Тема воспитания в комедии «Недоросль»

Комедия Д.И. Фонвизина погружает нас в атмосферу давно ушедшей эпохи XVIII века. Действие разворачивается в имении провинциальных дворян Простаковых. Число действующих лиц довольно ограниченное, однако это не мешает писателю обратиться к важнейшим проблемам своего времени. Среди них – проблема воспитания подрастающего человека. Именно она и будет в центре нашего внимания.

Что нужно учитывать, создавая работу на эту тему? Перед нами произведение классицизма, поэтому обращение к важным проблемам современной для героев действительности является вполне закономерным. Размышления положительных героев о служении Отечеству, гражданском долге, о нравственных ценностях, о необходимости исправления людских пороков связаны с вопросами воспитания нового поколения дворян, которые должны быть готовы к выполнению своих обязанностей перед государством и мудрым монархом и сочетать в себе лучшие человеческие качества. Как сделать так, чтобы молодые люди, подобные Митрофанушке и другим недорослям, стали настоящей опорой государства? Фонвизин считал, что нужно воспитывать молодых людей в духе просветительства, в привитии им лучших гражданских и человеческих качеств. Комедия Фонвизина даёт довольно обширный материал для раскрытия данной темы.

План сочинения

  1. Постановка проблем воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» как в произведении классицизма.
  2. Воспитание Митрофана Простакова:
    1. семейное воспитание, отношение матери и отца к сыну;
    2. нравственные ценности Простаковых — Скотининых, внушаемых Митрофану;
    3. кто и как занимается образованием недоросля.
  3. Стародум о воспитании.
    1. Стародум о собственном воспитании в семье; роль отца в жизни Стародума;
    2. Стародум и его представления о воспитании;
    3. влияние Стародума на Софью, Милона. Правдина.
  4. Фонвизин и его просветительские идеи как программа воспитания нового поколения просвещённых дворян России.

Заметим, что в основе работы лежит антитеза: с одной стороны, можно довольно подробно рассказать о том, как идёт процесс воспитания и образования Митрофанушки. Затем начнётся часть, посвящённая Стародуму, который в своих речах словно формулирует программу воспитания идельного гражданина. Именно Стародум становится выразителем мнения автора, его позиции, его собственных мыслей по проблемам воспитания.

Чтобы работа была основательной, можно собрать необходимый цитатный материал, на который нужно будет опираться при написании сочинения.

Госпожа Простакова Стародум

«Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!»

«…друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!»

«Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, – свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка».

«Батюшка мой! Да что за радость и выучиться? Мы это видим своими глазами и в нашем краю. Кто посмышленее, того свои же братья тотчас выберут еще в какую-нибудь должность».

«Без наук люди живут и жили».

«…пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится».

«…За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному».

«— Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько».

«Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»

«Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании… Оно должно быть залогом благосостояния государства»

«Прямое достоинство в человеке есть душа… Главная цель всех знаний человеческих – благонравие… Без благонравия никто не сможет выйти в люди»

«Угнетать рабством себе подобных – беззаконно»

«Я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих – благонравие. Я хотел бы, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с с высоты пышной своей знатности низвергает в бездну презрения и поношения»

«Невежда без души – зверь».

Приведём пример части работы, посвящённой воспитанию недоросля в семье Простаковых: «Тема воспитания – одна из ведущих в комедии. Она раскрывается в ходе развития сюжета, проявляясь в различных аспектах. Сначала читатель видит, как воспитывают Митрофанушку. Слышим то, что внушается недорослю родителями, в первую очередь госпожой Простаковой. Привыкнув руководствоваться лишь своими желаниями, она бесчеловечно обращается с крепостными, опускается до ругательств и побоев, считая это нормой общения как со слугами, так и с членами семьи. Исключением является лишь её сын, которого она обожает и безмерно балует.

Неслучайно Митрофан перенял у матери такую же манеру обращения с людьми, ведь его имя переводится как «подобный матери». Читатель видит, как герой издевается над своей нянькой Еремеевной, другими крепостными, грубит своим родителям, использует любовь матери для своей выгоды.

Митрофан избалован, невежествен, ленив и эгоистичен. Он не привык трудиться ни умственно, ни физически, зато любит покушать и погонять голубей. По необходимости мать нанимает Митрофану учителей – согласно новому указу государыни дворяне должны иметь образование, иначе они не смогут служить. И вот юный герой занимается «науками», хотя никакой пользы он в этом не видит. Лишь выгоду ищет он в образовании, которое дается Митрофану с превеликим трудом. Да и учителя у недоросля не лучше самого ученика. Семинарист Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин, учитель Вральман — все они не имеют к настоящим знаниям никакого отношения. Фонвизин рисует комичные картины обучения недоросля, но за этим смехом стоит горькое негодование драматурга — ведь именно такие недоросли будут определять будущее огромной страны!»

В написанном тексте не использованы цитаты. Отберите наиболее подходящие и дополните текст. У вас получится основательная, крепкая работа.

Финал работы может быть таким: « Фонвизин понимает, какова роль воспитания молодых людей для будущего страны. Поэтому он лучших героев комедии делает носителями собственных представлений о том, как нужно осуществлять воспитание тех, кто вступает во взрослую жизнь. Можно сказать, что на страницах комедии Фонвизин устами героев излагает воспитательную программу, при этом осуждая пороки русского дворянства, которые вызывают его презрение и отрицание».

Первый вариант сочинения

После указа Екатерины II «О вольности дворянства» помещики становятся особо жестокими и невежественными. В связи с этим просвещенные люди начинают беспокоиться о будущем страны, так как принципы воспитания дворянства сводятся к невежеству и самодурству. Из сложившейся ситуации Д.И. Фонвизин видит лишь один выход – возвращение к идеям просвещения: идеалам добра, чести и долга.

Тему воспитания можно считать центральной в пьесе Фонвизина «Недоросль». Автор раскрывает проблематику на примере воспитания сына Простаковой Митрофана и племянницы Стародума Софьи.

Тема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Простакова оказывает несомненное влияние на развитие своего сына Митрофана. Неслучайно в переводе имя Митрофан обозначает «являющий свою мать».

 Простакова, жестока с крепостными, со своим мужем, которого унижает, руководствуется в жизни собственными желаниями. Подобное поведение не вызывает к ней ни малейшего уважения. Так Фонвизин пытается донести до общества, что образ жизни современного поместного дворянства разрушителен.

 Митрофан копирует манеру поведения матери, особенности ее общения с окружающими. Он без тени сомнения издевается над Еремеевной, относится пренебрежительно к учителям, а любовь матери использует для собственной выгоды.

Митрофан избалован, невежествен, ленив и эгоистичен, его интересуют лишь собственные развлечения, ему чужд труд умственный и физический. Нанятые для его обучения учителя не способны дать ему настоящих знаний, но и тот минимум, который они дают ему Митрофан не способен усвоить. Сквозь смех автора над невежеством недоросля Митрофанушки мы слышим отчетливое негодование и тревогу за будущее России – ведь на таких людях будет основываться будущее страны!

Фонвизин вкладывает собственное представление о воспитании подрастающего поколения в уста Стародума, который передает личный опыт племяннице Софье. Именно в передаче полезного опыта старших молодому поколению Фонвизин видит один из путей воспитания настоящих граждан.

Стародум беседует с девушкой на самые разные темы – о благородстве дворянина, которое выражается в количестве совершенных им добрых дел, о богатстве, которым нужно делиться с теми, кто в этом нуждается больше тебя. Семейные отношения, по мнению героя, строятся по принципу: муж должен повиноваться рассудку, а жена мужу. А главное в жизни – ощущать себя достойным тех благ, которыми обладаешь.

Проблема воспитания – центральная в комедии «Недоросль». Она неразрывно связана с мыслями о будущем России. Автора пугает, что поместное дворянство превращается в невежественную массу. Основной надеждой Фонвизина становится возвращение к принципам просвещения. Я думаю, что в своей пьесе драматург формулирует собственную программу воспитания молодого поколения.

Второй вариант сочинения

Название комедии «Недоросль» указывает на то, что тема воспитания в этом произведении является основной. Петр Первый в 1714 году издал указ, по которому дворяне без образования не могли ни служить, ни заключать брак. Слово «недоросль» стало нарицательным, обозначая ленивых и не желающих получать образование молодых людей. Фонвизин критиковал существующую систему образования и считал, что она требует реформ.

Проблема Митрофана в большей степени не в нём самом, а в его семье и в воспитании. Дети смотрят на родителей, близкое окружение и копируют поведение взрослых. Госпожа Простакова негативно относится к образованию, она и её брат Скотинин сроду книг не читали и большой беды в этом не видят. Господин Простаков слабохарактерный, боясь жену, во всём соглашается с ней, даже если она не права. Отсутствие образования в семье Простаковых проявляется не только в отсутствии знаний, но и в невоспитанности. Госпожа Простакова применяет физическое насилие по отношениям к своим слугам. Она издевается над ними, не видя в них людей. Доминирующие черты её характера — грубость, жадность и жестокость. Скотинин груб и невежественен, что его совсем не смущает. Нет ничего удивительного в том, что Митрофан не только не хочет учиться, но и никого не уважает.

Автор сатирически изображает занятия Митрофана по математике, географии, русскому языку. Его учителями были дьячок Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин и немец Вральман, которые недалеко ушли от нанявших их помещиков. Во время урока «арихметики», когда учитель предложил решить задачу на деление, мать советует сыну ни с кем не делиться, ничего не отдавать, а всё забирать себе. И география, по мнению Простаковой, барину не нужна, потому что есть извозчики, которые довезут, куда надо.

Особенно комична сцена «экзамена», в которой Митрофан проявил все свои познания. Он стремился убедить «комиссию», как «далеко ушёл» в изучении, например, грамматики. И потому искренне уверял, что слово «дверь» может быть и существительным, и прилагательным, в зависимости от места нахождения. Таких результатов Митрофан добился благодаря матушке, во всём потакавшей ленивому сыночку, который привык делать только то, что нравилось: есть, спать, лазать на голубятню и видеть от всех окружающих беспрекословное подчинение, исполнение его желаний. В круг интересов учёба не входила.

Фонвизин в своей комедии показывает также столкновение двух взглядов на воспитание и образование: патриархального — это Простакова, Скотинин и, как результат их деятельности, Митрофан; и передового, просветительского, представителями которого являются Стародум, Правдин, выразителем идей которых выступают Милон и Софья.

Простакова и Скотинин стоят на весьма консервативных позициях. Простакова заявляет, что не умеет читать, да и вообще, слыханное ли дело, что «к девушкам пишут! Девушки грамоте умеют!» Сама Простакова с гордостью говорит, что она «не так воспитана», считая, что женщина не должна уметь ни читать, ни писать. Того же самого взгляда придерживается и Скотинин, который тоже «от роду ничего ни читывал». Но уже и Скотинин, и Простакова начинают понимать, что времена меняются и без образования уже нельзя обойтись. Конечно, дворянский титул позволит получить какой-нибудь чин, но пробиться в высшее общество вряд ли даже он поможет, необходимы хотя бы какие-то знания. Поэтому они заставляют Митрофана учиться, нанимают ему учителей.

Результаты такого обучения мы все прекрасно знаем, вспомните знаменитое митрофанушкино «прилагательно, потому что она (дверь) приложена к своему месту». Мы смеемся, слушая его наивные рассуждения об истории, географии, но ведь на самом деле смешного здесь мало. Ведь Митрофан не просто невежда, не знающий абсолютно ничего и не желающий ничему учиться. Он еще и злобный, грубый, жестокий и бессердечный человек. Этот герой вырос бездушным эгоистом, совершенно не уважающим ни мать, ни отца. И Стародум абсолютно прав, говоря, что это и есть «злонравия достойные плоды». Только такие люди и могут получиться при подобной системе воспитания.

В противовес Митрофанушке Фонвизин создает положительный образ молодого человека, воспитанного, честного, благородного, образованного. Это молодой офицер Милон. Фонвизин вкладывает в этот образ определенную идею, ведь он искренне верит, что такие люди могут по-настоящему служить своей родине. И в этом он совершенно прав.

Таким образом, в «Недоросле» воспитание и образование – центральные проблемы, вокруг которых развивается сюжетная линия. Для Фонвизина было важно, чтобы читатели обратили внимание на эти важнейшие проблемы. Однако произведение не теряет своей актуальности и сегодня, напоминая читателям, как  важна продуманная система воспитания нового поколения россиян.

Третий вариант сочинения

В комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизин ставит одну из важнейших проблем общества — проблему воспитания и образования подрастающего поколения. В пьесе карикатурно показан «воспитательный процесс» в семье помещиков Простаковых. Сатирически изображая нравы поместных дворян, показывая их полное невежество в том, как они готовят детей к жизни и деятельности в обществе, писатель осуждал подобного рода воспитание. Мать Митрофана вынуждена демонстрировать исполнение указа об образовании дворянских детей, хотя по своей воле никогда не стала бы принуждать любимое дитя к «бесполезному учению».

В тех условиях, какие отображены в комедии, дети не могли сильно отличаться от родителей, так как невежественные люди не способны воспитать в своих отпрысках тягу к знаниям, стремление стать образованными и интеллигентными гражданами, которые сознательно готовились бы к служению Отечеству.

Отец и мать Митрофана даже читать не умеют, и дядюшка «отроду ничего не читывал»: «Бог… избавил этой скуки». Жизненные интересы этих помещиков чрезвычайно сужены: удовлетворение потребностей, страсть к наживе, стремление устроить брак по расчёту, а не по любви (за счёт приданого Софьи Скотинин хотел бы «прикупить ещё свинок»). У них отсутствуют понятия о долге и чести, зато безмерно развито желание властвовать.

Простакова груба, жестока, бесчеловечна по отношению к крепостным крестьянам. «Скот, воровская харя» и другие ругательства являются наградой, а платой за труд были «пять тумаков в день да пять рублей за год». Таким же хозяином станет и Митрофан, который с детства научен жестокому обращению с крепостными. Он и учителей считает слугами, желая от них подчинения его барской воле.

Проблема воспитания связана также и с образами учителей Митрофана. Создавая их, Фонвизин, скорее всего, стремился показать, что вряд ли учителя, подобные Кутейкину, который сам не закончил семинарию, «убоявшись бездны премудрости», или Вральману, бывшему кучеру, с голоду занявшемуся учительством, смогут научить чему-нибудь толковому молодого человека. Из них один Цыфиркин вызывает нашу симпатию своей честностью, прямотой и добросовестностью. Он отказывается брать деньги, которые не заслужил, т.к. ничему не смог научить дубинноголового Митрофана.

За иную систему воспитания ратовал Фонвизин, о ней высказывался устами Стародума. Её результатом должно было стать появление прогрессивных, образованных молодых людей, способных сделать Россию самым передовым государством.

В комедии «Недоросль» показаны две стороны одной медали: воспитание консервативное и воспитание эпохи Просвещения. Консерваторами можно назвать госпожу Простакову и Скотинина, они не считают нужным иметь образование и гордятся тем, что не умеют ни читать, ни писать. Митрофана же заставляют учиться по веянию моды, чтобы он не выглядел хуже других, но весь этот процесс сложно назвать учебой. «Недоросль» не в состоянии даже сложить простые числа, и говорит, что дверь «прилагательно, потому что она приложена…». Учителя в этом произведении только усугубляют невежество ученика. Например, Кутейкин, преподаватель грамматики, был хитер и жаждал денег, поэтому его целью было не научить Митрофана чему-то стоящему, а нажить капитал. Вральман, учитель истории и географии, а по совместительству и бывший кучер Стародума, — лжец, тут уже все понятно по говорящей фамилии «педагога». Цыфиркин, хотя и был хорошим человеком, ничему не смог научить недоросля из-за его лени.

С другой стороны, перед читателем предстают образы Стародума и Правдина, которые предпочли отказаться от консервативных учений и перейти к более передовым методам. Результатом такого подхода являются образованность Софьи и Милона – молодых и культурных людей с благородными целями и намерениями, которые смогут в будущем добиться определенных высот и продолжат нести просвещение в Россию.

Фонвизин в своём произведении размышлял о кризисе воспитания в России. Чтобы ребёнок был воспитан, у него должна быть хорошая семья. Какую семью можно назвать хорошей? В той, которой супруги уважают друг друга, помогают нуждающимся и добиваются успеха честным путём.

Текст: Елена Бочкова, 9.5k 👀