Корень, побег, стебель и лист. | теория по биологии 🌱 ботаника

Корень

Корень — подземный вегетативный орган высших растений, обладающий неограниченным ростом в длину.

Функции корня

  1. Закрепление растения в субстрате
  2. Всасывание, проведение воды и минеральных веществ
  3. Запас питательных веществ
  4. Взаимодействие с корнями других растений, грибами, микроорганизмами, обитающими в почве (микориза, клубеньки бобовых)
  5. Вегетативное размножение
  6. Синтез биологически активных веществ
  7. У многих растений корни выполняют особые функции (воздушные корни, корни-присоски)
  8. Видоизменения и специализация корней
  9. Корни некоторых строений имеют склонность к метаморфозу

Корни бывают различны, а именно могут видоизменяться.

Видоизменения корней

  • Корнеплод — видоизменённый сочный корень. В образовании корнеплода участвуют главный корень и нижняя часть стебля. Большинство корнеплодных растений двулетние. Корнеплоды состоят в основном из запасающей основной ткани (репа, морковь, петрушка).
  • Корневые клубни — корнеклубни (корневые шишки) образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней (тюльпаны, георгины, картофель).
  • Воздушные корни — боковые корни, растут вниз. Поглощают дождевую воду и кислород из воздуха. Образуются у многих тропических растений в условиях повышенной влажности.
  • Микориза — сожительство корней высших растений с гифами грибов. При таком взаимовыгодном сожительстве, называемом симбиозом, растение получает от гриба воду с растворёнными в ней питательными веществами, а гриб — органические вещества. Микориза характерна для корней многих высших растений, особенно древесных. Грибные гифы, оплетающие толстые одревесневшие корни деревьев и кустарников, выполняют функции корневых волосков.
  • Бактериальные клубеньки на корнях высших растений — сожительство высших растений с азотфиксирующими бактериями — представляют собой видоизменённые боковые корни, приспособленные к симбиозу с бактериями. Бактерии проникают через корневые волоски внутрь молодых корней и вызывают у них образование клубеньков.
  • Дыхательные корни — у тропических растений — выполняют функцию дополнительного дыхания.

видоизменения корней

Различают:

  • главный корень
  • боковые корни
  • придаточные корни

Главный корень развивается из зародышевого корешка. Боковые корни возникают на любом корне в качестве бокового ответвления. Придаточные корни образованы побегом и его частями.

Совокупность корней одного растения называют корневой системой.

Виды корневых систем

  • Стержневая
  • Мочковатая
  • Ветвистая

В стержневой корневой системе главный корень сильно развит и хорошо заметен среди других корней (характерна для двудольных). Стержневая корневая система проникает в почву обычно глубже, чем мочковатая.

В мочковатой корневой системе на ранних этапах развития главный корень, образованный зародышевым корешком, отмирает, а корневая система составляется придаточными корнями (характерна для однодольных). Мочковатая корневая система лучше оплетает прилегающие частицы грунта, особенно в его верхнем плодородном слое.

В ветвистой корневой системе преобладают одинаково развитые главный и несколько боковых корней (у древесных пород, земляника).

корневые системы

Побег

Побег – это стебель с расположенными на нем листьями и почками.

Составными частями побега являются стебель, листья, почки. При прорастании семени из зародышевой почечки формируется первый побег растения — его главный побег, или побег первого порядка. Из главного побега формируются боковые побеги, или побеги второго порядка, а при повторении ветвления — третьего порядка и т. д. Придаточные побеги формируются из придаточных почек.

Так формируется система побегов, представленная главным побегом и боковыми побегами второго и последующего порядков. Система побегов увеличивает общую площадь соприкосновения растения с воздушной средой.

Побег, на котором образуются цветки, называется цветоносным побегом, или цветоносом (иногда термин «цветонос» понимают в более узком смысле — как участок стебля, на котором находятся цветки).

Вегетативный невидоизменённый побег — единый орган растения, состоящий из стебля, листьев и почек, формирующийся из общего массива меристемы (конуса нарастания побега) и обладающие единой проводящей системой. Стебли и листья, являющиеся основными структурными элементами побега — часто рассматриваются как его составные органы, то есть органы второго порядка. Кроме того, обязательная принадлежность побега — почки. Главная внешняя черта, отличающая побег от корня — наличие листьев.

В сезонном климате умеренных широт рост и развитие побегов из почек носит периодический характер. У кустарников и деревьев, а также у большинства многолетних трав это происходит один раз в году — весной или в начале лета, после чего формируются зимующие почки будущего года, а в конце лета — осенью рост побегов заканчивается.

Строение побега

 строение побега

А (с листьями). 1 – стебель; 2 – лист; 3 – узел; 4 – междоузлие; 5 – пазуха листа; 6 – пазушная почка; 7 – верхушечная почка.

Б (после листопада). 1 – верхушечные почка; 2 – почечные кольца; 3 – листовые рубцы; 4 — боковые почки.

Типы побегов

типы побегов

1 – прямостоячий; 2 – приподнимающийся; 3 – ползучий; 4 – стелющийся; 5 – вьющийся; 6 – лазающий.

Видоизменения побегов

  • Колючка — сильно одревесневающий безлистный укороченный побег с острой верхушкой. Колючки побегового происхождения выполняют главным образом защитную функцию. У дикой яблони, дикой груши, крушины слабительной (Rhamnus cathartica) в колючки превращаются укороченные побеги, имеющие ограниченный рост и оканчивающиеся остриём.
  • Усик — жгутовидный ветвистый или неразветвлённый побег метамерного строения, в типичном случае лишённый листьев. Стеблевые усики, как узкоспециализированный побег, выполняют опорную функцию.
  • Корневище — подземный побег с чешуевидными листьями низовой формации, почками и придаточными корнями. Толстые, сильно разветвлённые ползучие корневища характерны для пырея, короткие и довольно мясистые — для купены, ириса, очень толстые — для кубышки, кувшинки.
  • Стеблевой клубень — видоизменённый побег с ярко выраженной запасающей функцией стебля, наличием чешуевидных листьев, которые быстро сшелушиваются, и почек, формирующихся в пазухах листьев и называемых глазками (топинамбур).
  • Луковица — подземный (реже надземный) сильно укороченный специализированный побег, в котором запасные вещества откладываются в чешуях листовой природы, а стебель преобразован в донце. Луковица — типичный орган вегетативного возобновления и размножения. Луковицы свойственны однодольным растениям из семейства Лилейные (лилия, тюльпан, лук), Амариллисовые (амариллис, нарцисс, гиацинт) и др. Как исключение, они встречаются и у двудольных — у некоторых видов кислицы и жирянки.
  • Клубнелуковица — видоизменённый подземный укороченный побег с толстым стеблем, запасающим ассимилянты, придаточными корнями, отрастающими с нижней стороны клубнелуковицы, и сохраняющимися засохшими основаниями листьев (плёнчатые чешуи), в совокупности составляющими защитный покров. Клубнелуковицы имеют безвременник, гладиолус, иксия, шафран.

Стебель

Стебель — удлинённый побег высших растений, служащий механической осью, также выполняет роль производящей и опорной базы для листьев, почек, цветков.

Классификация стеблей

По расположению относительно уровня почвы:

надземные

подземные

По степени одревесневания:

  • травянистые
  • деревянистые (например, ствол — главный многолетний стебель дерева; стебли кустарников называют стволиками)

По направлению и характеру роста:

  • прямостоячие (например, подсолнечник)
  • лежачие (стелющиеся) — стебли лежат на поверхности почвы, не укореняясь (вербейник монетчатый)
  • приподнимающиеся (восходящие) — нижняя часть стебля лежит на поверхности почвы, а верхняя поднимается вертикально (сабельник)
  • ползучие — стебли стелются по земле и укореняются благодаря образованию в узлах придаточных корней (будра плющевидная)
  • цепляющиеся (лазящие) — прикрепляются к опоре с помощью усиков (горох)
  • вьющиеся — тонкие стебли, обвивающие опору (луносемянник)

По форме поперечного сечения:

  • округлые
  • сплюснутые
  • трёх—, четырёх—, многогранные (гранистые)
  • ребристые
  • бороздчатые (желобчатые)
  • крылатые — стебли, у которых по острым граням тянутся плоские травянистые выросты (чина лесная) или низбегающие на стебель основания листьев (окопник лекарственный)

Строение стебля

Снаружи стебель защищен покровными тканями. У молодых стеблей весной клетки покровной ткани покрыты тонкой кожицей. У многолетних растений к концу первого года жизни кожица замещается многослойной пробкой, состоящей из мертвых клеток, заполненных воздухом. Для дыхания в кожице (у молодых побегов) имеются устьица, а позже образуются чечевички – крупные, рыхло расположенные клетки с большими межклетниками.

К покровной ткани прилегает кора, образованная разными тканями. Наружная часть коры представлена слоями клеток механической ткани с утолщенными оболочками и тонкостенных клеток основной ткани. Внутренняя часть коры образована клетками проводящей ткани и называется лубом.

В состав луба входят ситовидные трубки, по которым идет нисходящий ток: органические вещества передвигаются от листьев. Ситовидные трубки состоят из клеток, соединенных концами в длинную трубку. Между соседними клетками имеются мелкие отверстия. Через них, как через сито, передвигаются органические вещества, образующиеся в листьях.

Ситовидные трубки остаются живыми недолго, чаще 2-3 года, изредка – 10-15 лет. На смену им постоянно образуются новые. Ситовидные трубки составляют небольшую часть в лубе и обычно собраны в пучки. Кроме этих пучков в лубе имеются клетки механической ткани, главным образом в виде лубяных волокон, и клетки основной ткани.

К центру от луба в стебле расположена другая проводящая ткань – древесина.

Древесина образована разными по форме и величине клетками и состоит из сосудов (трахей), трахеид и древесных волокон. По ним идет восходящий ток: вода с растворенными в ней веществами передвигается от корней к листьям.

В центре стебля лежит толстый слой рыхлых клеток основной ткани, в которых откладываются запасы питательных веществ, – это сердцевина.

У некоторых растений (георгина, тюльпан, огурец, бамбук) сердцевина занята воздушной полостью.

Между древесиной и лубом у двудольных растений находится тонкий слой клеток образовательной ткани –камбий. В результате деления клеток камбия увеличивается (растет) толщина стебля. Клетки камбия делятся вдоль своей оси. Одна из дочерних появляющихся клеток отходит к древесине, а другая  – к лубу. Прирост особенно заметен в древесине. Деление клеток камбия зависит от сезонного ритма – весной и летом происходит активно (образуются крупные клетки), осенью замедляется (образуются мелкие клетки), а зимой останавливается. В итоге образуется годичный прирост древесины, хорошо заметный у многих деревьев, называемый  годичным кольцом. По числу годичных колец можно подсчитать возраст побега и дерева в целом.

Ширина годичных колец у древесных растений зависит от условий окружающей среды. Так, в холодном климате, на болотных почвах величина годичных колец древесины очень мала. В благоприятных климатических условиях, на богатых почвах толщина годичных колец увеличивается. Сопоставляя чередование широких и узких годичных колец у ствола, можно определить, в каких условиях жило растение, а также установить колебания погодных условий за многие годы.

строение стебля

Функции стебля

  • проводящая  (главная функция)

Стебель служит опорой растению, он держит на себе тяжесть находящихся на нем листьев, цветков и плодов.

  • опорная

В стебле могут откладываться запасные питательные вещества. В этом проявляется запасающая функция стебля.С помощью стебля побег выносит свои листья и почки к свету в ходе роста растения. В этом проявляются важная осевая функция стебля и функция роста.

Лист

Лист — один из важнейших органов растений, основными функциями которого является фотосинтез, газообмен и транспирация.

Внутреннее строение листа

Лист состоит из следующих тканей:

  • Эпидермис — слой клеток, которые защищают от вредного воздействия среды и излишнего испарения воды. Часто поверх эпидермиса лист покрыт защитным слоем восковидного происхождения (кутикулой).
  • Паренхима — внутренняя хлорофиллоносная ткань, выполняющая основную функцию — фотосинтез.
  • Сеть жилок, образованных проводящими пучками, состоящими из сосудов и ситовидных трубок, для перемещения воды, растворённых солей, сахаров и механических элементов.
  • Устьица — специальные комплексы клеток, расположенные, в основном, на нижней поверхности листьев; через них происходит испарение воды и газообмен.

внутреннее строение листа

Внешнее строение листа

Лист внешне состоит из:

  • черешка (стебелька листа)
  • листовой пластинки (лопасти)
  • прилистников (парных придатков, расположенных по обеим сторонам основания черешка)
  • место, где черешок примыкает к стеблю, называется влагалищем листа
  • угол, образованный листом (черешком листа) и вышерасположенным междоузлием стебля, называется пазухой листа
  • в пазухе листа может образоваться почка (которая в этом случае называется пазушной почкой), цветок (называется пазушным цветком), соцветие (называется пазушным соцветием)

Не все растения имеют все части листьев, у некоторых видов парные прилистники чётко не выражены либо отсутствуют; может отсутствовать черешок, а структура листа может не быть пластинчатой.

внешнее строение листа

Текст: Базанов Даниил, 33.2k 👀

Задание ollbio03101120162017в1

С помощью буквенного шифра дайте описание растения, представленного на рисунке.
Семейство: А – Розоцветные; Б – Крестоцветные; В – Орхидные; Г – Бобовые; Д – Лилейные; Е – Злаковые. Цветок: Ж – актиноморфный; З – зигоморфный; И – неправильный Завязь: К – верхняя; Л – нижняя Плод: М – ягода; Н – орешек или многоорешек; О – костянка; П – зерновка; Р – семянка; С – стручок или стручочек; Т – боб; У – коробочка Околоцветник: Ф – двойной; Х – простой; Ц – редуцированный

На рисунке представлен Венерин башмачок (Paphiopedillum) – растение из семейства Орхидных. Остальные «школьные» семейства явно не подходят.
Шифр ответа: В, З, Л, У, Ф или Х (равнозначные).

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio03920162017

С помощью буквенного шифра дайте описание растения, представленного на рисунке слева.
Семейство: А – Розоцветные; Б – Крестоцветные; В – Паслёновые; Г – Бобовые; Д – Спаржевые; Е – Злаковые. Цветок: Ж – актиноморфный; З – зигоморфный; И – неправильный Завязь: К – верхняя; Л – нижняя Плод: М – ягода; Н – орешек или многоорешек; О – костянка; П – зерновка; Р – семянка; С – стручок или стручочек; Т – боб; У – коробочка Околоцветник: Ф – двойной; Х – простой; Ц – редуцированный.

На рисунке представлен Ландыш майский – растение из семейства Спаржевые (порядок Лилиецветные). Остальные «школьные» семейства явно не подходят.
Шифр ответа: Д, Ж, К, М, Х.

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio02920162017

Перед вами список вещей из определенных материалов, в состав которых либо входят сами живые организмы и их части, либо продукт приготовлен при помощи живых организмов (обозначены буквами). Во втором столбце даны зашифрованные описания этих живых организмов (обозначены цифрами).

  • Описания каких организмов даны цифрами? Как их используют при приготовлении материалов? Одному организму могут соответствовать несколько описаний!
  • Установите соответствие между пунктами первого и второго столбца. Обратите внимание на то, что одной вещи может соответствовать несколько организмов и наоборот.

Организмы, которые могут случайно попасть в материал, не указывайте!


При выполнении задания важно сразу соотнести живые объекты, из которых приготовляют определенные вещи и материалы, и их зашифрованные описания.

1. Лепестки венчика цветка у этого растения обычно голубые, цветок пятичленный. Из всех представленных материалов только льняная олифа приготовляется из семян льна — растения с голубыми цветками. Правильный ответ – Лён. Соответствие: 1 – Ж.

2. Эти вымершие автотрофы были споровыми. Из всех предметов и материалов только мел и графит могут быть продуктом, полученным из вымерших организмов. Из них только графит определённого происхождения является продуктом метаморфизации остатков фотосинтезирующих споровых организмов: папоротников, хвощей и плаунов. Соответствие: 2 – Е.

3. Глаза этих организмов состоят из отдельных фасеток (омматидиев). Этот признак характерен для насекомых. В левом столбце есть два материала, получаемых от насекомых: шёлк и проволис. Таким образом, в описании зашифрованы тутовый шелкопряд и пчела. Соответствие: 3 – А, И.

4. Эти гетеротрофные организмы имеют четырёхкамерный желудок, три из пяти пальцев конечности у них недоразвиты. Строение сердце позволяет сказать, что это – либо птицы, либо млекопитающие. Четырёхкамерный желудок характерен для некоторых представителей Парнокопытных. Он состоит следующих отделов: рубца, сетки, книжки и сычуга. Строение конечностей также соответствует Парнокопытным. Наиболее вероятно, что дано описание коровы. Из соединительных тканей получают желатин, который используется для производства желатиновых фотографических пластинок. Соответствие: 4 – Г.

5. Это тропическое растение содержит во всех своих частях млечный сок. Из млечного сока получают натуральный каучук. Поэтому может быть зашифровано самое распространённое каучуконосное растение – гевея бразильская. Правильным может быть также ответ фикус эластичный [его используют как каучуконос в Индии]. Соответствие: 5 – Б.

6. Это растение имеет плод – коробочку с семенами, покрытыми густыми волосками. Таким троением обладает коробочка хлопчатника, а волоски, развивающиеся на семенах, используют для производства хлопачтобумажной ткани. Соответствие: 6 – В.

7. Это автотрофные организмы, в жизненном цикле которых преобладает спорофит, а гаметофит можно разглядеть только под микроскопом. Под это описание подходит довольно большой спектр растений. Это Цветковые (Покрытосеменные) и Голосеменные растения. Перечислим цветковые расетния, участвующие в производстве материалов. Тутовое дерево (шелковица) — пища для тутового шелкопряда. Гевея бразильская –каучуконос. Хлопчатник – источник ваты и хлопчатобумажных тканей. Осина – источник мягкой древесины, удобной для отачивания карандашей. Лён – источник льнаяной олифы и льняных тканей. Тополь, берёза и другие деревья, дающие смолистые выделения – с них пчёлы собирают материал, который перерабатывается в прополис. Из Голосеменных ель используют в производстве бумаги. Соответствие: 7 – А, Б,В, Д, Е, Ж, И.

8. Этот организм в личиночной стадии имеет грызущий ротовой аппарат. Такой ротовой аппарат характерен для гусениц, который у имаго претерпевает сильный метаморфоз. У пчёл – грызуще-лижущий аппарат, сохраняющийся во взрослом состоянии. Таким образом, был зашифрован тутовый шелкопряд.
Соответствие: 8 – А.

9. Эти одноклеточные гетеротрофы имеют раковины и ловчую сеть из специализированных ложноножек. Речь идёт о фораминиферах, раковины которых образовали залежи мела. Соответствие: 9 – З.

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio095820162017

Укажите жизненную форму каждого изображенного растения по классификации Ивана Григорьевича Серебрякова. Жизненные формы по Серебрякову: 1. Древесные (деревья, кустарники, кустарнички). 2. Полудревесные (полукустарники и полукустарнички). 3. Наземные травы. 4. Водные травы.

А. Клён – 1. Древесные (деревья, кустарники, кустарнички).
Б. Кувшинка – 4. Водные травы.
В. Пшеница – 3. Наземные травы.
Г. Малина – 2. Полудревесные (полукустарники и полукустарнички).
Д. Ландыш 3. Наземные травы.

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio055820162017

Назовите растительные ткани, которые употребляются в пищу в блюдах из корнеплодов моркови (считайте, что перед употреблением морковь моют и чистят). 
А. Пробковая ткань Г. Сердцевина Б. Эпидерма Д. Первичная ксилема В. Вторичная флоэма Е. Вторичная ксилема

Ответ: В, Д, Е.

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio035820162017

С помощью буквенного шифра дайте описание растения, представленного на рис.
Семейство: А – Розоцветные; Б – Крестоцветные; В – Паслёновые; Г – Бобовые; Д – Лилейные; Е – Злаковые. Цветок: Ж – актиноморфный; З – зигоморфный; И – неправильный Завязь: К – верхняя; Л – нижняя Плод: М – ягода; Н – орешек или многоорешек; О – костянка; П – зерновка; Р – семянка; С – стручок или стручочек; Т – боб; У – коробочка Околоцветник: Ф – двойной; Х – простой; Ц – редуцированный.
 

На рисунке представлено растение из сем. Крестоцветные. Об это можно догадаться по строению цветка (4 длинных и 2 коротких тычинки, 4 лепестка, раздвоенных на верхушке) и по плодам (стручочки).
Шифр ответа: Б, Ж, К, С, Ф.

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio07920172018

Укажите жизненную форму каждого изображенного растения по классификации Ивана Григорьевича Серебрякова. Жизненные формы по Серебрякову: 1. Древесные (деревья, кустарники, кустарнички). 2. Полудревесные (полукустарники и полукустарнички). 3. Наземные травы. 4. Водные травы.

А. Лещина – 1. Древесные (деревья, кустарники, кустарнички).
Б. Черника – 1. Древесные (деревья, кустарники, кустарнички).
В. Стрелолист – 4. Водные травы.
Г. Береза – 1. Древесные (деревья, кустарники, кустарнички).
Д. Подорожник – 3. Наземные травы.

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio05920172018

Растения иногда называют «биохимическими фабриками», поскольку они образуют множество самых разнообразных веществ. Часто эти вещества встречаются только у определенных растений. Именно эти «редкие» вещества позволяют человеку использовать растения как лекарства и пряности. Ниже приведен список пищевых и лекарственных растений. 1. Горчица сарептская 2. Чеснок (Лук посевной) 3. Табак обыкновенный 4. Эутремия васаби 5. Шоколадное дерево (какао) 6. Руккола (Эрука посевная) 7. Красный перец 8. Чайный куст (Камелия китайская) Распределите эти растения по трем группам: А. Содержат ядовитый алкалоид никотин. Б. В момент повреждения могут выделять летучие горчичные масла. В. Не содержат ни горчичных масел, ни никотина.
А. Содержат ядовитый
алкалоид никотин.
Б. В момент повреждения
могут выделять летучие
горчичные масла
В. Не содержат ни горчичных масел,
ни никотина.
3. Табак обыкновенный. 1. Горчица сарептская.
4. Эутремия васаби.
6. Руккола (Эрука посевная).
2. Чеснок (Лук посевной).
5. Шоколадное дерево (какао).
7. Красный перец.
8. Чайный куст (Камелия китайская).

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio03920172018

С помощью буквенного шифра дайте описание растения, представленного на рисунке.
Семейство: А – Сложноцветные; Б – Злаки; В – Мальвовые; Г – Розоцветные; Д – Паслёновые; Е –Лилейные. Листорасположение: Ж – очередное; З – супротивное; И – мутовчатое. Цветок: К – актиноморфный; Л – зигоморфный; М – неправильный. Завязь: Н – нижняя; О – верхняя. Плод: П – ягода; Р – орешек или многоорешек; С – семянка; Т – зерновка; У – листовка; Ф – стручок или стручочек; Х – боб; Ц – коробочка. Околоцветник: Ч – редуцированный; Ш – двойной; Э – простой.
 

Ответ: А, Ж, Н, С, Ш.

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio075820172018

Укажите жизненную форму каждого изображенного растения по классификации Ивана Григорьевича Серебрякова. Жизненные формы по Серебрякову: 1. Древесные (деревья, кустарники, кустарнички). 2. Полудревесные (полукустарники и полукустарнички). 3. Наземные травы. 4. Водные травы.

А. Рогоз – 4. Водные травы.
Б. Малина – 2. Полудревесные (полукустарники и полукустарнички).
В. Ель – 1. Древесные (деревья, кустарники, кустарнички).
Г. Гравилат – 3. Наземные травы.
Д. Брусника – 1. Древесные (деревья, кустарники, кустарнички).

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio045820172018

Растения иногда называют «биохимическими фабриками», поскольку они образуют множество самых разнообразных веществ. Часто эти вещества встречаются только у определенных растений. Именно эти «редкие» вещества позволяют человеку использовать растения как лекарства. Ниже приведен список лекарственных растений. 1. Иван-чай узколистный 2. Кофе аравийский. 3. Табак обыкновенный. 4. Орехи кола. 5. Шоколадное дерево (Какао) 6. Морковь посевная 7. Одуванчик обыкновенная 8. Чайный куст (Камелия китайская). Распределите эти растения по трем группам: А. Содержат ядовитый алкалоид никотин. Б. Содержат алкалоид кофеин, стимулирующий нервную систему. В. Не содержат ни кофеина, ни никотина.
А. Содержат ядовитый
алкалоид никотин
Б. Содержат алкалоид кофеин, стимулирующий нервную систему В. Не содержат ни кофеина,
ни никотина.
3. Табак обыкновенный. 2. Кофе аравийский.
4. Орехи кола.
5. Шоколадное дерево (какао).
8. Чайный куст (Камелия китайская).
1. Иван-чай узколистный
6. Морковь посевная.
7. Одуванчик обыкновенный.

 

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio035820172018

С помощью буквенного шифра дайте описание растения, представленного на рисунке. 
Семейство: А – Сложноцветные; Б – Злаки; В – Мальвовые; Г – Розоцветные; Д – Паслёновые; Е –Лилейные. Листорасположение: Ж – очередное; З – супротивное; И – мутовчатое. Цветок: К – актиноморфный; Л – зигоморфный; М – неправильный. Завязь: Н – нижняя; О – верхняя. Плод: П – ягода; Р – орешек или многоорешек; С – многосемянка; Т – зерновка; У – листовка; Ф – стручок или стручочек; Х – боб; Ц – коробочка. Околоцветник: Ч - редуцированный; Ш – двойной; Э – простой.
 

Ответ: В, Ж, К, О, Ц, Ш, Э.

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio015820172018

Три одинаковых растения посадили каждое в отдельный горшок с землей и поместили в разные условия: Растение А полили накрыли герметичным стеклянным колпаком и поставили в темное место без доступа света. Растение Б полили накрыли герметичным стеклянным колпаком и поставили в светлое место (с доступом дневного света). Растение В полили и, не накрывая колпаком, и поставили в светлое место (с доступом дневного света). Каждое из растений поливали только один раз! Растения оставили так на длительное время. Позже обнаружилось, что все три растения погибли. Ответьте, в какой последовательности погибли растения и по какой причине в каждом случае?

Конечно, порядок, в котором погибнут растения, зависит и от того, какое растение мы выбрали, и от температуры, и от того, насколько обильно его полили. Допустим, что мы взяли для опытов рассаду помидоров – ведь помидоры не смогут перейти в сотояние покоя, у них нет клубней. Будем проводить наш мысленный эксперимент в обычной квартире зимой, когда хорошо топят батареи и очень сухой воздух. Тогда первым могло погибнуть растение В от недостатка воды – в открытом горшке происходит сильное испарение с листьев, и рассада без полива легко погибает. Вторым могло погибнуть растение А от недостатка света. Свет нужен растениям для
процесса фотосинтеза. Тогда третьим погибнет растение Б – ему будет не хватать углекислого газа, который также должен поступать в растение. Ведь он нужен для процесса фотосинтеза.

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio07101120172018в2

Укажите порядок расположения тканей на поперечном срезе листа цветкового растения с типичным устройством мезофилла (в порядке от адаксиальной поверхности к абаксиальной): А. Эпидерма – столбчатая хлоренхима – ксилема – флоэма – губчатая хлоренхима – эпидерма. Б. Эпидерма – столбчатая хлоренхима – ксилема – флоэма – губчатая хлоренхима – столбчатая хлоренхима – эпидерма. В. Эпидерма – столбчатая хлоренхима – флоэма – ксилема – губчатая хлоренхима – эпидерма. Г. Столбчатая хлоренхима – ксилема – флоэма – эпидерма – губчатая хлоренхима.

Ответ: А

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio03101120172018в2

С помощью буквенного шифра дайте описание растения, представленного на рисунке слева.
Семейство: А – Розоцветные; Б – Крестоцветные; В – Паслёновые; Г – Бобовые; Д – Лилейные; Е – Мимозовые. Цветок: Ж – актиноморфный; З – зигоморфный; И – неправильный Завязь: К – верхняя; Л – нижняя Плод: М – ягода; Н – орешек или многоорешек; О – костянка; П – зерновка; Р – семянка; С – стручок; Т – стручочек; У – боб; Ф – коробочка. Околоцветник: Х – двойной; Ц – простой; Ч – редуцированный

Ответ: Е, Ж, К, У, Х

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание EB2521

В условиях сезонного климата у большинства древесных растений осенью начинается листопад. Отрыв листа от стебля обусловлен суберинизацией клеточных оболочек – накоплением в них жироподобного вещества суберина. В результате этого процесса некоторые клетки опробковевают, становятся мёртвыми, толстостенными и заполняются воздухом. К образованию какой структуры в листе приводит суберинизация (опробковение)? Где в листе она формируется и какую роль играет? Какое значение имеет листопад для растений? Что является сигнальным фактором для листопада?
  1. Суберинизация в листе приводит к образованию отделительного слоя.
  2. Отделительный слой образуется на черешке листа, в месте его прикрепления к стеблю. Благодаря отделительному слою лист отсоединяется от стебля.
  3. Листопад позволяет растениям пережить неблагоприятные периоды: уменьшить испарение влаги, избежать слома веток под снегом, также происходит удаление ненужных веществ.
  4. Сигнальным фактором для наступления листопада является уменьшение длины светового дня.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB2221

При выращивании томатов рассадным способом часто происходит так называемое вытягивание саженцев: они имеют тонкие и длинные стебли. В таком случае при пересадке растений в грунт для повышения урожайности рекомендуется заглубление, достигаемое путём расположения растений в посадочной лунке под наклоном. Почему данный агротехнический приём способствует повышению урожайности? Ответ обоснуйте.
  1. При посадке вытянутого саженца в глубокую лунку на стебле, помещенном в почву, формируются придаточные корни.
  2. Придаточные корни увеличивают корневую систему, что способствует улучшению корневого питания. Это положительно сказывается на урожайности.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB1021

Установите соответствие между характеристиками и видами корней: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ КОРНЕЙ

А)   образует корнеплод при разрастании

Б)    развивается из зародышевого корешка

В)    формирует мочковатую корневую систему

Г)    развивается на побеге

Д)    отходит от корневища или луковицы

Е)    формируется при вегетативном размножении

1)     придаточный

2)     главный


  1. При разрастании образует корнеплод главный корень.
  2. Главный корень развивается из зародышевого корешка.
  3. Мочковатая корневая система состоит из множества корней, которые одинаковы на вид, ее формируют придаточные корни.
  4. Придаточные корни отрастают от стебля, то есть от наземного побега.
  5. От корневища или луковицы отходит много корешков, значит, это придаточные корни, а не один главный корень.
  6. При вегетативном размножении отрастают придаточные корни. Даже если мы берем растение с стержневой корневой системой и отрезаем у него ветку для укоренения, образуется не главный корень, а маленькие придаточные корешки.
Ответ: 221111

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB1020D

Установите соответствие между характеристиками и частями стебля, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ЧАСТИ СТЕБЛЯ

А)   расположение в коре

Б)    наличие ситовидных трубок

В)    наличие лубяных волокон

Г)    проводящие элементы мёртвые

Д)    ток веществ только восходящий

Е)    транспорт растворённых в воде минеральных веществ

1)     1

2)     2


На рисунке изображен сред стебля. Цифра 1 – флоэма (луб), цифра 2 – ксилема (древесина).

И та, и другая являются проводящими тканями растения. По флоэме вещества двигаются вниз по стеблю, от листьев к корню. То есть, перемещаются органические вещества, полученные в результате фотосинтеза. По ксилеме вещества перемещаются от корня к листьям. Корни поглощают воду и минеральные вещества.

Флоэма состоит из живых клеток, а ксилема – из мертвых, между ними нет стенок.

Флоэма включает в себя ситовидные трубки и клетки-спутницы. Ксилема – сосуды и трахеиды.

Ответ: 111222

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11153

Почему на поверхности водоемов обитают растения с зеленой окраской, а на морских глубинах — красной?
  1. На поверхности водоемов зеленые пигменты — хлорофиллы поглощают световые лучи.
  2. На большие глубины морей проникают не все лучи светового спектра, а только синие и фиолетовые.
  3. Эти лучи поглощаются красными и желтыми пигментами, поэтому водоросли приобретают красную окраску.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11036

По каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений?
  1. Вода (и минеральные вещества) передвигаются по сосудам ксилемы снизу вверх.
  2. Раствор органических веществ — по ситовидным трубкам луба.
  3. Вверх раствор передвигается за счет сил корневого давления и сосущей силы, возникающей при испарении воды, а вниз (органические вещества) — за счет разницы концентрации и давления.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB17392

Почему клубень считают видоизменённым подземным побегом? Приведите не менее 3-х доказательств.
  1. на свету в клубне образуются хлоропласты, в которых происходит фотосинтез;
  2. на клубне располагаются почки (глазки);
  3. имеются узлы и междоузлия, как у побега.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB10853

В заболоченных районах тундры многие растения страдают от недостатка влаги. С чем это связано?
  1. В тундре вечная мерзлота.
  2. Холодная вода плохо всасывается корнями.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB20626

Пользуясь таблицей «Влияние распыления углекислого газа на урожай растений» и знаниями курса биологии ответьте выберите верные утверждения.
  1. Самый большой прирост урожая дала герань.
  2. Самый большой прирост урожая дала бегония.
  3. Углекислый газ проникает в лист растения через чечевички.
  4. При распыление углекислого газа повышается урожайность растений.
  5. Урожайность не зависит от количества углекислого газа.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=25085


Разберем каждый вариант:

  1. Смотрим на строку с геранью и видим, что в процентах прирост у герани был наибольшим. Верно.
  2. Мы уже знаем, что самый большой прирост урожая дала герань. Неверно.
  3. Про пути проникновения углекислого газа в лист ничего в таблице не сказано. Нет информации.
  4. Проанализировав столбик с увеличением урожая, мы понимаем, что он вырос у всех представленных растений. Верно.
  5. Судя по столбикам №2 и №3, урожайность зависит от количества углекислого газа. Неверно.
Ответ: 14

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB20577

Вставьте в текст «Жизнедеятельность растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЯ

Растение получает воду в виде почвенного раствора с помощью ___________ (А) корня. Наземные части растения, главным образом, ___________ (Б), напротив, через особые клетки — ___________ (В) — испаряют значительное количество воды. При этом вода используется не только для испарения, но и как исходный материал для образования органических веществ в ходе процесса ___________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

  1. дыхание
  2. корневой чехлик
  3. корневой волосок
  4. лист
  5. побег
  6. стебель
  7. устьица
  8. фотосинтез

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 


Со словом «корневой» у нас два варианта: корневой волосок и корневой чехлик. Правильный вариант — корневой волосок. Это не корневой чехлик, потому что так называется часть на конце корня, которая защищает его от механических повреждений. 3)

Наземными частями побега являются стебель и листья. Больше влаги испаряют листья, потому что у них больше площадь поверхности. 4)

Испарение происходит посредством устьиц. 7)

В вариантах ответа есть два процесса: дыхание и фотосинтез. Нам подходит фотосинтез, нужно вспомнить фотолиз воды. А при дыхании вода не исходный продукт, а конечный, выделяется вместе с углекислым газом. 8)

Ответ: 3478

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB20575

Вставьте в текст «Дыхание растений» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ

Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет ___________ (А), а выделяет ___________ (Б). Ненужные газообразные вещества удаляются из растения путём диффузии. В листе они удаляются через особые образования — ___________ (В), расположенные в кожице. При дыхании освобождается энергия органических веществ, запасённая в ходе ___________ (Г), происходящего в зелёных частях растения на свету.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

  1. вода
  2. испарение
  3. кислород
  4. транспирация
  5. углекислый газ
  6. устьица
  7. фотосинтез
  8. чечевичка

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 


Растения, как и животные, потребляют при дыхании кислород, а выдыхают углекислый газ. 3) 5)

Ненужные газообразные вещества выделяются через устьица, они подобны порам кожи человека. 6)

Энергия запасается растениями в ходе фотосинтеза, который происходит в зеленых частях растения. 7)

Ответ: 3567

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB20574

Вставьте в текст «Питание в листе» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ПИТАНИЕ В ЛИСТЕ

Органические вещества образуются в листе в процессе ___________ (А). Затем они перемещаются по особым клеткам проводящей ткани — ___________ (Б) — к остальным органам. Эти клетки расположены в особой зоне коры стебля — ___________ (В). Такой вид питания растений получил называние ___________ (Г), поскольку исходным веществом для него служит углекислый газ, добываемый растением из атмосферы.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

  1. воздушное
  2. древесина
  3. дыхание
  4. луб
  5. почвенное
  6. ситовидная трубка
  7. сосуд
  8. фотосинтез

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 


Органические вещества образуются в результате фотосинтеза. 8)

Клетки проводящей ткани составляют ситовидные трубки, которые располагаются в зоне коры под названием «луб». 6) 4)

Здесь приведено два варианта питания: почвенное и воздушное. Так как сказано про то, что исходное вещество — углекислый газ из атмосферы, то мы выбираем вариант «воздушное». 1)

Ответ: 8641

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB10819

Установите последовательность расположения слоев на распиле дерева, начиная с наружного
  1. луб
  2. камбий
  3. сердцевина
  4. древесина
  5. пробка

Рассмотрим строение ствола дерева:

Картинки по запросу слои спиленного дерева

Ответ: 51243

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB18702

Установите соответствие между функцией и органом растения, для которого она характерна
ФУНКЦИЯ ОРГАН РАСТЕНИЯ

А) осуществление минерального питания

Б) поглощение воды

В) синтез органических веществ из неорганических

Г) транспирация

Д) сохранение питательных веществ во время зимовки растений

Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода

1) корень

2) лист


Минеральные вещества поглощаются растворенными в воде с помощью корня. А, Б — 1.

Синтез, фотосинтез, — листья. В — 2.

Транспирация- процесс испарения влаги через устьица листа. Г — 2.

Сохранение питательных веществ на зиму- корень, у некоторых даже видоизменен в клубень. Д -1

Дыхание осуществляется листьями. Е — 2

Ответ: 112212

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB22949

Рассмотрите предложенную схему строения органов цветкового растения. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=34380

Стебель, почки и листья вместе составляют наземную часть растения — побег.

Ответ: побег

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

ЕГЭ по биологии

Вся теория

Биология как наука и ее методыСистематика органического мираЦарство БактерииЦарство ГрибыЛишайникиПлауны и ХвощиПапоротникиГолосеменныеПокрытосеменныеЦветок и соцветия, плоды и семенаПростейшиеТип ГубкиТип КишечнополостныеТип Плоские червиТип Хордовые. Подтип Бесчерепные.Тип Моллюски (Mollusca)Тип Членистоногие (Arthropoda)Рыбы: хрящевые и костныеКласс Земноводные или Амфибии (Amphibia)Класс Пресмыкающиеся или Рептилии (Reptilia)Класс Птицы (Aves)Класс Млекопитающие (Mammalia)Организм человека. Системы органов. Ткани.Опорно-двигательная система. Скелет. Строение костей и мышц.Кровь: состав и функции, постоянство внутренней среды. Иммунная система.Кровеносная системаДыхательная системаПищеварительная системаВыделительная системаПоловая системаМетоды цитологии и клеточная теорияВнутренняя среда клеткиУглеводыЛипидыБелкиКлеточная мембрана и ядроЦитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.Эндоплазматическая сеть. Аппарат Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.Сходства и различия разных типов клетокЖизненный цикл клетки. Митоз. МейозБесполое размножениеПоловое размножениеГаметогенезОнтогенезГенетический код. Биосинтез белкаМоно- и дигибридное скрещивание. Законы МенделяГенетическое определение полаИзменчивостьМутацииСреды обитания и экологические нишиТипы экологических взаимоотношенийПопуляции. Пищевые цепи и пирамидыЭволюционная теория: от Линнея до ДарвинаБиологический вид и его критерииПопуляции и их роль в эволюцииБорьба за существование и естественный отборВидообразованиеМакроэволюция и ее доказательстваНервная система и высшая нервная деятельностьБиологический словарьБаллы ЕГЭ по биологии по заданиям 2022Шкала перевода баллов ЕГЭ по биологии 2022Генетический состав популяции и изменения ее генофондаГлавные направления эволюции органического мираГипотезы происхождения жизни на ЗемлеЭтапы возникновения жизни на ЗемлеРазвитие жизни в Криптозое