Образ Софьи в комедии «Недоросль» | сочинение по литературе 8 класса

Произведение: Недоросль Рекомендованный объем: 250-350 слов (2-3 страницы в тетради)

Первый вариант сочинения

Образ Софьи в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Софья – центральное действующее лицо пьесы, вокруг которого закручиваются основные события пьесы: неожиданное наследство, появление дяди девушки, замысел похищения и три жениха, борющиеся друг с другом.

Героиня хорошо образована, она рано остается без родителей и попадает в дом Простаковых, которые пытаются овладеть ее небольшим наследством. Зная о том, что у Софьи есть жених Милон, Простакова пытается выдать ее замуж за брата Скотинина, чтобы окончательно прибрать к рукам состояние девушки.

Когда помещица узнает, что Софья богатая наследница, она принимает решение выдать ее за Митрофана. Ранее не церемонясь в обращении с сиротой, теперь Простакова любезна и учтива. Осознав, что ее планам не суждено сбыться, помещица замышляет похищение героини и насильную женитьбу. Однако Стародуму, Милону и Правдину удается предотвратить это коварство.

Нравственные ценности героини

Софья в переводе с греческого обозначает мудрость. Девушка обладает мудростью ума и сердечной чуткостью. В финале пьесы она прощает Простакову и сама бросается ей на помощь.

Несмотря на нападки Простаковой и Скотинина, Софья остается верна своему жениху. В это же время она готова подчиниться воле дяди, когда он говорит о том, что у него на примете есть подходящая для нее партия. Дело в том, что она безгранично доверяет дяде, просит его советов и правил, которым нужно следовать.

Много рассуждает Софья о жизненных ценностях. Для нее совесть и сердце неразрывно связаны – спокойствие одной напрямую зависит от довольства другого, а для этого необходимо строго соблюдать правила добродетели. Она хочет получить уважение от тех, кого уважает сама, стремится не допустить плохих мыслей о себе. Важно для нее также понятие честного зарабатывания своего состояния и убежденность в том, что рождение в знатной семье не делает человека благородным.

Авторский идеал женщины

В образе Софьи, скромной и воспитанной, Д.И. Фонвизин обрисовал свой женский идеал. Основным принципом семейной жизни для нее становятся слова-наставления Стародума о том, что главой в семье должен быть муж, повинующийся рассудку, а жена обязана во всем подчиняться ему. Только тогда семья будет крепкой и счастливой.

Образ Софьи Фонвизин стремится сделать живым и подвижным. Это отражается в утонченном языке героини, ей не чужды шутки и даже манипуляция людьми – она с легкостью может заставить ревновать своего возлюбленного.

Софья и другие герои

Софья, воспитанная Стародумом, прямо противопоставлена Митрофанушке, на которого большое влияние оказала Простакова. Ум Софьи обратно пропорционален глупости недоросля. Девушка во всем полагается на дядю, благодарна ему за те советы, которыми он поделился с ней, а Митрофан отрекается от матери в самый трудный момент ее жизни. Героиня добра, ценит честность и порядочность окружающих, а Митрофан жесток, только сила и богатство привлекают его внимание.

Софья противопоставлена и Простаковой. Помещица считает, что женщина не должна учиться грамоте, что замужество для нее – лишь средство достижения цели и собственного благополучия. Мужа она ни во что не ставит, даже бьет его. А для Софьи брак – это союз любящих сердец, основанный на уважении и взаимопонимании.


Второй вариант сочинения

Одним из главных персонажей комедии А. Грибоедова, вокруг которого развиваются все основные события, является юная девушка Софья Павловна Фамусова.

Образ и характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» сложен для восприятия. Чтобы разобраться в нем, сформировать свое мнение о девушке, нужно понимать особенности противоречивой эпохи.

Противоречивость натуры

Софья – единственный человек, который близок к умному и образованному Чацкому, персонажу, противостоящему обществу консерваторов и угодников. Софья стала причиной страданий молодого дворянина, источником сплетен, создателем интриги. Такое соединение в одном образе двух контрастов подтверждает его реальность, к которому стремился автор. Бездушная, глупая светская красавица или, наоборот, образованная, увлеченная науками барская дочь не вызвали бы столько интереса. Именно этой противоречивостью можно объяснить силу чувств, которые испытывает к ней Чацкий, пылкий и красноречивый молодой человек. Богатая невеста, настоящая дочь своего отца, она выросла в обстановке заботы и ухода, научилась находить для себя выгоду.

Противостояние Софьи фамусовскому обществу

Так сложилось, то именно Софья оказывается причиной страданий Чацкого и его изгнания из фамусовского общества.

Главный герой комедии недаром влюблен в эту девушку. Пусть теперь их юношескую любовь Софья называет ребячеством, тем не менее, она привлекла когда-то Чацкого своим природным умом, сильным характером, независимостью от чужого мнения. И он был мил ей по тем же причинам.

С первых страниц комедии мы узнаем, что Софья получила хорошее образование, любит проводить время за чтением книг, чем вызывает гнев своего отца. Ведь он полагает, что «в чтеньи прок-от не велик», а «ученье – вот чума».

И в этом проявляется первое расхождение в комедии «Горе от ума» образа Софьи с образами дворян «века минувшего». Увлечение Софьи Молчалиным также закономерно. Она, как поклонница французских романов, разглядела в скромности и немногословности этого человека черты романтического героя. Софья не подозревает, что стала жертвой обмана двуличного человека, находящегося рядом с ней только из личной выгоды.

В своих отношениях с Молчалиным Софья Фамусова проявляет такие черты характера, которые ни один из представителей «века минувшего», включая и ее отца, никогда бы не осмелился проявить. Если Молчалин смертельно боится обнародовать эту связь перед обществом, так как «злые языки страшнее пистолета», то Софья не страшится мнения света. Она следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Такая позиция роднит ее с Чацким.

Трагедия Софьи Фамусовой

В комедии «Горе от ума» Софья является самым трагичным персонажем. На ее долю выпадает больше страданий, чем даже на долю Чацкого.

Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, смелостью, умом, вынуждена быть заложницей того общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, не взирая на мнение окружающих. Она воспитана в среде консервативного дворянства и будет жить по законам, диктуемым им.

Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя. Именно желание сберечь свою любовь, уберечь Молчалина от осмеяния толкает Софью на распространение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Однако способной на такой поступок Софья оказалась только из-за сильного влияния того общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.

Во-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в голове Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она полюбила подлеца, который играл роль ее любовника только потому, что это могло стать выгодным ему для получения очередного чина или награды. К тому же разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что еще больше ранит Софью как женщину.

Вывод

Грибоедов, по-моему,  написал пьесу о жизни, а не о политике, и о самом главном – любви. Критики отмечали, что в Софье есть предпосылки недюжинной натуры. И это действительно так. Именно Софья Павловна Фамусова положила начало  созданию ряда образов русских женщин в нашей литературе.


Третий вариант сочинения

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» представлены нравы московских дворян начала 19 века. Автор показывает столкновение консервативных взглядов помещиков-крепостников с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, которые начали появляться в обществе. Это столкновение представлено в виде борьбы двух лагерей: «века минувшего», защищающего свои меркантильные интересы и личный комфорт, и «века нынешнего», стремящегося улучшить устройство общества за счет проявления истинной гражданственности. Однако в пьесе есть персонажи, которые нельзя однозначно отнести ни к одной из противоборствующих сторон. Таков образ Софьи в комедии «Горе от ума».

Причины сближения Софьи с фамусовским обществом

Девушка была воспитана в обществе, где дорожат лишь чинами и деньгами. Та атмосфера, в которой она росла, безусловно, оказала на нее влияние. Софья в комедии «Горе от ума» сделала выбор в пользу Молчалина не только из-за того, что она увидела в нем положительные качества. Дело в том, что в фамусовском обществе женщины властвуют не только в свете, но и в семье. Стоит вспомнить пару Горичей на балу в доме Фамусова. Платон Михайлович, которого Чацкий знал активным, деятельным военным, под влиянием своей жены превратился в безвольное существо. Наталья Дмитриевна за него все решает, за него дает ответы, распоряжаясь им, как вещью.

Очевидно, что и Софья, желая доминировать над своим супругом, выбрала на роль будущего супруга Молчалина. Этот герой соответствует идеалу мужа в обществе московских дворян: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

Трагедия Софьи Фамусовой

В комедии «Горе от ума» Софья является самым трагичным персонажем. На ее долю выпадает больше страданий, чем даже на долю Чацкого.

Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, смелостью, умом, вынуждена быть заложницей того общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, не взирая на мнение окружающих. Она воспитана в среде консервативного дворянства и будет жить по законам, диктуемым им.

Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя. Именно желание сберечь свою любовь, уберечь Молчалина от осмеяния толкает Софью на распространение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Однако способной на такой поступок Софья оказалась только из-за сильного влияния того общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.

Во-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в голове Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она полюбила подлеца, который играл роль ее любовника только потому, что это могло стать выгодным ему для получения очередного чина или награды. К тому же разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что еще больше ранит Софью как женщину.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 5. / В.Г. Белинский – М.: Просвещение, 1954 г.
  2. Берков П. Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.
  3. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  4. Всеволодский-Гернгросс, В.Н. Фонвизин-драматург. / В.Н. Всеволодский-Гернгросс – М.: Просвещние, 1960 г.
  5. Лебедева, О.Б. Русская высокая комедия XVIII в.: Генезис и поэтика жанра. / О.Б. Лебедева – Томск: Наука, 1996 г.
  6. Недоросль. Денис Фонвизин; статья и комментарии Андрея Степанова. – Санкт-Петербург. Азбука-Аттикус, 2019.
  7. Энциклопедия литературных героев: Русская литература XVII-первой половины XIX в. – М., 1997 г.
Даниил Романович | Просмотров: 2.1k

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *