Анализ комедии «Недоросль»
Первый вариант анализа
Д.И. Фонвизин писал свою лучшую комедию «Недоросль» много лет. Он тщательно прорабатывал образы и реплики героев, чтобы выдержать золотую середину между социальной сатирой и благосклонностью властей. В 1782 году произведение было готово.
Главной темой пьесы стало высмеивание русских нравов, отображение жизни провинциальных помещиков. Фонвизин определяет пороки современного ему общества, обличает их и предлагает читателю самому задуматься над путями их преодоления.
Конфликт пьесы
В произведении сталкиваются два противоположных лагеря – положительные и отрицательные герои, добро и зло, низость и благородство, правда и ложь.
К положительным действующим лицам относятся Софья, Стародум, Милон, Правдин. К отрицательным – Простакова, Митрофан, Скотинин. Простаковы и Скотинины жестоки, самолюбивы, чужды образованию. Они стремятся подчинить своей воле все, происходящее вокруг, иметь полную власть над крепостными и над людьми высокого происхождения, которые в какие-то моменты жизни оказываются слабее.
Тема воспитания в комедии
Представленные противоборствующие стороны обладают различными потребностями, жизненными приоритетами, манерой общения, идеалами. Главными представителями двух лагерей выступают Простакова и Стародум. Их различие выражается уже в отношении к воспитанию подрастающего поколения, на котором держится будущее страны и общества.
Простакова, присутствуя на уроке сына Митрофана, уговаривает его не слушать учителей и не делиться добром ни с кем. Стародум же завещает Софье помогать нуждающимся, если у нее окажется лишний рубль. В этом, по его мнению, и заключается благородство души и характера.
Особенности комизма пьесы
Комизм в «Недоросли» имеет два слоя – поверхностный и глубокий. Читателю и зрителю смешно уже то, что госпожа Простакова ругается бранными словами, как уличная торговка, Скотинин идеалом своей жизни мнит свиней, а Митрофан, подросток «деликатного сложения», объевшись на ночь, утром вновь съедает пять булочек.
Забавно и то, как Митрофан, ограниченный и в уме, и в совести, при малейшем скандале прячется за спиной няньки Еремеевны, а в другой сцене с напускной важностью повествует о принадлежности двери к имени прилагательному, так как она к косяку приложена.
Внутренний комизм выражается в маскировке грубости любезностью, жадности великодушием, невежества образованностью. Низкий и упрощенный мир провинциальных помещиков пытается ворваться в мир благородных, прибрать к рукам все, чем владеет мир положительных героев. При этом их действия весьма разнообразны и приурочены к изменяющимся ситуациям.
Финал пьесы
В комедии «Недоросль» добро одерживает верх над злом только благодаря вмешательству властей – Правдина, честного исполнителя изданных законов. Я думаю, что подобная случайность победы положительных героев над отрицательными придает комедии особое трагическое звучание.
Второй вариант анализа
Бессмертная комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» является выдающимся произведением русской литературы XVIII века. Смелая сатира и правдиво описанная действительность — основные составляющие мастерства этого писателя. Спустя столетия то и дело в современном обществе всплывают горячие споры о главном герое пьесы Митрофанушке. Кем же он является: жертвой неправильного воспитания или же ярким примером нравственного разложения общества?
Годы написания: 1778-1782
Год публикации: 1782
Время и место действия: Действие в пьесе происходит в деревне Простаковых (где она находится – не указано). Время действия совпадает с годом написания комедии – это конец 70-х – начало 80-х годов 18 века.
Жанр и направление
Жанр «Недоросля» — классическая комедия. Свое место в пьесе заняла сатирическая направленность, тем не менее, юмор не слишком резкий. На первом месте у автора стоит не желание обличить и осудить, а с помощью смеха направить людей на путь исправления.
«Недоросль», бесспорно, принадлежит к литературному направлению классицизма. Это литературное направление характеризуется особенными идеалами: в нем долг превосходит чувство, а разум — страсти. Так, несмотря на мольбы Простаковой, Правдин отнимает у нее власть над крестьянами: служебный долг он ставит выше сочувствия.
Основные черты и признаки классицизма в пьесе:
- В повествовании сохранено единство места и времени.
- Почти все персонажи носят говорящие фамилии.
- Освещённым порокам придаётся локальный характер, осуждаются лишь отдельные представители помещичьего дворянства, в то время как государство в целом представлено в позитивном ключе.
Реализм в «Недоросли»
Несмотря на наличие в пьесе особенностей господствовавшего литературного стиля — классицизма (единство места, времени, действия, деление персонажей на положительные и отрицательные, «знаменательные» имена и фамилии, которые раскрывают основные черты героев), «Недоросль» — комедия новой литературной школы, в ней явные отступления от классицизма. Правила классицизма не допускали смешения в драме элементов комического и трагического.
Между тем в комедии Фонвизина мы водим и смешные сцены, и зарисовки тяжелых, отвратительных сторон крепостнического быта. Далее, обращает на себя внимание в комедии широта и разносторонность в характеристиках персонажей. Простакова — и жестокая помещица, и невежественная женщина, и лживый до цинизма человек, и любящая мать; Митрофанушка — и тупица, и обжора, и невежа, и хитрец, и неблагодарный сын. Это не отвлеченные образы классицизма, а настоящие, живые люди. Принцип деления героев на «положительных» и «отрицательных» не помешал, следовательно, Фонвизину дать реалистическую трактовку образов. В комедии «Недоросль» даже резонеры превратились в живых людей. Имена некоторых действующих лиц произведения (Митрофанушки, Простаковой, Скотинина) потому и стали нарицательными, что самые образы героев отличаются жизненностью и правдивостью. В этих образах Фонвизин достиг замечательной художественной типизации. А это говорит о безусловном реализме образов комедии.
Реалистическим является и язык «Недоросли». Яркость речевых характеристик действующих лиц мы уже отмечали. Об остроте, меткости языка комедии говорит то, что многие выражения ее вошли в русскую разговорную речь и превратились в своего рода пословицы, например: «Не хочу учиться, хочу жениться», «Да извозчики-то на што ж?», «Скотинины все родом крепколобы», «Глупому сыну не в помощь богатство», «Вот злонравия достойные плоды» и др. Даже галлицизмы комедии («Радуюсь, сделав ваше знакомство», «Я делал мою должность» и др.) отражают подлинный язык отдельных слоев русского общества эпохи Фонвизина.
Наконец, и идейный пафос пьесы выходит за рамки обычных задач классической комедии — только смешить публику. Таким образом, комедия превратилась в первое по времени реалистическое произведение русской литературы. Вот почему Горький назвал Фонвизина «основоположником реализма» в русской литературе.
Работа над пьесой
Первый набросок «Недоросля» был создан Фонвизиным задолго до первой постановки пьесы. Первые рукописи появились в 1770-е гг. По мнению исследователей, работа Фонвизина над комедией была длительной и упopной.
Интересно, что первый вариант «Недоросля» по своему характеру ближе к пьесе «Бригадир». В первой редакции дворянского сыночка зовут Иванушкой (в будущем автор назовет его Митрофанушкой).
При создании данной комедии Фонвизин использовал множество различных материалов:
— статьи из сатирических журналов 1770-х годов;
— произведения своих современников (Лукина, Чулкова, Эмина и др.);
— произведения английских и французских авторов XVII—XVIII вв. (Вольтера, Руссо, Дюкло, Лябрюйера и др.);
— комедий, написанные самой императрицей Екатериной II.
В 1781 году Фонвизиным была завершена работа над текстом комедии «Недоросль».
Первая постановка и публикация
Написав пьесу, Фонвизин упopно боролся за её постановку. Цензура не решалась пропускать «Недоросля», поэтому разрешение было лично дано императрицей Екатериной.
Первая постановка пьесы «Недоросль» состоялась 24 сентября 1782 года в Вольном российском театре на Цырицыном лугу. Сам Фонвизин распределял роли и режиссировал постановку. На премьере роль Стародума исполнил выдающийся актер XVIII века — И. А. Дмитревский. Роль Правдина играл другой знаменитый актер и драматург — П. А. Плавильщиков. Роль Еремеевны исполнял актер Я. Д. Шумский.
В 1783 году комедия «Недоросль» была впервые напечатана. В отличие от театральной постановки, печатное издание было встречено читателями довольно холодно. Первая причина — большая часть театралов была уже знакома с комедией по театральной постановке, вторая — очень малый тираж, который быстро разошёлся по друзьям и знакомым писателя.
Тематика
Изначально главной темой комедии стало воспитание и образование нового поколения. Позже в пьесу «Недоросль» включены социально-политические темы, которые касались указа Петра Первого о запрете брать на службу недорослей и невозможности жениться необразованным дворянам.
Семья Простаковых, в которой вырос Митрофанушка, гордится своим знатным дворянским сословием. Но они не приемлют ничего нового и прогрессивного. Так как крепостное право ещё не отменили и есть кому на них работать. Простаковы не видят толку в образовании, превыше всего для них материальное благополучие, чего они хотят добиться и для своего сына. Основная их цель – сохранить власть и приумножить богатство.
Семья – это тот микромир, в котором растёт и воспитывается личность. Митрофанушка впитывает поведение и образ жизни своей деспотической матери. Он видит, кто в семье главный, и умело подстраивается под желания матушки. В финале, когда власть у Простаковой отбирают, он просто отмахивается от неё, чем ранит ее в самое сердце.
Раскрывая проблемы комедии, внутрисемейный конфликт Простаковых, можно прийти к выводу, что всё зависит от воспитания. Только от достойного воспитания в семье зависит отношение человека к окружающим людям, его порядочность и честность. Комедия учит, что самое важное – это образование, культура, которая в последствии выразится в уважении к ближнему, проявит благоразумие, добропорядочность человека.
Идея комедии «Недоросль»
Идея комедии «Недоросль» перекликается с ее темой – это осуждение безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков и воспевание идеалов просвещения и гуманизма. Фонвизин сам был личностью Просвещения, поэтому высшие человеческие начала были главными для него. Изображая в комедии ужасы невежества «старых» дворян, автор обнажал недостатки существовавшего в России общественного строя. Победу над ними Фонвизин видел в главенстве справедливого, гуманного закона, как это и происходит в конце пьесы. Олицетворяющий букву закона Правдин, после того как получает подтверждение, что деревня Простаковых переходит под его опеку, запрещает Простаковой «отыгрывать» злобу на крепостных. Более того, он сам расплачивается с учителями, но так, как они того действительно заслуживают. Однако, читатель (или зритель) понимает, что справедливый закон восторжествовал только в этой деревне, а не по всей царской России, так как высшие чины все еще занимают представители помещицкой морали – те же Простаковы и Скотинины, которые ради собственной выгоды готовы льстить незнакомому человеку и обманывать своих родственников.
Таким образом, тема и идея «Недоросля» тесно связаны. В комедии Фонвизин не только высмеял жестоких, необразованных помещиков, но и на примере Правдина, Милона, Софьи, Стародума показал, какой должна быть личность Просвещения в царской России. Автор акцентирует внимание на том, что достичь обновления общества можно только через полную реформацию системы воспитания и образования. Устаревшие идеалы должны быть отброшены, тогда как гуманизм, честность, справедливость, мораль должны стать основой обновленного дворянства
Композиция
Действие комедии развивается четко и стройно. В начале пьесы, в сцене с примеркой кафтана, автор искусно вводит зрителя в бытовую обстановку провинциальной усадьбы. Эпизод этот сразу позволяет автору познакомить зрителя с большинством основных персонажей пьесы. Это — экспозиция пьесы.
В шестом-седьмом явлениях первого действия, вокруг сцены с письмом Стародума, завязывается узел комедии. Появляются новые действующие лица: Софья и Правдин. Это— завязка комедии.
Во втором и третьем действиях события развиваются и нарастают. На сцене все действующие лица комедии. В борьбу за Софью вступают все три претендента. Раскрываются и характеры действующих лиц.
Высший момент напряженности действия падает на конец четвертого действия, когда Простакова решает похитить Софью и насильно выдать замуж за Митрофанушку.
В пятом акте, когда обнаруживается неудача попытки Простаковой, начинается снижение действия. В четвертом явлении наступает развязка: имение Простаковой поступает в опеку. Последнее явление — финал пьесы. Восклицание Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!»— подводит итог всей жизни Простаковой и в то же время объясняет идею комедии. Такова композиция «Недоросли». Перейдем теперь к рассмотрению реализма в этом произведении.
Конфликт
В пьесе можно наблюдать яркий общественный конфликт.
Сватовство к Софье нельзя считать любовным конфликтом: нет интереса к ее личности, женихов волнует только приданое. При этом девушка влюблена в Милона, и это взаимно. Конфликт исчерпывается, когда Стародум дает благословение на брак.
Идейный конфликт в пьесе – это противостояние двух сил: дикой деспотичной Руси (Простаковы и Скотинин) и просвещенной прогрессивно мыслящей России (Стародум, Софья, Правдин и Милон). По авторскому замыслу, финал пьесы и наказание Простаковой символизируют, что справедливость восторжествует и в обществе установится новый порядок.
Своеобразие системы образов
Бессмертная комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» относится к классицизму, и поэтому своеобразие системы её образов заключается, прежде всего, в чётком делении героев на положительных и отрицательных. К первым относятся Стародум, Правдин, Милон и Софья, а ко вторым Простаковы и Скотинин. Но, помимо этих героев, в произведении присутствуют и второстепенные лица, которые по своей сущности нейтральны: и не отрицательны, и не положительны.
К ним относятся учителя Митрофана и слуги.
Но что же помогает нам определить, положительный герой или отрицательный? К числу положительных героев можно отнести Софью, хоть её реплик в комедии мало, но из диалогов других героев мы узнаем о ней достаточно много. Софья – благонравно воспитанная, образованная девушка. Она, будучи сиротой, вынуждена находиться в семье своих «свойственников» под гнетом бесчеловечной помещицы. Софья стремится стать лучше и следовать советам Стародума. Она выбирает себе жениха не по богатству или знатности, а по любви, тем самым вызывая у нас симпатию.
Милон, её суженый, честный и достойный человек. Его рассуждения об истинной неустрашимости заставляют нас задуматься о цельности этой натуры. Правдин, посланный самой государыней навести порядок и установить справедливые законы, является нравственным идеалом, он интеллигентен, вежлив и учтив, многие его реплики- это мысли самого Фонвизина. Правдин – борец за справедливость, именно он отдает под опеку имение Простаковых из-за самодурства хозяйки. И наконец, центральный положительный образ пьесы – Стародум, дядюшка Софьи — мудрый старик. Его важные советы помогают понять истинные ценности жизни и предназначение человека. Именно эти идеи, высказанные Фонвизиным устами Стародума, делают этого героя резонером.
К числу отрицательных героев, как мы уже отмечали, относится Скотинин, который является типичным для того времени помещиком. Он сдирает по три шкуры со своих крестьян, чтобы собрать оброк. Его странная любовь к свиньям, кстати будет отметить его «говорящую» фамилию, подчёркивает его схожесть с этим животным. Образ Скотинина, который складывается в основном из его реплик, вызывает отвращение у читателя. Также к этой группе можно отнести и господина Простакова, хоть он и не совершает особых злодеяний, как его жена, но он не перечит её словам и поступкам, следовательно, играет роль жалкого, мелкого подкаблучника, не имеющего своего собственного мнения и потворствующего злу. Его сын Митрофан – маменькин сынок, он вобрал в себя все её отрицательные черты, хотя он учится наукам. Митрофан представляется нам очень грубым, совершенно безграмотным и необразованным недорослем, способным нахамить даже собственной матери. Его знаменитая фраза: «не хочу учиться, а хочу жениться».
Возглавляет же группу отрицательных персонажей госпожа Простакова — грубая и жестокая помещица, которая не считает слуг людьми и оскорбляет их всевозможными способами. Обращаясь к Тришке, она говорит ему «скот», а Еремеевну, пожилую женщину, может таскать за волосы, называя её «бестия». Она привыкла всех держать в страхе, строгом подчинении, если что-то идет не так, как она задумала, то это вызывает у неё большой гнев. Единственное исключение — это её сын Митрофанушка, к нему она испытывает очень сильную материнскую любовь, старается сделать всё для его блага и вырастить из него «великого» человека. Но в таких условиях, которые заведены ею же, Митрофан не может вырасти не кем иным, как таким же невеждой, как и все члены его семьи. Но в образе Простаковой появляется противоречие. Хотя она резко отрицательный герой, в конце пьесы, когда Митрофанушка бессовестно грубит ей, несмотря на все те блага, которые она ему делала, нам становится её жаль как мать, искренне любящую своё чадо. Именно создавая образ Простаковой, Фонвизин отклонился от требований классицизма и создал характер реалистической направленности.
Таким образом, анализируя систему образов комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», мы приходим к выводам о мастерстве драматурга, сумевшего создать вечные образы митрофанушек и простаковых.
Язык комедии «Недоросль»
Выпуклая реалистическая обрисовка отрицательных персонажей и бледный схематизм положительных ярко выявляются в языке действующих лиц комедии. Ограниченность, грубость, невежество Скотинина находят прекрасное выражение в его речи. «Как что заберу в голову, — говорит этот герой скотного двора, — то из нее гвоздем не выколотишь». Митрофанушку он грозится «как черта изломать», называет его «чушкой проклятой».
Госпожа Простакова выражается не менее грубо: «Пусти, батюшка. Дай мне до рожи, до рожи…» «Ах, она бестия», — восклицает она о Палашке, которая лежит больная. Забитый и напуганный женой, господин Простаков говорит запинаясь, угодливо и просительно: «Ме… мешковат немного», — определяет он достоинства кафтана, сшитого его сыну, думая таким определением угодить жене. «Ах ты, отец родной, — робко замечает он Правдину при известии о приходе в деревню солдат. — Я к ним и появиться не смею».
Язык отрицательных действующих лиц раскрывает индивидуальный облик каждого. Положительные же герои все говорят почти одним языком — языком самого автора.
Заключение
Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» составляет особую ценность как художественный памятник русской литературы XVIII века. В этом произведении автор смог отразить практически все: начиная с действительности правления Екатерины II и поднимая главные вопросы (воспитания и образования). Именно в данном произведении люди смогли увидеть пороки не только общества в целом, но и каждого человека в отдельности.
Сатирическая комедия Фонвизина была включена в учебную программу по русской литературе. Спектакль долго входил в репертуары театров. Он был интересен не только детям, но и взрослым, которые с великим удовольствие смотрели комедию на сцене. Ведь именно в ней Фонвизин показал обычную жизнь человека в сатирической манере, обличил пороки людей и показал их необразованность и невежество, заставил людей смеяться над собой.
«Недоросль» имеет большое воспитательное значение. Мы видим на примере Митрофанушки, как изуродовали его ум и душу невежды-родители. Даже если бы для его обучения наняли хороших учителей, а не невежд, то толку из того было бы мало. Точнее сказать, вышел бы из этого большой вред.
Третий вариант анализа
Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» является центральной в его творчестве, вершиной русской драматургии XVIII века.
В произведении автор раскрывает наиболее актуальные для того времени темы и идеи – вопросы общественных идеалов, морали, личной чести и служения отечеству, конфликт «отцов и детей» и значение родительского воспитания при формировании осознанной личности.
Жанр
Это классическая классицистская комедия. События происходят в течение суток на одном месте. Комедийная направленность пьесы отражена в острой сатире, беспощадно высмеивающей пороки общества. В пьесе присутствуют смешные эпизоды (во время уроков видна глупость и необразованность Митрофана и его маменьки), есть и печальные (помещица высокомерно ведёт себя и издевается над своими крепостными крестьянами).
Писатель был ярым сторонником просвещения, он понимал, что только всестороннее образование и правильное воспитание помогут человеку вырасти в высоконравственную личность, стать достойным гражданином своей родины. Огромную роль в этом должен играть институт семьи, где и закладываются основы поведения личности.
Критика восторженно восприняла комедию «Недоросль», назвав её вершиной русской драматургии 18 века. Все критики писали о том, что Фонвизин с максимальной точностью описал типичные образы современного ему дворянского общества. Выглядят они карикатурно и гротескно, а на самом деле просто взяты из жизни, списаны с натуры. И в современном мире комедия остается актуальной: сейчас в обществе также есть большое количество «митрофанушек», для которых смысл жизни заключается в материальном богатстве, а образование не ценится.
Литературные приёмы
«Говорящие» фамилии и имена героев, раскрывающие суть их личности (Простаковы, Скотинин, Правдин, Стародум, Софья – «мудрость», Митрофан – «проявление матери» и т.д.).
Разные виды комических приемов, отражающие критику существующих порядков (ирония, сарказм, гротеск в речах Стародума).
Саморазоблачение героев через речь (самохарактеристика) – герои проговариваются о своих взглядах, убеждениях, замыслах.
Речевое поведение героев, которое отражает их натуру (грубость и хамство Простаковой, робость ее мужа, восторженность и утонченность Софьи и т.д.)
История создания пьесы
Комедия была написана в 1781 году и героями в ней предстали разные слои населения — крепостные, прислужники, люди дворянских кровей, высокопоставленные чиновники. «Недорослью» называли тех, кто по какой-либо причине не получил свидетельства о том, что он прошел науку в учителя и владеет определенными знаниями. Такие “недоросли” не имели права служить в войске — их просто не принимали служить, им даже не позволено было венчаться и создавать семью.
Понятие о комедии Фонвизин приобрел во Франции, где он получал знания о юриспруденции, философии, экономике данного государства. Не прошел он и мимо культурной жизни Франции — часто посещал театры и именно там увидел, что такое комедия. Вернувшись в Россию, он попробовал написать нечто такое, что пришлось бы по душе читателям. В комедийных пьесах обычно высмеиваются порочные недостатки каких-то людей: недалекой власти и их непонятных законов, несовершенности системы государства (например, судов), необразованности и глупости обычного народа, отсутствия представления о человеке, зрелом морально и духовно, о понятии манер и соблюдения этикета.
Фонвизин работал над пьесой в течение трех лет, но литературные критики упоминают о ранней версии текста пьесы, в которой фигурируют другие герои, развивается совсем другой сюжет. Говорят, что ранняя версия совсем отличается от всем известного сочинения — даже композиция совсем иная, не говоря уже об образах и идейной наполненности.
Темы
Тематика пьесы «Недоросль» выдержана в духе классицизма:
- Воспитание. основная тема комедии. Фонвизин показал нам, как не стоит воспитывать детей. Драматург, не отрицая родительской любви к своему чаду, показывает нам, что происходит, когда любовь к ребёнку доходит до крайности.
- Образование. Получение знаний ставится писателем на первое место. По его мнению, только образованный человек может быть по-настоящему благородным, тогда, как прозябающие во тьме невежества – недалёкие и подлые люди.
- Нравственность. Стародум говорит, что только нравственному человеку знания идут на пользу. Он считает, что благонравие — это основа образования и воспитания. Он ставит необходимость доброты, справедливости и честности на первое место. Это и есть идеалы Фонвизина.
- Любовь . Автор указывает на основу брака — любовь. В его времена было популярно жениться и выходить замуж по расчету, но в этом укладе жизни очевидна безнравственность. На примере Софьи и Милона он показывает, как должны формироваться семьи: только по взаимной склонности и благословению родных.
Проблемы
Проблематика пьесы «Недоросль» богата незаурядными вопросами, актуальными до сих пор.
- Злонравие. В своей пьесе Фонвизин решительно осуждает самодурство, зависть, жадность и грубость, свидетелем которых он был. По его мнению, дворянство должно отринуть все свои недостатки, чтобы превратить Россию в настоящую европейскую страну.
- Невежество. Глупость в глазах драматурга выглядит самым страшным человеческим пороком. В его пьесе все невежды – омерзительные ничтожества, тогда как все положительные персонажи умны и образованы.
- Воспитание истинного гражданина. В своей комедии Фонвизин изобразил идеальных, по его мнению, граждан Российской империи в лице Правдина и Стародума. Образованные и добродетельные люди, которые думают прежде всего о благе государства, но при этом сохранили в себе благородство, человечность и искренность.
Также автор высмеял такие пороки, как грубость, жестокость, эгоизм, алчность, жадность, лицемерие, ложь и лесть. По его мнению, их искоренить может только сама система: если преуспевать будут только честные и высоконравственные люди, то все остальные станут такими же, потому что увидят в этом выгоду для себя.
Композиция
Композиция произведения построена традиционно. Комедия состоит из пяти действий. Все описанные события группируются вокруг одной основной интриги: борьбы за Софью трех претендентов на ее руку — Скотинина, Митрофанушки и Милона.
Пьеса основана на классических принципах:
— Все события развиваются на одном месте в течение одного дня.
— Комедийный жанр подкрепляет острая сатира, которая высмеивает общественные пороки. Есть в произведении как смешные моменты, сдобренные юмором, так и печальные, связанные с обращением с крепостными.
Экспозиция – сцена с примеркой кафтана.
Завязка – Софья получает письмо от дядюшки Стародума;
Развитие сюжета — приезд Стародума и сватовство женихов к Софье;
Кульминация — попытка Простаковой похитить Софью и насильно выдать ее замуж за Митрофанушку;
Развязка — у Простаковой отчуждаются права на управление имением.
Классицизм и реализм в комедии
Как писатель Фонвизин сложился в 60-х годах XVIII в. Все его произведения носят в той или иной мере отпечаток господствовавшего тогда в литературе классицизма.
Но Фонвизин, самобытный и сильный художник, развивал главным образом сильные, прогрессивные стороны классицизма: принцип «подражания природе», обличение темных сторон жизни светом «разума», стройность композиции, ясность образов, т.е. все то, с чего начиналось новое, реалистическое отношение художника к действительности. В «Недоросле» черты классицизма переплетаются с чертами реализма, и правдивое, разностороннее отражение жизни в типичных и одновременно конкретных образах здесь побеждает.
Комедия построена по правилам классицизма. В ней строго соблюдаются и единство времени и места, и резкое деление героев на положительных и отрицательных. Но, тем не менее, несмотря на некоторую искусственность построения, «Недоросль» дает превосходное изображение русской крепостнической действительности. Образы помещиков-крепостников освещены так отчетливо и ярко, что комедия по праву может быть названа замечательным народным бытовым произведением. Слабой стороной комедии является изображение положительных героев: оно бледно, схематично. В них автор не рисовал типические характеры людей своего времени, а передал свои мысли. И Стародум, и Правдин, и Милон — лишь рупоры для провозглашения авторских идей.
Основная идея
Основная идея комедии «Недоросль» — это осуждение безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков и воспевание идеалов просвещения и гуманизма. Фонвизин сам был сторонником Просвещения, поэтому высшие человеческие начала были главными для него. Изображая в комедии ужасы невежества «старых» дворян, автор обнажал недостатки существовавшего в России общественного строя. Победу над ними он видел в главенстве справедливого, гуманного закона, как это и происходит в конце пьесы.
На примере Правдина, Милона, Софьи и Стародума Фонвизин показал, какой должна быть личность Просвещения в царской России. Он акцентирует внимание на том, что достичь обновления общества можно только через полную реформацию системы воспитания и образования. Устаревшие идеалы должны быть отброшены, тогда как гуманизм, честность, справедливость, мораль должны стать основой обновленного дворянства.
Особенности конфликта
Действие комедии разворачивается на фоне двух конфликтов. Один из них – социально-политический играет в произведении ведущую роль. Другой – любовный. Его роль второстепенна, но это противостояние является гармоничным дополнением первого основного конфликта.
В основе социально-политического конфликта на первый план выступают проблемы крепостного строя, в котором основную роль играют вопросы нравственного характера и проблемы образования.
Произведение написано в стиле классицизма. Поэтому в нем, как и в любом другом подобном творении существуют два противоположных типа героев. К положительным героям этого произведения относятся представители прогрессивного дворянства – Правдин, Стародум, Милон, Софья. Отрицательные герои являются представителями крепостного права. В произведении их олицетворяют Скотинин и Простакова. Фонвизин едко высмеивает представителей этого социального строя.
Невежество, нежелание учиться, отсутствие хороших манер и узколобая ограниченность – это качества, присущие тем, кто владеет крестьянами. Двойная мораль Простаковых вызывает презрение. По отношению к своим крепостным Простакова ведет себя бесцеремонно и грубо, а перед разбогатевшим Стародумом она буквально пресмыкается, стараясь угодить и войти в доверие. Самым основным противоречием комедии является то, что эти безнравственные необразованные господа имеют право тиранить тех, над кем имеют неограниченную власть. Даже их фамилии говорят сами за себя. Скотинин – его интересуют одни лишь свиньи. Он и на Софье спешит жениться только ради свиней.
В любовном конфликте участвуют Софья, Митрофанушка, Скотинин и Милон. Этот конфликт усиливает значение социального противоречия комедии. Он в очередной раз подчеркивает безнравственность и невежество крепостников. Даже в создании семьи эти люди не руководствуются высокими чувствами. Скотинин желает обзавестись свиньями, а Митрофанушка сам ничего не решает. Это великовозрастное дитя действует исключительно по указке и желанию маменьки.
Сочетая комичные ситуации с трогательными эпизодами, Фонвизину удалось придать произведению политическую окраску и остроту, высказать новые идеи и выставить крепостной строй в неприглядном свете.
Языковые особенности
Речь действующих лиц в драматическом произведении, как известно, является одним из самых важных средств характеристики. Естественность речи персонажей «Недоросля» (ее соответствие общественному положению говорящих, их характерам и переживаниям) давно и справедливо признана изумительной. В связи с основным «классическим» делением лиц на отрицательных и положительных в языке «Недоросля» отчетливо различаются два речевых потока: разговорный и книжный.
Разговорная речь Простаковых, Скотининых и других «комичных лиц» резко индивидуализирована. Почти каждая фраза подчеркивает основные черты говорящего. Например, Скотинин так разъясняет сестре необходимость своей женитьбы:« Я и своих поросят завести хочу». Речь Кутейкина, пересыпанная славянизмами и цитатами из библии, на каждом шагу обнаруживает, что перед нами бывший семинарист: «Посрамихся, окаянный». Цыфиркин — отставной солдат, и говорит по-солдатски: «Здешни господа — добры командиры». Язык Вральмана — пример еще более определенной речевой маски. Такое прямое соответствие речи характеру или общественному положению действующего лица само по себе не противоречило еще рассудочным принципам классицизма. Но поскольку следствием этого была расчлененность, индивидуализация действующих лиц, постольку в этом приеме таились возможности реалистического показа, и Фонвизин возможности эти мастерски использовал.
Тон говорящих зависит от психологических обстоятельств речи. Особенно разнообразен тон Простаковой. Со всеми домашними она говорит грубо, но с Митрофаном нежно, со Стародумом — заискивающе и т.д. Вот как, например, Простакова обращается к Софье до известия о богатстве: «Нет, сударыня, это твои вымыслы». После же того, как Софья стала богатой невестой, Простакова разговаривает с ней по-другому: «Поздравляю, Софьюшка, поздравляю, душа моя».
Жизненность языка отрицательных лиц «Недоросля» выступает в обилии пословиц и поговорок и т.п.: «маменькин сынок», «собака лает, ветер носит». Вреде случаев Фонвизин передает даже фонетические особенности разговорной речи: «ища» вместо «еще», «те» вместо «тебе» и др.
Книжный язык, которым говорят положительные лица «Недоросля», индивидуализирован в меньшей мере. Однако и здесь заметно стремление автора приблизить культурную речь к разговорному тону. Стародум, например, говорит совсем не так, как Простакова и Скотинины, но в соответствии со своим характером: отрывисто и резковато, перебивая собеседников, пользуясь разговорными интонациями (обращениями, междометиями и т.п.).
В построении комедии Фонвизин обнаружил высокое мастерство драматурга. Описательные сцены не мешают зрителям следить с напряженным вниманием за борьбой действующих лиц, волноваться за судьбу Софьи и с нетерпением ждать развязки. Интерес к пьесе поддерживается тем, что исход борьбы «отрицательных» и «положительных» лиц определяется лишь в самом конце пьесы: еще предпоследний, четвертый, акт оканчивается словами Простаковой: «а мы свое возьмем».
Вывод
Своей комедией автор хотел донести то, что воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. По традициям классицизма фамилии героев во многом дополняют характеристику персонажей и дополнительно раскрывают задумку автора. Фонвизин не просто так дал Скотинину такую фамилию. Кроме того, вспомним, что Простакова только от мужа получила другу фамилию, она также Скотинина. Митрофан – сын Скотининой. И персонажи действительно напоминают животных – они неграмотны, глупы, привыкли искать только собственную выгоду, ради которой готовы на все (то есть у них полностью отсутствует такая черта как принципиальность и собственное достоинство). Примечателен так же тот момент, что Митрофана обучают люди низших сословий, фактически слуги. В деревне Простаковой слуги ухаживают за скотом, таким образом юношу с самого детства воспитывают не как достойного дворянина, а, в лучшем случае, как слугу.
Фонвизин не только обнажает невежество «Скотининых», противопоставляя их с носителями высоких человеческих идеалов – Правдина, Стародума, Софьи, Милона, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость личностного развития. Именно в этом кроется суть произведения. Фонвизин считал, что как только каждый «Митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, российское общество изменится и станет лучше. В наши дни комедия «Недоросль» – напоминание каждому читателю о высших человеческих идеалах и необходимости каждый день совершенствоваться, чтобы не стать похожим на «Митрофана».
Список литературы
- Всеволодский-Гернгросс, В.Н. Фонвизин-драматург. / В.Н. Всеволодский-Гернгросс — М.: Просвещние, 1960 г.
- Бараг Л. А. Судьба комедии «Недоросль» // Минский гос. пед. ин-тим. А. М. Горького. Учен. зап. кафедры литературы. — Вып. II. — 1940 г.
- Гуковский Г.А. Д.И. Фонвизин // История русской литературы, 1947 г.
- Лебедева, О.Б. Русская высокая комедия XVIII в.: Генезис и поэтика жанра. / О.Б. Лебедева — Томск: Наука, 1996 г.
- Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 5. / В.Г. Белинский — М.: Просвещение, 1954 г.