Типы экологических взаимоотношений | теория по биологии 🌱 экология

В природе, как и в человеческом обществе, между организмами складываются разные типы взаимоотношений. Это может быть нейтралитет (0 0), отношения полезные или вредные для одной из сторон (0 + / 0 -), взаимовыгодные (+ +) или губительные для всех (- -).

Виды взаимоотношений в экосистеме - Реферат

Нейтральные и полунейтральные отношения

(0 0). Абсолютно нейтральные отношения в природе найти сложно. Даже если нам кажется, что два вида никак не связаны, в масштабах биоценоза или даже биосфера зачастую можно обнаружить последствия влияния одного на другое. Такой тип взаимоотношений называется нейтрализмом.

(0 -). Ситуации, когда один вид угнетает другой, но притом не получает пользы называется аменсализмом. Если дерево притеняет травянистое растение, которому требуется больше света, то тем самым дерево его угнетает. Однако само оно не получает от этого никакой пользы. Вытаптывание растений – тоже пример аменсализма.

Полезнонейтральные отношения

(0 +). Использование одного вида другим, но притом без ущерба для используемого – комменсализм. Есть несколько типов данного вида взаимоотношений:

  • Нахлебничество – потребление остатков пищи за другим видом. При просмотре документальных фильмов о животных саванны, нельзя не заметить, что гиены – спутники более крупных животных, например, львов. Гиены собираются вокруг питающегося хищника и ждут, пока тот насытится и оставит добычу. Кроме такого «стиля» питания, гиены вполне способны охотиться.
  • Сотрапезничество – потребление пищи вместе. Если оставить кусочек хлеба во влажной среде, то на нем вырастет плесень, возможно даже не один вид. В таком случае это будет сотрапезничество низшими грибами хлеба. Или возвращаясь к теме падальщиков. Кроме позвоночных животных разлагающимся телом питаются еще и беспозвоночные.
  • Квартиранство – использование тела одного организма в качестве убежища. Не стоит путать это с паразитизмом, ведь тогда такие отношения были бы губительны для одной из сторон. Наиболее простым примером является использование деревьев птицами и животными. Если это свитое гнездо, то оно не приносит вреда растению, но притом птица получает защищенное листвой место. Интересным примером является проживание рыбок-жемчужниц в полости тела голотурий. Они буквально заплывают в их гастральную полость, но никаких негативных последствий не несут. Так рыбки получают убежище от хищников и питание остатками пищи голотурий. Кроме того, рыбки могут поедать органы половой и пищеварительной системы голотурий, т.к те могут без труда их восстановить.

Взаимополезные отношения

(+ +). Взаимовыгодные отношения приносят пользу обоим организмам. Существует несколько типов таких отношений.

  • Симбиоз – самый известный тип. Классический пример — целый симбиотический организм, лишайник. Гифы гриба, сплетенные с клетками водоросли. Симбиоз подразумевает тесную связь между особями. В таком случае, нет ничего более подходящего, чем лишайник.
  • Протокооперация – по сравнению с симбиозом, не такие тесные отношения. Это сотрудничество, полезное для обоих организмов, но не обязательное для конкретных видов. Например, опыление цветков шмелями, прилетевшими за нектаром. Шмели занимаются опылением не целенаправленно, однако от их действий польза очевидна для обоих организмов. Если бы это был не шмель, то его могли бы заменить бабочки, пчелы или даже ветер.
  • Мутуализм – неразделимые взамополезные связи между двумя видами. Больше похоже на протокооперацию, чем на симбиоз. Здесь речь идет о том, что в природе есть пары видов, которые друг другу очень подходят. Например, если птица питается только одним видом семян. Такой является кедровка. Суть здесь не в том, что она потребляет только эти смена, а в том, что она является их распространителем. Конечно, кроме нее есть и другие животные, но данный пример показывает, что польза исключительна для обоих видов. Если мы возьмем те же шишки с орешками и белку, то это уже не будет мутуализм, т.к у белки более богатый рацион, она может питаться и другими семенами и плодами. Для этих видов будет протокооперация. Если разделить виды: кедровку и сосну кедровую, то оба вида будут в угнетении. Птица лишится источника пищи, а дерево – главного распространителя семян.

Полезновредные отношения

(+ -). Хищничество – поедание одного вида другим. Широко распространённый тип взаимоотношений, как среди животных, так и среди растений. Примеры можно найти повсеместно: поедание грызунов кошкой – хищничество, как и переваривание мухи венериной мухоловкой.

(+ -). Паразитизм – использование ресурсов другого организма во блага себе, с причинением вреда хозяину. Распространены кишечные паразиты, такие как острицы и аскариды. Они всасывают питательные вещества из кишечника всей полостью тела. Кроме того, что часть питания отходят этим круглым червям, продукты их жизнедеятельность выделяются в организм хозяина. В случае аскарид у человека наблюдается недомогание, раздражимость, сыпь, боли.

Взаимовредные отношения

(- -). Конкуренция – тип отношений, возникающий в случае одинаковых потребностей у двух проживающих водном биоценозе организмов. Притом, ресурс должен быть в дефиците, иначе это не конкуренция. Этот тип взаимоотношений так же имеет свои подвиды:

  • Внутривидовая конкуренция – борьба за ресурсы между особями одного вида. Наиболее безобидный пример – растения. Они распространяют огромное количество семян. Если не учитывать истребление растений животными, людьми, их гибель в результате неблагоприятных погодных условий, то встает вопрос: почему их не так много, как могло бы быть? Дело в том, что часть молодых растений гибнет от того, что на каком-то участке дефицит ресурсов: почвенных, если семена упали слишком близко, или, например, нехватка солнечного света. Люди, для того чтобы такого не происходило в сельском хозяйстве, рассаживают растения по разным контейнерам на стадии молодых саженцев. Далее их высаживают на достаточном друг от друга расстоянии, чтобы каждому хватало ресурсов и конкуренции не было.
  • Межвидовая конкуренция – борьба за дефицитный ресурс между особями разных видов. Вернемся к растениям и поросли. Под пологом деревьев и их молодняком есть и травянистые растения. А может быть, они даже выше, чем молодняк. Если верхний ярус занимают деревьям с плотной кроной, то каждый последующий находится в конкурентных отношениях за солнечный свет. Притом, чем ниже ярус – тем больше конкуренция.
 
Текст: Ксения Алексеевна, 10.6k 👀

Задание ollbio04101120162017в1

Изучите схему жизненного цикла паразитического червя и ответьте на вопросы. Данный паразитический червь относится к таксону (систематической группе): А. Ленточные черви. Б. Круглые черви. В. Сосальщики. Г. Кольчатые черви. Д. Ни к одному из перечисленных. Какие утверждения об особенностях жизненного цикла данного вида паразитов верные, а какие – нет: Е. В жизненном цикле два промежуточных хозяина. Ж. Окончательным хозяином является брюхоногий моллюск. З. Жизненный цикл замыкается без выхода паразита во внешнюю среду. И. Окончательный хозяин заражается при поедании промежуточного хозяина. К. В ходе жизненного цикла данный паразит размножается только один раз.
В. Сосальщики. Е. В жизненном цикле два промежуточных хозяина. И. Окончательный хозяин заражается при поедании промежуточного хозяина.

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio01101120162017в1

Ознакомьтесь с предложенной ситуацией и выберите из списка форму обучения, которая наилучшим образом характеризует описанный процесс обучения животных. Формы обучения: А. Габитуация (от англ. habituation – привыкание). Б. Сенситизация (от лат. sensibilis – чувствительный). В. Инструментальное обучение. Г. Аверсия (от англ. aversion – отвращение). Д. Латентное обучение (от лат. latens, latentis – скрытый, тайный, невидимый). Е. Обучение посредством наблюдения. Ж. Импринтинг (от англ. to imprint – отпечатать, запечатлеть). З. Инсайт (от англ. insight – прозрение, озарение).Ситуация. Улитка-ахатина ползёт по столу. Экспериментатор ударяет легонько по столу рукой – моллюск прячется в раковину. Через какое-то время, когда моллюск снова начинает ползти, снова следует лёгкий удар по столу – снова моллюск прячется. Через несколько таких повторений ахатина всё меньше и меньше прячется в раковину, а вскоре и вовсе перестаёт обращать внимание на сотрясение стола.
Ответ: А. Габитуация (от англ. habituation – привыкание).

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание ollbio07920162017

Все представленные на рисунках растения по способу получения питательных веществ относятся к одной и той же экологической группе, за исключением одного. Отметьте это растение. Как оно называется? Чем его способ питания отличается от остальных?
Г – Повилика, это паразитическое растение, получающее питательные вещества от растения-хозяина

pазбирался: Надежда | обсудить разбор

Задание EB1821

Установите соответствие между экологическими факторами и их группами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ГРУППЫ

А)   вырубка леса

Б)    выкармливание кукушонка птицами другого вида

В)    уменьшение численности белок при снижении урожая семян ели

Г)    подтопление леса во время половодья

Д)    внесение минеральных удобрений

Е)    линька зайца при изменении длины светового дня

1)     антропогенные

2)     абиотические

3)     биотические


Антропогенные факторы – то влияние, которое оказал человек.

Биотические факторы – факторы живой природы.

Абиотические факторы – факторы неживой природы.

  1. Вырубка леса производится человеком, антропогенный фактор.
  2. Кукушонок-подкидыш в гнезде по отношению к другим птенцам – биотический фактор.
  3. Снижении урожая семян ели, влияющие на численность белок – биотический фактор.
  4. Подтопление леса – влияние неживой природы, абиотический фактор.
  5. Внесение минеральных удобрений производится в хозяйстве человеком, антропогенный фактор.
  6. Изменение длинны светового дня — влияние неживой природы, абиотический фактор.
Ответ: 133212

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB2519t

Какую пользу и для каких растений приносят клубеньковые бактерии (Rhizobiales)? Как называется тип взаимоотношения между этими бактериями и растением, с которым они существуют?

Клубеньковые бактерии (Rhizobiales) фиксируют азот из атмосферы, а затем производят органические вещества, содержащие азот. Растения способны усваивать такой азот.

Между бактерией и растение устанавливается симбиоз.

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB1719D

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Биотическое взаимодействие «паразит – хозяин» характерно для
  1. клубеньковых бактерий и гороха
  2. бычьего цепня и человека
  3. кишечных целлюлозоразрушающих бактерий и кролика
  4. печёночного сосальщика и коровы
  5. блох и кошки
  6. гриба подберёзовика и берёзы

Отношения «паразит – хозяин» негативно сказываются на одном и положительны для другого.

Клубеньковые бактерии находятся в симбиозе с горохом (и другими бобовыми). Бактерии фиксируют азот из атмосферы, который не могут поглощать самостоятельно растения, а те, в свою очередь, снабжают бактерий органикой, которую производят в результате фотосинтеза.

Бычий цепень – паразитический червь, негативно влияющий на человека.

Кишечные целлюлозоразрушающие бактерии и кролик – симбиоз, т.к пищеварительная система кролика сама не в состоянии переработать целлюлозу, а бактерии в этом ему помогают, получая пищу и благоприятную среду обитания.

Сосальщик тоже паразит, истощающий хозяина.

Блохи – кровососущие насекомые, что является еще одним примером паразитизма.

Между грибом подберезовиком и березой складываются симбиотические отношения, т.к эта пара образует микоризу. Грибы получают органику, которую образуют растения в результате фотосинтеза, а деревья – минеральные вещества и воду, которая поступает дополнительно от мицелия гриба.

Ответ: 245

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB2019D

Проанализируйте таблицу «Биотические взаимодействия между организмами». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
Название взаимодействия Характеристика взаимодействия Примеры организмов
Симбиоз ____________(Б) Сосна и белый гриб
Хищничество Поедание одного организма другим ___________(В)
___________(А) Использование одним организмом другого в качестве источника питания и места обитания Спорынья и пшеница
Список терминов и понятий:
  1. нахлебничество
  2. конкуренция
  3. паразитизм
  4. хорёк и куница
  5. лисица и мышь
  6. взаимное ослабление организмов
  7. взаимовыгодное сожительство организмов
  8. нейтрализм
 

Пойдем по строкам.

Симбиоз – взаимовыгодное сожительство. Оба получают плюсы от такого взаимодействия.

Примером пары хищник жертва из перечисленных случит «лисица – мышь».

Использование одним организмом другого в качестве источника питания и места обитания – паразитизм.

Ответ: 753

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11181

Сплав деревьев по рекам экономически очень выгоден (не надо строить дороги, тратить топливо на транспортировку). Объясните, почему экологи против такой транспортировки, особенно, если деревья не связаны в плоты, а сплавляются поодиночке?
  1. При такой транспортировке часть деревьев тонет, загромождает берега, оседает на излучинах рек, на дно реки попадает большое количество коры и частей бревен.
  2. Затонувшие деревья гниют с потреблением большого количества кислорода и выделением разных ядовитых веществ.
  3. Это приводит к массовой гибели рыб и других обитателей (особенно в летнее время).
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11178

Зимой на дорогах используют соль, чтобы не было гололеда. К каким изменениям в водоемах и почве это приводит?
  1. Соль смывается с дорог в водоемы и в почву,
  2. Из-за увеличения их засоления растения и почвенные организмы обезвоживаются, что приводит к их гибели.
  3. Почвы и водоемы становятся безжизненными.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11161

Какие организмы с какими могут в природе вступить в симбиоз: пчела, подберезовик, актиния, дуб, береза, рак-отшельник, осина, сойка, клевер, подосиновик, липа, клубеньковые бактерии?
  1. Пчела — липа,
  2. подберезовик — береза,
  3. актиния — рак-отшельник,
  4. осина — подосиновик,
  5. сойка — дуб,
  6. клевер — клубеньковые бактерии.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11190

Близкородственные виды часто обитают вместе, хотя принято считать, что между ними существует наиболее сильная конкуренция. Объясните, почему в этих случаях не происходит полного вытеснения одним видом другого. Противоречит ли это правилу конкурентного исключения?
  1. Вытеснения не происходит по следующим причинам: близкие виды занимают разные экологические ниши в одном и том же сообществе (разная пища, способ добывания корма, активность в разное время суток);
  2. избыток ресурса;
  3. ограничивается численность более сильного конкурента третьим видом;
  4. условия среды создают равновесие из-за того, что становятся благоприятными то для одного, то для другого.

Поэтому отсутствие полного вытеснения не противоречит правилу конкурентного исключения.

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11158

Почему сильное «цветение» воды часто приводит к замору рыбы и гибели других обитателей водоема?
  1. После быстрого размножения растения отмирают, и при гниении используется кислород водоема.
  2. Это приводит к кислородному голоданию и гибели его обитателей.
  3. Некоторые сине-зеленые водоросли выделяют ядовитые вещества при бескислородном разложении органических веществ: выделяются метан, аммиак, сероводород, которые губительны для всех обитателей.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB11150

Почему существуют редкие и исчезающие виды, если любой организм способен к беспредельному росту численности?
  1. Действуют факторы — ограничители, которые не позволяют восстановить их численность.
  2. Хозяйственная деятельность человека ставит под угрозу существование многих видов.
  3. Изменение среды обитания.
Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB12388

Установите соответствие между экологическим фактором и его видом.
ФАКТОР ВИД ФАКТОРА

A) хищничество

Б) отсутствие корма

B) снежный покров

Г) бобровая плотина

Д) внесение удобрений в почву

Е) смена времен года

1) абиотический

2) биотический

3) антропогенный

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


Хищничество и отсутствие корма — форма взаимодействия между особями разных видов, поэтому это биотические факторы.

Снежный покров — абиотический фактор.

Бобровая плотина — биотический фактор (взаимодействие бобра и дерева).

Внесение удобрений в почву — антропогенный фактор.

Смена времен года — абиотический фактор.

Ответ: 221231

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB22966

Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР ТИП

А. широкий лентец и щука

Б. плоды репейника и шерсть собаки

В. жаба или ящерица в норе сурка

Г. петров крест и липа

Д. растения эпифиты и тропические деревья

1. паразитизм

2. комменсализм (нахлебничество)

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А. широкий лентец и щука

«Лентец» очень похож на ленточного червя, если не знаем, то такой широкий лентец, то предполагаем, что это плоский червь, паразит.

Б. плоды репейника и шерсть собаки

Репейник не приносит вреда собаке, но притом распространяется, получая пользу. Комменсализм.

В. жаба или ящерица в норе сурка

Жаба или ящерица в норе сурка не приносят вреда сурку, но получают пользу для себя.

Г. петров крест и липа

Вряд ли кто-то интересовался тем, что такое «петров крест», но название мрачное, так что скорее всего, это паразит.

Д. растения эпифиты и тропические деревья

Эпифиты — растения, произрастающие или постоянно прикреплённые на других растениях

Они не приносят вреда. Пример с орхидеей.

Ответ: 12212

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB21508

Установите соответствие между организмами и типами межвидовых отношений, в которые они вступают: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ ОТНОШЕНИЯ

А) чёрный и рыжий тараканы

Б) свиной цепень и человек

В) самцы пауков птицеедов

Г) личинки жуков-плавунцов и стрекоз

Д) таёжный клещ и лиса

Е) гриб трутовик и берёза

1) конкуренция

2) паразитизм

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


Конкуренция:

А) чёрный и рыжий тараканы

В) самцы пауков птицеедов

Г) личинки жуков-плавунцов и стрекоз

Паразитизм:

Б) свиной цепень и человек

Д) таёжный клещ и лиса

Е) гриб трутовик и берёза

Ответ: 121122

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

Задание EB12438

Установите соответствие между примерами и типом отношений организмов в экосистеме.
ПРИМЕРЫ ТИП ОТНОШЕНИЙ

A) распространение пыльцы некоторых растений одним видом насекомых

Б) акула и рыба-прилипало

B) орхидеи, поселяющиеся на деревьях

Г) бактерии в организме человека и животных

Д) клубеньковые бактерии

Е) микориза

1) симбиоз

2) комменсализм

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


A) распространение пыльцы некоторых растений одним видом насекомых

Польза растению и насекомому. Симбиоз.

По мнению составителей, здесь нужно рассуждать так: для растения опыление однозначно полезно, а насекомому оно не нейтрально, потому что в его интересах сделать так, чтобы было много растений, чтобы был нектар.

Б) акула и рыба-прилипало

Польза прилипале, нейтрально для акулы. Комменсализм.

Прилипала подъедает за акулой, не принося ей вреда.

B) орхидеи, поселяющиеся на деревьях

Польза орхидее, нейтрально дереву. Комменсализм.

Орхидея использует дерево как опору, не отбирая у него питательные вещества.

Г) бактерии в организме человека и животных

Польза и бактериям, и животному\человеку. Симбиоз.

Для бактерии организм — благоприятная среда обитания, а для организма бактерии — помощники.

Д) клубеньковые бактерии

Польза и бактериям, и растению. Симбиоз.

Для бактерий — среда обитания, для растений- азот, который бактерии переводят в легкоусваиваемою форму.

Е) микориза

Польза и грибам, и дереву. Симбиоз.

От грибов растение получает при помощи гифов гриба больше воды и минеральных солей, а грибам достаются продукты жизнедеятельности растения, пригодные для их питания.

Ответ: 122111

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор

ЕГЭ по биологии

Вся теория

Биология как наука и ее методыСистематика органического мираЦарство БактерииЦарство ГрибыЛишайникиПлауны и ХвощиПапоротникиГолосеменныеПокрытосеменныеКорень, побег, стебель и лист.Цветок и соцветия, плоды и семенаПростейшиеТип ГубкиТип КишечнополостныеТип Плоские червиТип Хордовые. Подтип Бесчерепные.Тип Моллюски (Mollusca)Тип Членистоногие (Arthropoda)Рыбы: хрящевые и костныеКласс Земноводные или Амфибии (Amphibia)Класс Пресмыкающиеся или Рептилии (Reptilia)Класс Птицы (Aves)Класс Млекопитающие (Mammalia)Организм человека. Системы органов. Ткани.Опорно-двигательная система. Скелет. Строение костей и мышц.Кровь: состав и функции, постоянство внутренней среды. Иммунная система.Кровеносная системаДыхательная системаПищеварительная системаВыделительная системаПоловая системаМетоды цитологии и клеточная теорияВнутренняя среда клеткиУглеводыЛипидыБелкиКлеточная мембрана и ядроЦитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.Эндоплазматическая сеть. Аппарат Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.Сходства и различия разных типов клетокЖизненный цикл клетки. Митоз. МейозБесполое размножениеПоловое размножениеГаметогенезОнтогенезГенетический код. Биосинтез белкаМоно- и дигибридное скрещивание. Законы МенделяГенетическое определение полаИзменчивостьМутацииСреды обитания и экологические нишиПопуляции. Пищевые цепи и пирамидыЭволюционная теория: от Линнея до ДарвинаБиологический вид и его критерииПопуляции и их роль в эволюцииБорьба за существование и естественный отборВидообразованиеМакроэволюция и ее доказательстваНервная система и высшая нервная деятельностьБиологический словарьБаллы ЕГЭ по биологии по заданиям 2022Шкала перевода баллов ЕГЭ по биологии 2022Генетический состав популяции и изменения ее генофондаГлавные направления эволюции органического мираГипотезы происхождения жизни на ЗемлеЭтапы возникновения жизни на ЗемлеРазвитие жизни в Криптозое