность – тем меньше продолжительность жизни, и наоборот.

Возрастная структура – соотношение численности особей разного возраста. Чем разнообразнее – тем лучше для популяции. Даже при самых неблагоприятных условиях для потомства у такой популяции больше шансов его выносить и выкормить. Этот показатель напрямую зависит от смертности. Благодаря анализу возрастной структуры можно прогнозировать численность популяции в следующих поколениях и во времени.

Обилие – общая численность популяции. Сложный для измерения показатель, поэтому часто используют следующий.

Плотность популяции – число особей на единицу жизненного пространства.

Динамика популяции — процессы изменений основных биологических показателей популяции во времени.

Пищевые цепи и пирамиды

Организмы в природных сообществах можно распределить на две большие группы.Типы питания живых организмов - online presentation

Автотрофы производят органические вещества самостоятельно. Это продуценты, к ним относятся растения. В отличии от предыдущих, гетеротрофы так не умеют. Им нужно получить питание от других организмов. В таком случае, консументы – растительноядные и хищные животные. Сюда же входят редуценты, но они питаются не живыми организмами, а трупами растений и животных. Редуцентам принадлежит очень важная роль в нашем мире они разлагают органику, возвращая минеральные вещества обратно в круговорот веществ. Большинство организмов этой группы представлено грибами и бактериями.

Пищевая цепь

Как мы видим, между представителями разных царств есть связи, в зависимости того, чем они утоляют голод. Пищевые цепи — последовательности организмов в порядке поглощения ими энергии. Такие цепи тоже различаются. Пастбищная пищевая цепь основывается на передаче энергии посредством растительноядных животных. Например, корова поедает луговые растения, а человек ест говядину. Энергия доходит до нас благодаря тому, что растения были съедены. Затем непереваренные остатки пищи и продукты метаболизма выходят из организма хищника, в нашем случае, человека. Остатки пищи перерабатываются редуцентами – бактериями, способными разлагать органику дальше. Эта цепь называется детритной. Одна продолжила другую. Затем бактерии сделают свое дело, минеральные вещества вернутся в почву, их поглотят растения. Так замыкается круговорот. Очевидно, что каждый элемент живой системы очень важен. Да, большинство из них взаимозаменяемы, но это не уменьшает ценность каждого звена.

Существует особое правило, которое гласит, что на каждый трофический уровень (уровень пищевой пирамиды) поступает лишь 10% от всей энергии, поступившей на предыдущий уровень. Это объясняет, почему хищникам для утоления голода требуется съесть либо одно крупное животное (которое съело много меньших и аккумулировало в себя их энергию), либо много мелких.

Пищевые цепи имеют разветвления, что, собственно, и отличает их от пищевых пирамид. Пирамиды тоже бывают разными. Экологическая пирамида демонстрирует переход энергии от одного уровня к другому, в соответствии с правилом 10%. Она же показывает отношение биомассы на разных трофических уровнях. Пирамида численности отражает плотность населения каждого уровня.

 
Задание EB11225 Почему в агроэкосистеме короткие цепи питания?
  1. В агроэкосистеме небольшое биоразнообразие (чаще всего продуцент представлен монокультурой).
  2. Несбалансированный круговорот веществ (или, изымается человеком продукция, истощается почва).
  3. Непродолжительные сроки существования.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11219 В пищевые цепи природных биогеоценозов включены продуценты, консументы и редуценты. Какую роль играют организмы этих групп в круговороте веществ и превращении энергии?
  1. Продуценты — производят органические вещества из неорганических в ходе фотосинтеза или хемосинтеза. В них заключена энергия, необходимая для жизнедеятельности остальных организмов. К ним относятся растения, сине-зеленые бактерии и хемосинтезирующие бактерии.
  2. Консументы — потребляют готовые органические вещества, но не доводят их до минерализации.
  3. Редуценты — в ходе жизнедеятельности превращают органические остатки до минеральных и замыкают круговорот веществ. Выделенную при этом энергию они используют для жизнедеятельности.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11205 Почему в наземной пищевой цепи от звена к звену, как правило, уменьшается биомасса?
  1. Пищевая цепь включает в себя продуцентов, консументов и редуцентов.
  2. В каждом звене большая часть органического вещества (примерно 90%) расщепляется до неорганических веществ, и они выделяются в окружающую среду.
  3. Выделенная при этом энергия тратится на жизнедеятельность, превращается в тепловую энергию и рассеивается в окружающую среду. Таким образом, от звена к звену уменьшается биомасса. Эта закономерность называется правилом 10% или правилом экологической пирамиды.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11352 К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трех изменений.
  1. к увеличению численности растительноядных организмов;
  2. к уменьшению численности растений;
  3. к последующему снижению численности растительноядных организмов вследствие нехватки корма и распространению заболеваний.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB20713 Проанализируйте гистограмму состава рациона животного Z.

По оси х расположены таксоны позвоночных животных, которыми питается животное Z, а по оси у — их количество в рационе. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа гистограммы.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=25053

Животное Z относят к

  1. всеядным животным
  2. консументам II порядка
  3. производителям органических веществ
  4. полуводным животным
  5. обитателям тундры
  1. Неверно, так как в рационе нет растительной пищи.
  2. Так как конкретные животные не указаны, то можно считать это верным.
  3. Неверно, так как животное потребляет органику, а не производит ее.
  4. Так как животное питается и рыбой, и амфибиями, вместе с тем и рептилиями, птицами и млекопитающими, то это – верно.
  5. Нет информации.
Ответ: 24

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB13990 Почему зерноядные птицы в разные периоды жизни (расселения, размножения) могут занимать в пищевых цепях место консументов I и II порядков?
  1. зерноядные птицы питаются зернами — являются консументами I порядка.
  2. своих птенцов выкармливают насекомыми (животная пища более богата белками для выкармливания потомства) — в этот момент являются консументами II порядка.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB20624 В таблице отражены данные изменения сухой массы насекомых(в миллиграммах) в течение года в экосистеме кустарников в Аргентине. Эти же данные отражены на графике. Изучите таблицу и выберите верные утверждения:
  1. Колебания численности связаны с сезонами размножения
  2. Пики размножения насекомых приходятся на март и май.
  3. Пики размножения насекомых приходятся на декабрь.
  4. Самая высокая выживаемость в мае.
  5. Самая высокая выживаемость в апреле.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=25079

  1. На графике хорошо видно, что численность увеличивается в период размножения. Верно.
  2. Пик приходится на 4 месяц, то есть апрель.
  3. Пики размножения приходятся не на декабрь, а на апрель и сентябрь. Неверно.
  4. Самая высокая выживаемость в апреле. Неверно.
  5. Верно.
Ответ: 15

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB20603 Вставьте в текст «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА

Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________(А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________(Б) — это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________(В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа — это __________(Г). Она представлена бактериями и грибами.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

  1. биосфера
  2. производитель
  3. разрушитель
  4. потребитель
  5. агроценоз
  6. биогеоценоз
  7. популяция
  8. хищник

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

Раз сказано про совокупность земной поверхности, живой и неживой природы, то это — биогеоценоз. 6)

Преимущественно зеленые растения образуют группу производителей органики. 2)

Животные — главные потребители. 4)

Третья группа — разрушители органики, которые возвращают в круговорот неорганику. 3)

Ответ: 6243

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB20568 Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
  1. паук
  2. сова
  3. цветущее растение
  4. муха
  5. жаба

Все начинается с автотрофа — растения.

Затем муха.

Муху могла бы съесть и жаба, но тогда некуда будет записать паука, потому следующий- паук.

Затем жаба.

Потом — сова.

Ответ: 34152

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB16267 Установите соответствие между животными и группой, к которой оно относится по способу питания
ЖИВОТНОЕГРУППА

А) волк

Б) пресноводная гидра

В) полевая мышь

Г) божья коровка

Д) заяц-беляк

Е) колорадский жук

1) растительноядные

2) плотоядные

Хищники:

А) волк

Б) пресноводная гидра

Г) божья коровка (питается тлёй)

Растительноядные:

В) полевая мышь

Д) заяц-беляк

Е) колорадский жук

Ответ: 221211

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB22938 Установите соответствие между примерами организмов и способами гетеротрофного питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

СПОСОБ

А. мукор

Б. болгарская палочка

В. туберкулёзная палочка

Г. спорынья

Д. сенная палочка

1. сапротрофы

2. паразиты

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Сапротрофы — гетеротрофные организмы, использующие для питания органические соединения мёртвых тел или выделения (экскременты) животных. Участвуя в минерализации органических соединений, сапротрофы составляют важное звено в биологическом круговороте веществ и энергии. К сапротрофам относятся бактерии, актиномицеты, грибы.

Паразиты — гетеротрофные организмы, использующие для питания органические соединения живых организмов.

Совершенно не понимаю, откуда абитуриентам знать о болгарской палочке и сенной палочке, но лучше запомните, что они сапрофиты.

Мукор — сапрофит.

Туберкулезная палочка — паразит.

Спорынья — паразит.

Ответ: 11221

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB22273 Установите соответствие между особенностями и типами питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИТИПЫ ПИТАНИЯ

А) преобразуют солнечную энергию в энергию органических веществ

Б) питаются за счёт фагоцитоза или осмотрофного способа питания

В) выделяют кислород при фотолизе воды в процессе фотосинтеза

Г) используют готовые органические вещества

Д) способны к хемосинтезу

Е) используют энергию окисления неорганических веществ

1) автотрофы

2) гетеротрофы

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Автотрофы — организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических.

Гетеротрофы — организмы, которые не способны синтезировать органические вещества из неорганических путём фотосинтеза или хемосинтеза.

Преобразование солнечной энергии в органику — автотрофы. 1

Фагоцитоз и осмос — гетеротрофы. 2

Фотосинтез — автотрофы. 1

Питание готовой органикой — гетеротрофы. 2

Хемосинтез — автотрофы. 1

Окисление неорганики — автотрофы. 1

Ответ: 121211

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB10604 Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда.
ОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) прибрежная растительность

Б) карп

В) личинки земноводных

Г) фитопланктон

Д) растения дна

Е) большой прудовик

1) продуценты

2) консументы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

Найдем все, что способно к фотосинтезу, это будут продуценты:

А) прибрежная растительность

Г) фитопланктон

Д) растения дна

Консументы, соответственно:

Б) карп

В) личинки земноводных

Е) большой прудовик

Ответ: 122112

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB17889 Установите соответствие между животными и их ролями в биогеоценозе тайги.
ЖИВОТНЫЕРОЛИ В БИОЦИНОЗЕ

А) кедровка

Б) ястреб-тетеревятник

В) обыкновенная лисица

Г) благородный олень

Д) заяц-русак

Е) обыкновенный волк

1) консумент 1 порядка

2) консумент 2 порядка

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

Консументы 1 порядка — растительноядные животные.

2 порядка — хищники.

Кедровка. Допустим, вы не в курсе, кто это: грызун или птица. Не важно. Исходя из названия, можно сделать вывод, что питается она орешками кедра, следовательно, консумент 1 порядка.

Ястреб-тетеревятник — хищник. Консумент 2 порядка.

Лисица — хищник. Консумент 2 порядка.

Олень — травоядное. Консумент 1 порядка.

Заяц — травоядное. Консумент 1 порядка.

Волк — хищник. Консумент 2 порядка.

Ответ: 122112

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB10605 Различие роли участия консументов первого порядка и продуцентов в круговороте веществ и превращении энергии в экосистеме луга состоит в том что они:
РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) аккумулируют солнечную энергию

Б) потребляют органические вещества

В) синтезируют органические вещества из неорганических

Г) преобразуют органические вещества

Д) освобождают заключенную в органических веществах энергию

Е) используют в качестве источника углерода углекислый газ

1) консументы первого порядка

2) продуценты

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Разберемся с тем, что такое «консумент 1 порядка».

Итак, это те организмы, которые следуют за продуцентами, то есть вторые в цепи. Есть консументы 2, 3, 4 и т.д. порядков.

Пусть есть колосок — продуцент. Его поедает мышь — консумент 1 порядка, мышь поедает хищная птица — консумент 2 порядка, птицу поедает крупный хищник — консумент 3 порядка, труп этого хищника разлагает редуцент. Цепи могут быть очень длинными.

Здесь так же нужно следовать определениям понятий:

Аккумулируют солнечную энергию — продуценты. 2

Потребляют органику — консументы. 1

Синтез органики из неорганики — продуценты. 2

Преобразуют органические вещества в энергию — консументы. 1, 1

Используют в качестве источника углекислый газ — продуценты. 2

Ответ: 212112

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11494 Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) являются первым звеном в цепи питания

Б) синтезируют органические вещества из неорганических

В) используют энергию солнечного света

Г) питаются готовыми органическими веществами

Д) возвращают минеральные вещества в экосистемы

Е) разлагают органические вещества до минеральных

1) продуценты

2) редуценты

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Здесь нужно снова вернуться к определениям. Первое звено в цепи питания — продуценты. 1

Синтез органики из неорганики — продуценты. 1

Используют энергию солнечного света — продуценты. 1

Питаются готовой органикой — редуценты. 2

Возвращают минеральные вещества в экосистемы, то есть разлагают органику до неорганики — редуценты. 2,2

Ответ: 111222

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB14188 Установите соответствие между организмами — обитателями экосистемы и функциональной группой, к которой их относят.
ОРГАНИЗМЫФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

A) мхи, папоротники

Б) беззубки и перловицы

B) ели, лиственницы

Г) плесневые грибы

Д) гнилостные бактерии

Е) амёбы и инфузории

1) продуценты

2) консументы

3) редуценты

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Мхи и папоротники, если и лиственницы способны к фотосинтезу, а значит, они- продуценты.

АБВГДЕ
11

Плесневые грибы и гнилостные бактерии разлагают органику, они-редуценты.

АБВГДЕ
1133

Беззубка — двустворчатый моллюск, консумент.

Амеба — вообще хищник, тоже консумент.

АБВГДЕ
121332
Ответ: 121332

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB12273 Установите соответствие между функциями компонентов биогеоценоза и компонентами
ФУНКЦИИ КОМПОНЕНТОВКОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА

А) производят органическое вещество

Б) потребители органического вещества

В) разлагают органические соединения

Г) выполняют «санитарную» функцию

1) продуценты

2) редуценты

3) консументы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Здесь все четко по определениям, кроме «санитарной функции». Предполагается, что абитуриент будет рассуждать, что от падали распространятся болезни, а редуценты эту падаль перерабатывают.

Ответ: 1322

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB22965 Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

В экосистеме тайги третий трофический уровень занимают

  1. зерноядные птицы
  2. росомаха
  3. сосна кедровая
  4. горностай
  5. соболь
  6. кабарга

Третий трофический уровень занимают консументы второго порядка, то есть хищники, поедающие травоядных.

Сложно сказать, откуда абитуриент должен знать, что такое кабарга, но хорошо, что указано хотя бы количество ответов, так что будем исключать.

Зерноядные птицы отпадают.

Росомаха — хищник.

Сосна не подходит.

Горностай — хищник.

Соболь — хищник.

Кабарга — неизвестно что. Но мы уже выбрали нужное количество ответов.

PS: кабарга — парнокопытное, что любезно указали на «Решу ЕГЭ»

Ответ: 245

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB17739 Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя все названные объекты.
  1. инфузория-туфелька
  2. сенная палочка
  3. чайка
  4. рыба
  5. моллюск
  6. ил
Иногда бывает сложно составить цепь, поэтому лучше начертить табличку: Перечитав все варианты, можно прикинуть, что чайка, как хищная птица будет последним звеном, а ил — первым.
63
Чайка точно питается рыбой.
643
Рыба, вероятнее всего, моллюском.
6543
Инфузория — хищник, так что она будет поедать сенную палочку, поэтому сделаем вывод, что палочка питается илом.
621543
Ответ: 621543

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB10303 В соответствии с правилом экологической пирамиды
  1. часть содержащейся в пище энергии используется на процессы жизнедеятельности организмов
  2. часть энергии превращается в тепло и рассеивается
  3. вся энергия пищи преобразуется в химическую
  4. значительная часть энергии запасается в молекулах АТФ
  5. происходит колебание численности популяций
  6. от звена к звену в цепи питания биомасса уменьшается

Показатель каждого уровня экологической пирамиды приблизительно в 10 раз меньше предыдущего. Это правило.

Часть энергии превращается в тепло и рассеивается, часть запасается в виде АТФ.

Ответ: 126

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить


Ксения Алексеевна | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 903 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *