Литература для итогового сочинения 2023-2024
Для подготовки к написанию итогового сочинения предлагаем вам списки литературы, к которой вы можете обратиться для того, чтобы подобрать нужные вам тексты, перечитать их для привлечения в качестве читательских аргументов. Напоминаем, что вы можете построить свою работу на основе одного текста, однако это требует очень хорошего его знания, поскольку это позволит избежать фактических ошибок, неверной трактовки проблематики. В ходе подготовки вы можете обратиться к произведениям крупной формы, как, например, романам Толстого, Достоевского, Гончарова и т.д., так и к рассказам и повестям. Предлагаемые списки вы можете дополнять и уточнять по своему усмотрению, опираясь на свой читательский опыт. Сделайте свою работу интересной, глубокой, по-настоящему самостоятельной!
Название раздела | Название подраздела | Список рекомендуемой литературы | Пояснение |
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека | 1.1. Внутренний мир и его качества | Выбирая тексты для сочинения по данному разделу, обратите внимание на то, как в произведении исследуются глубины психики человека, его личностные качества, те моральные и этические дилеммы, которые возникают перед человеком. Не забудьте отметить, какими способами писатель рисует внутренний мир героев (например, с помощью внутренних монологов, дневников, писем и т.д.), как сам писатель относится к героям, их человеческим качествам. | |
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом |
|
Если вам интересны взаимоотношения между людьми, то выбирайте темы, связанные с этим разделом. Оцените, какими нравственными идеалами руководствуются герои, делая свой выбор между добром и злом. Произведения, затрагивающие эти вопросы, позволяют лучше понять, как устроен человек и как он принимает решения, порой очень сложные, определяющие его судьбу. Как должны, на ваш взгляд, относиться люди друг к другу? | |
1.3. Познание человеком самого себя |
|
Книг, которые позволят раскрыть темы данного подраздела, очень много: это классические романы и философские эссе, современные художественные произведения и научно-популярная литература. Если вас интересуют вопросы самопознания, результаты этого сложного процесса и их использование для дальнейшего развития человека, его душевного потенциала, то указанные произведения помогут вам раскрыть выбранную тему. | |
1.4. Свобода человека и её ограничения |
|
Насколько свободен человек в жизни? Есть ли то, что ограничивает его прихоти, мечты, желания? Что вмешивается в этот «ограничительный» процесс: государство, другие люди? Способен ли сам человек ограничивать свою свободу или не считает это нужным? Что такое внутренняя свобода? Эти и другие вопросы должны быть в центре вашего внимания, если вы собираетесь поразмышлять в своём сочинении на темы, связанные с этим подразделом. | |
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека | 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции |
|
Книги по темам этого подраздела исследуют отношения внутри семьи, показывают, насколько ценны добросердечные отношения между родными людьми и, наоборот, исследуют возникающие проблемы, когда внутри семьи нет любви, взаимопонимания, согласия. Покажите, что семья – важнейшая ценность для человека, помогающая пережить трудности, испытания, которые посылает судьба. |
2.2. Человек и общество |
|
Проблемы взаимоотношений человека и общества окажутся в центре внимания, если вы будете писать сочинения по произведениям, которые мы указали. Какие социальные и культурные факторы влияют на жизнь человека в обществе? В какой степени общество может контролировать жизнь человека и определять его судьбу? Что произойдёт, если этот контроль станет тотальным? Может ли один человек влиять на жизнь общества? Подумайте над этими сложными вопросами и попробуйте высказать своё мнение. | |
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека |
|
Темы сочинений этого подраздела позволяют поразмышлять над проблемами человека как гражданина своей страны, проявляющего свою гражданскую позицию, умеющего её отстоять гражданские идеалы. Важно ли сохранять историческое прошлое и историческую память? К чему может привести историческое беспамятство? Какой ценой отстаивалась свобода родины? Что важнее – личные интересы или интересы Отечества? Возможно ли их гармоничное сочетание? Подумайте над этими вопросами, раскрывая тему своего сочинения. | |
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека | 3.1. Природа и человек |
|
Природа и человек в их взаимосвязи = традиционная тема для литературы..Умеет ли человек ценить природу, понимает и чувствует ли её красоту? Почему столь разрушительны действия и поступки людей по отношению к природному миру? К чему они могут привести? Почему последствия неразумности и расточительности людей становятся необратимыми, порой трагическими? Отвечая на эти вопросы, покажите, что , разрушая природу, человек разрушает и самого себя. И наоборот, постарайтесь увидеть, как благотворно влияние природы на человеческую душу, как обогащает она чувства, как лечит и возвышает человека. |
3.2.Наука и человек |
|
Наука находится в постоянном поиске. Научные открытия и исследования неотделимы от жизни человека. Без них нет движения вперёд. Но всегда ли наука — это добро? Читая книги, связанные с этой проблемой, подумайте над тем, какие этические и моральные вопросы приходится решать людям в ходе их научных поисков. Или наука не связана с проблемами морали? Какова мера ответственности учёного за внедрение научно-технических достижений в жизненную практику? Об этом и должно быть написано ваше сочинение. | |
3.3. Искусство и человек |
|
Каково место искусства в жизни человека? Как может оно влиять на человека? Всегда ли это влияние благотворно? Всегда ли искусство возвышает и облагораживает душу человека? Какова мера ответственности творца за то, что он создаёт? Именно над этими вопросами вам предстоит рассуждать, если вы обратитесь к книгам этого тематического подраздела. | |
3.4. Язык и языковая личность |
|
Данный подраздел является новым для пишущих итоговое сочинение. Произведения, к которым вам предстоит обратиться, связаны с проблемой языка, его богатства, культуры его использования, к проблеме бережного отношения к языковому богатству, которое сегодня требует особенно пристального внимания. Что такое слово? Какова его роль в жизни людей? Почему так остро стоит сегодня вопрос сохранения национальных языков? Что такое языковой портрет личности? Такие вопросы должны быть осмыслены вами в сочинении по темам этого подраздела. |
Ошибка в названии произведения. Правильно «Господин из Сан-Франциско», а у Вас там человек