Смысл названия комедии «Недоросль»

сочинение по литературе 8 класса
Произведение: Недоросль Рекомендованный объем: 250-350 слов (2-3 страницы в тетради)

Первый вариант сочинения

Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Традиционно понятие недоросль обозначало молодого дворянина, лет 16-и, не поступившего на государственную службу. После появления пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», это слово стало получило второе значение – глупого юноши, недоучки.

Комедия о недоросли несет в себе не только идею высмеивания недостатков молодого поколения, но и тревогу за будущее родины, за которое будут ответственны именно нынешние недоросли, подрастающие крепостники, погрязшие в глупости и невежестве.

Митрофан как представитель подрастающего поколения

Митрофан вырос эгоистичным и деспотичным ребенком, не несущим ответственности за свое поведение и поступки. С самого детства он научился грубости в обращении с окружающими людьми. Он не разговаривал, а лаял, причем не только на обслугу, но и на родную мать. Он не ценит доброго отношения к себе и заботы няни Еремеевны. По его мнению, все, что она делает для него – само собой разумеющееся.

Он смел и дерзок на словах, но многие смешные ситуации показывают его трусость и несамостоятельность. Корысть и эгоизм – основные качества Митрофана. Он умеет подстраиваться под меняющиеся обстоятельства – в зависимости от положения человека меняется его общение с ним. Мать для него не значит ничего – как только она теряет власть над ситуацией, он легко отказывается от нее.

Причины невежества Митрофана

Сын отрекся от матери в тяжелое для нее время. Для Простаковой это стало настоящим ударом. Такая ситуация в некоторой степени вызывает чувство жалости по отношению к героине. Но в этом только ее вина – Митрофан является результатом ее воспитания.

Именно с матери он брал пример общения с людьми – относиться к ним не как к личностям, а как к предметам. Самостоятельность развиться в нем не могла, так как в любой ситуации на помощь ребенку прибегали Еремеевна и Простакова. Отсюда и неблагодарность, и неумение жить, и нежелание учиться юноши.

Заключение

После появления пьесы «Недоросль» в печати имя Митрофанушка становится нарицательным. Оно обозначает глупость, грубость и человеческую лень. Такие люди будут во все времена, поэтому комедия Фонвизина не теряет актуальности и в наше время.

Второй вариант сочинения

Пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль», написанная в 1781 году, по сей день представляет большой интерес, поскольку затрагивает проблемы воспитания подрастающего поколения.

В своем произведении Денис Иванович осветил проблемы низкого уровня нравственности дворянства. Эгоизм, подлость, скаредность, ограниченность – вот те пороки, что разлагали изнутри привилегированное сословие российской империи. И вместо того, чтобы наказывать подобных людей за их порочащее поведение, общество закрывало глаза на их проступки.

Однако центральной темой пьесы стала проблема воспитания молодых дворян. Типичным представителем «золотой молодежи» образца 18 века стал Митрофанушка – избалованный, ни к чему не приспособленный барчук, личность которого формировалась под влиянием недалекой матери и необразованных учителей.

Значение слова «недоросль»

Смысл названия комедии сложно определить, не понимая его значения. Первоначально так называли молодых дворян, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу. Второе значение появилось после выхода в свет комедии Фонвизина. Словом «недоросль» стали называть недалекого юношу, недоучку. Главный герой комедии, Митрофанушка, является олицетворением молодого человека, погрязшего в невежестве и глупости.

Имея представление о значении этого слова, смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» будет понять намного проще.

Значение имени главного героя

Имя Митрофан буквально переводится на русский как «являющий свою мать», а значит, подобен ей. Так и есть. Мать мальчика — лидер в семье, именно на нее он стремится быть похожим. Митрофанушка не лишен природного ума, сообразительности, но использует эти качества исключительно в собственных интересах. Он маменькин сынок. Митрофанушка избалованный, вздорный, капризный.

Смысл названия пьесы «Недоросль» открывается в еще большей степени после осознания того, что имя подобрано автором не случайно.

Образ Митрофанушки

Митрофан – один из главных героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», хотя его присутствие в пьесе незначительно. Но это важный образ: вокруг него строится сюжет и появляется важный смысловой контекст. Автор видит его как типичного представителя молодого поколения. Поэтому Митрофан – не единичный персонаж, а человек, отражающий проблему воспитания и образования дворянства.

Образ Митрофана является воплощением всего того, что в него заложили родители и общество. Мать и отец любят его безусловной слепой любовью, не учат преодолевать сложности, балуют. Несмотря на 16-летний возраст, Митрофанушка все еще на уровне малыша: мать и кормилица всерьез обсуждают, как он покушал, выспался или устал от учебы.

Молодого человека устраивает такая опека, ему не хочется утруждаться. Ему вообще ничего не хочется, что требует усилий. Но вот жениться он, пожалуй, согласен – все равно это матушка устроит. А Простакова ради выгодной партии действительно готова на все.

Хоть Митрофан и говорит о женитьбе, он не осознает серьезности этого шага. Изначально это идея матушки, которая узнала, что Софья внезапно стала богатой наследницей дядиного капитала. У Простаковой мигом появляется план женитьбы, а сын лишь соглашается на это предложение. Но точно так же он соглашается в финале на заявление Правдина об отправке его на военную службу. Митрофана не волнует, как сложится его жизнь, он хотел бы, чтоб за него все решали другие. Безразличие ко всему – это следствие отсутствия воспитания и слепого материнского обожания.

Митрофан – опасен или смешон?

Фонвизин в сатирической комедии «Недоросль» поднял важный вопрос о том, какое будущее ждет русское общество, если оно будет состоять из таких, как Митрофан Простаков. Только на первый взгляд этот герой кажется настолько глупым и безобидным, что над ним можно посмеяться и забыть. «Митрофанушки» могут представлять опасность для общества, потому что власть и деньги способны превратить их в тиранов и зверей. Доказательство тому – мать главного героя, госпожа Простакова. Так опасен или смешон Митрофан?

Автор неслучайно дал герою «говорящее имя», которое в переводе означает «проявление матери». Тем самым он подчеркивает, что Митрофан впитал от матери все качества, и среди них, увы, нет хороших. Простакова – сварливая, властная, грубая женщина. Она тиранит всех без разбору, постоянно колотит главу семьи, лишая его остатков самоуважения. В семье Митрофан видит только уродливые взаимоотношения между людьми. Да и сам он не уважает родителей, о чем свидетельствуют реплики в их адрес. В финале, когда Простакова по закону лишается власти, она ищет поддержки у сына, но тот только отмахивается. Зачем ему мать, у которой ничего нет?

Каким же вырастет Митрофан? Сейчас он просто ленивый глупый барчонок, инфантильный и зависящий от матери. А в будущем может повторить сценарии родителей: либо станет таким же бессловесным и ведомым, как его отец, либо станет тираном по подобию матери. И то, и другое одинаково опасно, потому что Митрофан – типичный представитель феодального дворянства старого толка. В обществе много подобных Митрофанушек, которым не по силам заниматься достойными делами на благо общества. Им даже не удастся прожить жизнь так, чтоб осчастливить близких.

А если Митрофан изменится? Увы, он уже остановился в развитии и потерял природную любознательность. Он перенял от матери нелюбовь к просвещению и переменам, лень и тупость, тягу к богатству и титулам. В нем пока не проявился деспотичный характер, но это может случиться в будущем. Все это делает Митрофана не только смешным, но и опасным для общества.

Тема и идея пьесы

Ведущей темой комедии «Недоросль» Фонвизина является тема воспитания нового дворянства. Автор раскрывает ее путем противопоставления персонажей-носителей идей просвещения – Правдин, Стародум, Софья, Милон и представителей устаревших, отживших себя устоев феодального общества – Простаковы, Митрофан, Скотинин. Такое деление героев для произведения «Недоросль» не случайно – они по-разному воспитаны, а значит и имеют кардинально противоположные взгляды на жизнь. Это отражено даже в отношениях между родителями и детьми – достаточно вспомнить как взаимоуважение между Софьей и Стародумом контрастирует с чрезмерным потаканием прихотям избалованного Митрофана, который не ценит того, что дает ему Простакова и в конце вообще отказывается от матери.

Именно в проблемах семейного воспитания Фонвизин видит причину общей моральной деградации и необразованности российского дворянства той эпохи. Простакова, желая сэкономить, нанимает непрофессиональных учителей – отставного сержанта Цыфиркина, не окончившего семинарию Кутейкина и не имеющего никакого отношения к наукам Вральмана. Митрофана по сути учат рабы, а чему они могут научить, кроме как быть такими же как они?

Вспомним, ироничный момент, когда юноша повторял за Кутейкиным «Аз же есмь червь…»и «Аз есмь скот». Иронизируя, Фонвизин заострил внимание на том, что Россия той эпохи нуждается в срочной реформации образования. Дворян должны воспитывать как сильных, самостоятельных, просвещенных личностей с высокими идеалами. И люди, служащие при дворе не исключение – о падении их нравов мы узнаем из речей Стародума, когда он вспоминает годы свой службы.

Дополнительной темой «Недоросля» является вопрос долга перед родиной и честного его исполнения. Как становится понятно при подробном анализе произведения, она тесно связана с темой воспитания. Высокая мораль, понятие о чести, умении пренебречь собственной выгодой и комфортом ради светлого будущего отчизны могут привиться только от родителей или образованных учителей. На время написания пьесы данные взгляды были передовыми, так как в среде дворянства насаждалась идея, что служить нужно, прежде всего, государю, а не отечеству. Именно за такие, достаточно резкие высказывания в произведении Фонвизин был ограничен в литературной деятельности по приказу Екатерины ІІ.

Идея комедии «Недоросль» перекликается с ее темой – это осуждение безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков и воспевание идеалов просвещения и гуманизма. Фонвизин сам был личностью Просвещения, поэтому высшие человеческие начала были главными для него. Изображая в комедии ужасы невежества «старых» дворян, автор обнажал недостатки существовавшего в России общественного строя. Победу над ними Фонвизин видел в главенстве справедливого, гуманного закона, как это и происходит в конце пьесы. Олицетворяющий букву закона Правдин, после того как получает подтверждение, что деревня Простаковых переходит под его опеку, запрещает Простаковой «отыгрывать» злобу на крепостных. Более того, он сам расплачивается с учителями, но так, как они того действительно заслуживают. Однако, читатель (или зритель) понимает, что справедливый закон восторжествовал только в этой деревне, а не по всей царской России, так как высшие чины все еще занимают представители помещицкой морали – те же Простаковы и Скотинины, которые ради собственной выгоды готовы льстить незнакомому человеку и обманывать своих родственников.

Таким образом, тема и идея «Недоросля» тесно связаны. В комедии Фонвизин не только высмеял жестоких, необразованных помещиков, но и на примере Правдина, Милона, Софьи, Стародума показал, какой должна быть личность Просвещения в царской России. Автор акцентирует внимание на том, что достичь обновления общества можно только через полную реформацию системы воспитания и образования. Устаревшие идеалы должны быть отброшены, тогда как гуманизм, честность, справедливость, мораль должны стать основой обновленного дворянства.

Смысл названия комедии

Литературная деятельность Фонвизина началась еще со студенческих лет. Уже в его первых произведениях проявилась склонность к политической сатире. Широкую известность автору принесла комедия «Недоросль» (1782 г.), в которой он высмеял отсталость и бескультурье поместных дворян.

Слово «Недоросль» образовано от слова «рост», «расти». А «расти» — значит вырастать, возрастать, увеличивать ум, приходить постепенно в возраст. Как раз все эти качества не присущи главному герою пьесы, в честь которого она названа, – Митрофану Простакову.

В праздности Простакова, мать Митрофанушки, усматривает одну из главных привилегий своего сословия. Любимого сыночка она намерена как можно дольше держать в недорослях. Обязательное для дворянских подростков обучение «пристойным наукам» невежественная помещица считает тягостной обузой для Митрофана, хотя и вынуждена нанимать ему учителей. Педагоги недоросля, стараются вбить ему в голову какие-то знания, но Митрофан не проявляет себя ни в грамматике, ни в часослове, ни в географии, ни в какой-либо другой науке. Хотя и сами преподаватели оставляют желать лучшего. Один из учителей юноши и вовсе бывший кучер Стародума, который мастерски нашел себе новую работу. И фамилия у этого персонажа говорит сама за себя – Вральман. При таком воспитании Митрофан, не знающий никаких обязанностей, растет бездельником и черствым эгоистом. Он груб с преданной крепостной няней Еремеевной и с учителями. Бездушно относится главный герой и к собственным родителям.

Недоросль, на первый взгляд, персонаж чисто комический. Выходы Митрофана на сцену и его реплики вызывают оживление в зрительном зале. Люди смеются, когда неуч Митрофанушка, не помня грамматический правил, выдумывает собственные определения частей речи. Но юноша показан не только бездельником: он уже в пятнадцать лет проявляет себя как бездушный помещик-крепостник, властно командует своими слугами.

Возможно, «Недоросль» обозначает не только неразвитость и эгоизм отдельного человека, в данном случае – Митрофана, а отсталость всего дворянского сословия. Крепостничество и непросвещенная монархия вызывают у автора резкий протест. Фонвизин этим словом осуждает всех дворян прошлого: Скотинина, думающего лишь о свадьбах, да о свиньях; Простакову – властную и деспотичную госпожу; ее мужа, не имеющего собственного мнения вообще. Комедия выступала против таких порядков, когда одни люди являются собственностью других. Фонвизин, несомненно, очень рисковал, когда выразил свои взгляды в этом произведении. Ведь очень многие дворяне могли узнать в Простаковых-Скотининых самих себя.

Однако пьеса все же была сыграна на сцене, и публика пришла в такой восторг, что на сцену летели кошельки с деньгами в качестве награды! Московские актеры долгое время опасались играть «Недоросля», боясь гнева помещиков. Но, к величайшему негодованию разоблаченных крепостников, произведение Фонвизина прочно утвердилось на русской сцене. Уроки, преподанные Фонвизиным Екатерине II и в «Недоросле», и в «Придворной грамматике», свидетельствуют о большом гражданском мужестве драматурга. А.С.Пушкин высоко оценил благородную деятельность Фонвизина, назвав его «другом свободы». Обличительная комедия «Недоросль» оказала значительное влияние на развитие русской сатирической драматургии.

Третий вариант сочинения

«Недоросль» — наиболее известное произведение Дениса Ивановича Фонвизина. Пьеса появилась в 18 веке и носила социально-общественный характер. Так как в ней большое значение придается любым именам и названиям, и автор выбирал их неслучайно, слово «недоросль» также имеет свой подтекст.

При Петре I недорослями называли дворянских детей, не достигших совершеннолетия и не поступивших на государственную службу. Есть предположение, что именно после книги Д. И. Фонвизина это слово стало нарицательным и приобрело второй смысл — глуповатый юноша и недоучка. И даже имя Митрофан стало олицетворять подрастающее поколение, погрязшее в глупости и невежестве.

Митрофанушка – истинный недоросль

Митрофан — сын помещиков Простаковых. Мать юноши сама довольно невежественна и глупа, при этом обладает деспотичным и злонравным характером. Вместо того чтобы научиться хоть чему-то и научить своего сына, она часто хвастает своим невежеством, говоря, что ей как истинной дворянке не престало уметь читать. По ее мнению счастье заключается не в просвещении, а в жадности и власти над крепостными.

Простакову отличает безграничная любовь к сыну. Ему позволено все: оскорблять и унижать окружающих людей, не учиться, сидеть дом без дела и не идти на службу. Она нанимает для Митрофана учителей грамоты, счета и французского языка. Однако это делается не для просвещения юноши, а для того, чтобы не отстать от других дворян. Поэтому Митрофан не особо напрягает свой ум и может вообще ничего на уроках не делать. В результате он уже несколько лет обучается, а до сих пор не может и двух слов в предложении связать, или проделать простейшие математические упражнения.

Через его поведение и речь автор пытается показать все черты недоразвитости и невоспитанности недоросля. У Митрофана полная моральная деградация. Он не только глуп и ленив, но и не умеет уважать труд и достоинства других. Так, например, он часто грубит своей няне и кормилице Еремеевне, которая с детства его кормит, одевает и от всего дурного защищает. Очевидно, что он перенял все отрицательные качества своей матушки, о чем свидетельствует имя, данное ему автором. Ведь Митрофан — это древнегреческое мужское имя, обозначающее «матерью явленный». Об отце юноши известно лишь то, что он ни в чем не смеет возразить своей супруге и безропотно выполняет все ее приказы. В такой атмосфере формируется деспотичный, безжалостный и корыстный характер Митрофана. Например, узнав, что их дальняя родственница Софья имеет богатое приданное, он не прочь на ней женится и по велению матушки готов даже выкрасть девушку. Однако когда их план проваливается, и у Простаковой отнимают имение, он спокойно отворачивается от матери и говорит, чтобы та отстала от него. Один из мудрых персонажей в пьесе, Стародум, говорит, что она пожинает плоды своего воспитания.

Актуальность названия пьесы видна и в последних сценах. Когда государственный служащий Правдин объявляет, что Митрофану пора на службу, Стародум отмечает, что толку из него отечеству не будет. В лице недоросля Митрофана автор показывает моральное разложение дворянского общества 18 века и хочет, чтобы читатели, узнав в юноше своих детей, попытались исправить их и своевременно занялись их воспитанием. Счастливой развязкой он подчеркивает победу здравого смысла над тупостью и невежеством.

Проблемы, поднятые в комедии

Название произведения является характеристикой целой эпохи и поднимает проблемы воспитания молодых дворян и обличает нравы, царящие среди представителей этого класса.

Фонвизин подобрал очень смелые и оригинальные художественные средства для написания пьесы «Недоросль». Смысл названия комедии помогает увидеть проблемы общества того времени.

Все сцены произведения наполнены беспощадной и едкой сатирой, обличающей жизненный уклад Простаковых и Скотининых. Для контраста автор приводит диалоги положительных представителей дворянского общества, Правдина и Стародума, высказывания которых затрагивают в том числе вопросы, касающиеся нравов в государстве.

Первая проблема, которая волнует Фонвизина, — это плачевное состояние моральных устоев общества. Через реплики Стародума и Правдина автор высказывает идею о том, что полная власть помещиков над крепостными и отсутствие должного примера со стороны высшего общества стали причиной полного произвола. Как результат — представители дворянского сословия забыли о своих обязанностях и классовой чести, что практически привело к вырождению класса.

Так освещена проблема деградации представителей дворянства в пьесе «Недоросль». Смысл названия комедии открывается более полно, если знать изъяны общества того времени.

Вторая проблема, которую поднимает автор, — это вопрос воспитания. Его Фонвизин очень подробно рассматривает в произведении «Недоросль». Смысл названия комедии во многом связан с пробелами в этой сфере. Сарказм Фонвизина, с которым он изображает сцену экзамена Митрофанушки, является приговором воспитанию Скотининых и Простаковых.

Эта проблема так сильно волнует автора по той причине, что речь идет о передовых членах общества. Плохо, что молодой дворянин, долг которого – служба Отечеству, воспитывается в отсутствии нравственных принципов при полном равнодушии родителей к интересам общества. У героя комедии, Митрофана, не было других желаний, кроме как погонять голубей, покушать и жениться. Придворная жизнь является примером для такого воспитания, ведь дворяне давно забыли, что такое служение на пользу государства.

Смысл пьесы

Сначала может показаться, что «Недоросль» представляет собой простую пьесу на бытовую тему. Сюжет разворачивается вокруг замужества Софьи. Будучи маленькой, героиня осталась без родителей и сейчас вынуждена находиться на попечении у семьи Простаковых. Госпожа Простакова, которая хочет избавиться от «лишнего рта», решает насильно выдать Софью замуж за своего брата Скотинина. Однако она вдруг узнает, что Софья стала наследницей огромного состояния, и неожиданно меняет свои намерения. К тому же совсем скоро должен приехать ее дядя. В итоге героиня отказывает Скотинину, а в качестве нового жениха предлагает Митрофанушку, своего сына. Но вдруг на пороге появляется оставшийся в живых опекун Софьи — Стародум. Он-то и решает ее судьбу.

Дядя девушки, Стародум, будучи разумным человеком, разоблачает хитрые намерения Простаковой и ее брата. Стародум поддерживает желание Софьи выйти замуж за Милона, в которого влюблена девушка. Помимо главной сюжетной линии, в произведении присутствуют и второстепенная, которая связана с Митрофаном, глупым и избалованным молодым человеком. Несмотря на все отрицательные качества, Митрофан является самым комичным героем произведения «Недоросль». Читатель видит, как нелепы сцены обучения Митрофанушки.

Читатель осознает, что сюжет пьесы писатель построил по законам классицизма: есть положительные и отрицательные герои, которые четко обозначают замысел автора. Пьесу Дениса Фонвизина с уверенностью можно назвать комедией воспитания, потому что именно заложенные в семье ценности определяют характер и наклонности человека. В этом и состоит главная мысль автора: людей необходимо воспитывать с рождения, и если они не получают возможности для личностного роста, то не могут принести пользу обществу и воспитать достойных наследников.

Авторскую точку зрения на актуальные вопросы выражает Правдин. Герой в произведении отстаивает гуманистические идеалы и высокоморальные ценности, в отличие от Простаковой, которая ценит выше всего материальные блага. Для героини важнее деньги и чины, а не честь, достоинство, воспитание и образование. Таким образом, главный смысл произведения «Недоросль» заключается в противопоставлении двух противоположных взглядов — новых, гуманных, честных и старых, помещичьих, косных. По мнению Фонвизина, необходимо как можно скорее изменить устаревшие и безнравственные представления старого дворянства о жизни. В противном случае «плоды злонравия» окажутся неизбежными. Как утверждает Фонвизин, корни злонравия кроются в самом воспитании. Так, у Скотинина и Простаковой такие взгляды унаследованы от их родителей, они их передали Митрофанушке. А Софье основы нравственности и гуманизма заложили её родители.

Смысл произведения Фонвизина заключается в простой истине — необходимо правильно воспитывать ребенка и своевременно прививать ему высокие моральные принципы. «Говорящие фамилии» персонажей очень точно отражают их взгляды и характеры. Семейство Скотининых в действительности напоминает животных. Ведь члены данной семьи необразованные, невоспитанные, к тому же жадные и всегда ищут собственную выгоду. Им чужды такие качества, как чувство собственного достоинства, честность, ответственность и принципиальность. «Вот злонравия достойные плоды» — говорит автор о своих героях.

Смысл названия

Произведение относится к литературному течению классицизма, поэтому особое внимание автор уделил выбору названия пьесы, сделав его «говорящим» и во многом определяющим основную проблематику комедии – вопросы воспитания и просвещения российского дворянства 18 века.

Чтобы понять смысл названия «Недоросль», необходимо уточнить происхождение и значение этого понятия. Так, в 1714 году Петр I издал указ о том, что все дворяне должны поступать на гражданскую либо военную службу. Однако основным условием продвижения по карьерной лестнице было получения свидетельства об образовании. Юношей, которые еще учились или только собирались идти учиться официально называли «недорослями».

В произведении Фонвизина «недорослем» является сын Простаковых – Митрофан. Несмотря на то, что родители все-таки пытаются его чему-то научить, нанимая учителей грамматики и арифметики, он не желает учиться. Наука ему кажется скучной и бесполезной, тогда как уроки «светской жизни», якобы преподаваемые Вральманом, который на самом деле был не учителем-немцем, а конюхом, ему нравятся. Ведь конюх советует ему не искать компании умных людей, а держаться «своих», и о науке отзывается негативно.

Митрофан – классический представитель целой части молодого российского дворянства той эпохи. Воспитанный необразованной, жадной и грубой Простаковой (собирательный образ феодального дворянства, носителей устаревших ценностей), он перенимает ее личные ценности и манеру поведения, ценит в людях не ум и честность, а богатство и власть. Нежелание учиться, но скорая готовность жениться выдает в нем глупость и незрелость. Митрофан, за счет отсутствия образования и правильного воспитания, морально и умственно намного «моложе» своего возраста. Перед читателем появляется избалованный глупый ребенок, не ценящий своих родителей и не желающий делать что-либо сам, пока не сделают за него. Митрофан в буквальном смысле «не дорос» до женитьбы и чинов.

После выхода пьесы, смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина кроме исторической трактовки получил второе, ироничное значение. «Недорослями» и «митрофанами» стали называть глупых, ленивых, грубых, невоспитанных молодых людей.

Заключение

Более двухсот лет назад Фонвизин написал пьесу, в которой поднял проблемы, актуальные и сегодня. Каждое поколение, перечитывая «Недоросль», открывает для себя не только искусный мир авторской иронии и красивого слога, но и перенимает вневременные ценности, важные для становления и самовоспитания настоящего человека.

Список литературы

  1. Вайль П. Торжество Недоросля : Фонвизин : [образы комедии «Недоросль»] / П. Вайль, А. Генис // Дет. лит. – 1991 г.
  2. Фонвизин в русской критике : пособие для учителя / вступ. ст., подбор текстов и примеч. П. Е. Шамеса. – М. : Учпедгиз, 1958
  3. Всеволодский-Гернгросс, В.Н. Фонвизин-драматург. / В.Н. Всеволодский-Гернгросс – М.: Просвещние, 1960 г.
  4. Исакович И.В. «Бригадир» и «Недоросль» Д.И. Фонвизина / И. Исакович. – Л. : Худож. лит., 1979 г.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 5. / В.Г. Белинский – М.: Просвещение, 1954 г.
  2. Берков П. Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.
  3. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  4. Всеволодский-Гернгросс, В.Н. Фонвизин-драматург. / В.Н. Всеволодский-Гернгросс – М.: Просвещние, 1960 г.
  5. Лебедева, О.Б. Русская высокая комедия XVIII в.: Генезис и поэтика жанра. / О.Б. Лебедева – Томск: Наука, 1996 г.
  6. Недоросль. Денис Фонвизин; статья и комментарии Андрея Степанова. – Санкт-Петербург. Азбука-Аттикус, 2019.
  7. Энциклопедия литературных героев: Русская литература XVII-первой половины XIX в. – М., 1997 г.
Даниил Романович | Просмотров: 2.2k

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *