Анализ “Детство” Горького

сочинение по литературе 7 класса

История создания

Повесть “Детство” – первая часть автобиографической трилогии М. Горького (“Детство”, “В людях”, “Мои университеты”). Замысел серьезно взяться за собственную автобиографию появился у писателя в 1893 г. В “Изложении фактов и дум” появляются первые наброски, вошедшие впоследствии в повесть.

Анализ Детство ГорькийВ письмах Горький неоднократно возвращался к этой мысли: “Когда-нибудь я напишу свою автобиографию…”. В начале 1913 г. он вплотную занялся работой над “Детством”.

На протяжении 1913-1914 гг. повесть печаталась частями в газете “Русское слово”. Отдельный книгой “Детство” было издано в Берлине, а в 1915 г. вошло в собрание сочинений М. Горького.

В ходе работы писатель планировал изменить название повести на “Бабушка”, но отказался от этого замысла. Горький придавал произведению большое воспитательное значение, которое выражается в поговорке: “учение и труд все перетрут”.

Смысл названия

Примером для Горького явно служила знаменитая классическая трилогия Л. Н. Толстого. Вероятно, с этим связано одинаковое название первых частей двух автобиографий. Планируя изменить название на “Бабушка”, писатель, с одной стороны, хотел подчеркнуть влияние этой женщины на свою судьбу, с другой – показать коренное различие между детством людей разных сословий и разных эпох.

Главная тема произведения – внутренний мир ребенка, влияние окружающей среды на его развитие.

“Детство” Толстого начинается со счастливого пробуждения, “Детство” Горького – с ужасной трагедии. Самые ранние воспоминания писателя связаны со смертью отца и его похоронами. Мальчик смертельно напуган даже не видом покойника, а внезапными родами матери.  В это же время в его жизни впервые появляется новый “странный человек” – бабушка.

В судьбах бедных людей рождение и смерть всегда идут рука об руку. В дороге умирает новорожденный брат Алексея, что становится еще одним ударом для окаменевшей от горя матери.

Раннее знакомство с самыми неприглядными сторонами жизни могло нанести серьезный удар по психике мальчика. Веру, надежду и силу ему помогла сохранить бабушка – “самый близкий сердцу… самый понятный и дорогой человек”. Ее удивительные сказки погружали ребенка в прекрасный таинственный мир, не имеющий ничего общего с окружающими страданиями.

Огромным событием для маленького Алексея становится переезд к деду. Его первые слова к родной дочери позволяют догадаться, что жизнь будет несладкой: “Что-о, дура? Ага-а! То-то вот… Эх вы-и…”. Мальчик “сразу почуял в нем врага”, да и остальные родственники (дядя Яков, дядя Михаил, тетка Наталья) произвели на него неблагоприятное впечатление.

Атмосфера в дедовском доме была пропитана духом “взаимной вражды” из-за требований раздела наследства. Мальчик сразу же сталкивается со сценами драк, криков, слез, ожесточенной ругани. Он еще больше привязывается к бабушке, которая сглаживает постоянные ссоры и принимает озлобление на себя: “Что, ведьма, народила зверья?”.

У деда Алексей познакомился с суровыми методами традиционного образования и воспитания: беспрекословное подчинение, механическое заучивание молитв без уяснения их смысла, физические наказания. Первое сечение розгами, во время которого дед еще и “разгорячился”, глубоко запало в душу мальчика. Во время выздоровления происходило его значительное духовное перерождение, выразившееся в острой чувствительности “ко всякой обиде и боли, своей и чужой”.

Алексей “смутно помнил, что отец и мать жили не так… другие речи, другое веселье”. Родственники же не знали никаких удовольствий, кроме обильной еды и водки. В пьяном виде они пели и плясали, но буйная радость часто сменялась грустью и печалью.

Со всех сторон мальчика окружала злоба и насилие. Самыми значительными и запоминающимися событиями в его жизни становятся гибель Цыганка, пожар, смерть тетки Натальи, пьяное буйство дяди Михаила, самоубийство дядя Петра. Окружающая жестокость сделала Алексея большим любителем уличных драк. В то же время он испытывает отвращение к издевательствам над слабыми и беззащитными существами.

Постоянные безобразные сцены избиения и ругани становились для Алексея привычными, “все слабее трогали сердце”. Мальчик неосознанно понимал, что в серой будничной жизни “и горе – праздник, и пожар – забава”.

Очередным испытанием для Алексея становится появление отчима. Из рассказов матери и бабушки он знал о родном отце и считал его добрым и хорошим человеком. Грубое вторжение Евгения Васильевича было непонятно, “хотелось озорничать, говорить всем злые слова”.

После нового брака матери Алексей попеременно живет то у нее, то вновь у деда. Мерзости и грязи достаточно в обоих домах. Мальчик становится свидетелем избиения бабушки и матери. При этом он начинает ходить в школу, но предпочитает проводить время в компании уличных мальчишек и самостоятельно зарабатывать деньги.

Смерть матери Алексея потрясает своей “обыденностью”. Дед даже не сразу верит мальчику и грубо возражает ему: “Что врешь?”. Только крик отчима возвещает о трагедии: “Да она умерла, смотрите…”.

Конец периода детства для Алексея связан не столько со смертью матери, сколько с прямолинейным заявлением деда: “на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…”.

Проблематика

В финале Горький прямо ставит главную проблему повести: нужно ли с такой беспощадной откровенностью описывать всю мерзость “дикой русской жизни”? Для автора ответ очевиден. О самой суровой правде говорить необходимо. Только это позволит “с корнем… выдрать ее из памяти, из души человека”.

На собственном примере Горький доказывает, что “тяжкая и позорная” жизнь не искалечила его душу и не помешала сохранить “несокрушимую надежду” на лучшее. В этой спасительной способности он видит залог будущего возрождения всего русского народа.

Даниил Романович | Просмотров: 4.7k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.