Биологический вид и его критерии | теория по биологии 🌱 эволюция

Биологический вид

Биологический вид — совокупность особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого потомства; населяющих определенный ареал; обладающих рядом морфологических и физиологических признаков и сходством их взаимоотношений с биотической и абиотической средой.

Виды обособлены друг от друга, благодаря чему не происходит скрещивания разных видов при размножении. Самым ярким примером такой обособленности является население разными видами разных ареалов обитания. Так, занимая свою часть территории, возможно, даже на разных континентах или по разные стороны от гор и рек, виды не скрещиваются между собой.

Несмотря на обособленность, видам присуща и целостность, которая проявляется в том, что для жизни вида особям необходимо взаимодействовать друг с другом. Это нужно, как минимум для принесения потомства, и просто для существования. Преобладающее большинство организмов предпочитает жить в сообществе с другими особями их вида. Это облегчает защиту от врагов, поиск и добычу пищи, выращивание потомства, и многое другое.

Критерии вида

  1. Морфологический критерий (морфология – строение). Следовательно, особи одного вида имеют сходные черты внутреннего и внешнего строения. Возьмем, например, людей разных родов. Несмотря на то, что они отличаются: кто-то выше, полнее, имеет другой цвет волос, разрез глаз, другие черты лица, все равно мы наблюдаем внешнее сходство. Если мы посмотрим на внутреннее строение, то в норме, у всех будет одно и то же расположение костей скелета, одни и те же мышца, которые будут крепиться сухожилиями к костям в строго определенных местах. Естественно, кости у кого-то будут длиннее, у кого-то короче, а мышцы у разных людей развиты в разной степени, но это не отменяет схожести в строении.
  2. Физиологический критерий (физиология – работа организма). Если мы заглянем под мышцы и кости, то обнаружим внутренние органы, которые, опять же, без патологий, располагаются на своих местах. Это отсылает нас к морфологическому критерию. Что же касается работы этих внутренних органов, то в общем и целом, принципы одни и те же. Конечно, известных факт, что у каждого организма есть свои индивидуальные особенности, но это не отменяет того, как работает сам орган.
  3. Генетический критерий. У каждого вида есть своё закрепленное количество хромосом. В случае человека – 46 хромосом. Сам такой набор называется кариотипом. Кроме количества, есть так же и другие закрепленные параметры, такие как форма и размер. Разное количество генетического материала ограничивает скрещивание между видами. В мейозе, как известно, половина хромосом переходит от одного родительского организма, половина – от другого. Так дочерняя особь приобретает то же самое количество хромосом, что было у ее предков. Если же у родительских особей количество хромосом разное, то здоровое потомство не произвести, так как в самом процессе мейоза будут сбои. Однако не стоит путать это с мутациями, которые приводят к тому, что появляется организм с другим количеством хромосом. Таким примером является трисомия по 21-й хромосоме, или синдром Дауна. Здесь происходит мутация в самом процессе мейоза, в результате чего потомство приобретает кариотип не 46, а 47 хромосом.
  4. Экологический критерий. Определяет то, какие роли в биоценозе играет организм: его положение в пищевой цепи, его взаимоотношения с особями других видов, его потребности в биотических и абиотических ресурсах.
  5. Географический критерий. Ограничивает ареал, на котором вид может обитать.
  6. Исторический критерий. Гласит, что у потомков вида есть общие предки, одна история возникновения рода, от которого они произошли.

Разные виды могут иметь одни и те же признаки по какому-либо критерию, поэтому при оценке необходимо сопоставлять каждый из вышеперечисленных критериев.

 

Текст: Ксения Алексеевна, 7k 👀

Задание EB1518D

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида бабочки Белянки капустной. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Бабочка капустная белянка имеет мучнисто-белую окраску верхней стороны крыльев. (2)На передней паре крыльев расположены тёмные пятна. (3)Весной и летом бабочка откладывает яйца на листья капусты или других растений семейства крестоцветных. (4)Из яиц выходят жёлтые гусеницы, которые питаются листьями растений. (5)По мере роста гусеницы приобретают яркую сине-зелёную окраску. (6)Выросшая гусеница переползает на дерево, превращается в куколку, которая зимует.


Экологический критерий описывает условия среды обитания, которые пригодны для вида (наличие пищи, климат, укрытия и тд, взаимодействие с другими видами)

Разберем каждое предложение по критериям:

  1. Внешний вид – морфологический критерий.
  2. Внешний вид – морфологический критерий.
  3. Взаимодействие бабочки с крестоцветными – экологический критерий.
  4. Взаимодействие бабочки с крестоцветными – экологический критерий (+ описание гусеницы – морфологический критерий)
  5. Внешний вид – морфологический критерий.
  6. Взаимодействие бабочки с деревьями – экологический критерий.
Ответ: 346

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB1519D

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Свинья дикая (Кабан). Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

(1) Дикие свиньи живут в Европе, Азии и Африке. (2) Дикие свиньи населяют смешанные и широколиственные леса, густые кустарники и болотистые заросли. (3) Питаются они разнообразной пищей: личинками насекомых, корнями и клубнями растений, мелкими животными. (4) Осенью при неурожае естественных растительных кормов кабаны, совершая кочёвки, посещают агроэкосистемы поля. (5) Окраска взрослых особей бывает от светло-бурой или серой до чёрной. (6) К зиме толщина подкожного жира у свиней достигает 5–10 см.


Экологический критерий вида – каждый вид может существовать только в определенных условиях, занимать свою экологическую нишу.

То есть, нам нужно найти утверждения про места обитания вида (но не с точки зрения географии, а с точки зрения описания ареала), про взаимодействия с другими видами, про пищевые цепи, что, по сути, тоже взаимодействие с другими видами.

Помимо экологического, есть и другие критерии вида: генетический, географический, морфологический, биохимический, этологический, физиологический, исторический.

Разберем все варианты:

(1) Дикие свиньи живут в Европе, Азии и Африке. – географический.

(2) Дикие свиньи населяют смешанные и широколиственные леса, густые кустарники и болотистые заросли. – описание ареала, экологический.

(3) Питаются они разнообразной пищей: личинками насекомых, корнями и клубнями растений, мелкими животными. – пищевые цепи, экологический.

(4) Осенью при неурожае естественных растительных кормов кабаны, совершая кочёвки, посещают агроэкосистемы поля. – описана смена ареала, сказано про питание, экологический.

(5) Окраска взрослых особей бывает от светло-бурой или серой до чёрной. – морфологический.

(6) К зиме толщина подкожного жира у свиней достигает 5–10 см. – морфологический.

Ответ: 234

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11301

Прочитайте текст.

Комнатная муха – это двукрылое насекомое, её задние крылья превратились в жужжальца. Ротовой аппарат лижущего типа, муха питается полужидкой пищей. Муха откладывает яйца на гниющие органические остатки. Её личинка белого цвета, не имеет ног, питается пищевыми отходами, быстро растёт и превращается в красно-бурую куколку. Из куколки появляется взрослая муха.

Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.


  1. морфологический критерий – описание внешнего вида мухи, личинки, куколки, ротового аппарата;
  2. экологический критерий – особенности питания, место обитания;
  3. физиологический критерий – особенности размножения, развития и роста
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB20994

Установите соответствие между признаком большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК БОЛЬШОГО ПРУДОВИКА КРИТЕРИЙ ВИДА

А) органы чувств — одна пара щупалец

Б) коричневый цвет раковины

В) населяет пресные водоемы

Г) питается мягкими тканями растений

Д) раковина спирально закрученная

1) морфологический

2) экологический

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


Органы чувств — пара щупалец — морфологический критерий. 1)

Цвет раковины — морфологический. 1)

Населяет пресные водоемы — экологический. 2)

Питается мягкими тканями растений — экологический. 2)

Раковина закручена — морфологический. 1)

Ответ: 11221

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB22401

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Виноград культурный. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Виноград культурный растёт в умеренных и субтропических регионах, широко культивируется во многих странах всех континентов. (2) Выращивают виноград обычно на шпалере. (3) Учёными установлено, что его сорта произошли от дикорастущего евроазиатского вида—Винограда лесного, который произрастает по всему северному побережью Средиземного моря и далее на восток до южного побережья Каспия. (4) Цветки винограда мелкие, собраны в соцветия сложная кисть или метёлка. (5) Плоды—шаровидные или яйцевидные ягоды, собранные в более или менее рыхлые, редко плотные, грозди. (6) Окраска ягод сильно варьирует в зависимости от сорта.

Морфологический критерий вида отражает внешнее строение организмов, принадлежащих данному виду.

Ответ: 456

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

ЕГЭ по биологии

Вся теория

Биология как наука и ее методыСистематика органического мираЦарство БактерииЦарство ГрибыЛишайникиПлауны и ХвощиПапоротникиГолосеменныеПокрытосеменныеКорень, побег, стебель и лист.Цветок и соцветия, плоды и семенаПростейшиеТип ГубкиТип КишечнополостныеТип Плоские червиТип Хордовые. Подтип Бесчерепные.Тип Моллюски (Mollusca)Тип Членистоногие (Arthropoda)Рыбы: хрящевые и костныеКласс Земноводные или Амфибии (Amphibia)Класс Пресмыкающиеся или Рептилии (Reptilia)Класс Птицы (Aves)Класс Млекопитающие (Mammalia)Организм человека. Системы органов. Ткани.Опорно-двигательная система. Скелет. Строение костей и мышц.Кровь: состав и функции, постоянство внутренней среды. Иммунная система.Кровеносная системаДыхательная системаПищеварительная системаВыделительная системаПоловая системаМетоды цитологии и клеточная теорияВнутренняя среда клеткиУглеводыЛипидыБелкиКлеточная мембрана и ядроЦитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.Эндоплазматическая сеть. Аппарат Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.Сходства и различия разных типов клетокЖизненный цикл клетки. Митоз. МейозБесполое размножениеПоловое размножениеГаметогенезОнтогенезГенетический код. Биосинтез белкаМоно- и дигибридное скрещивание. Законы МенделяГенетическое определение полаИзменчивостьМутацииСреды обитания и экологические нишиТипы экологических взаимоотношенийПопуляции. Пищевые цепи и пирамидыЭволюционная теория: от Линнея до ДарвинаПопуляции и их роль в эволюцииБорьба за существование и естественный отборВидообразованиеМакроэволюция и ее доказательстваНервная система и высшая нервная деятельностьБиологический словарьБаллы ЕГЭ по биологии по заданиям 2022Шкала перевода баллов ЕГЭ по биологии 2022Генетический состав популяции и изменения ее генофондаГлавные направления эволюции органического мираГипотезы происхождения жизни на ЗемлеЭтапы возникновения жизни на ЗемлеРазвитие жизни в Криптозое