Анализ «Старуха Изергиль»

Анализ Старуха ИзергильМолодой Алексей Максимович Пешков не только политической зрелостью выделялся среди товарищей. Из воспоминаний современников становится ясно, какое неотразимое впечатление производил этот странный и немного грубый рабочий парень, странник и самоучка, поражавший своей начитанностью, смелостью, оригинальностью мысли, а главное, зачаровавший магическим даром необычного, яркого слова, сверкавшего в его историях о виденном и пережитом. Писатель пришел в этот мир, чтобы бороться с властью зла и лицемерия, с обреченностью людей на вечные муки. Дух жаркого романтического протеста воспитал Горького как писателя, обусловил образы его ранних произведений. Одним из них стал рассказ «Старуха Изергиль».

История создания

Рассказ появился из-под пера автора во время его странствий по южной Бессарабии в 1891 году. Это был волнительный, полный эмоций и приключений, но непростой период в жизни молодого писателя. Ему приходилось браться за любую тяжелую работу, чтобы прокормиться, как-то прожить. Этот момент тоже нашел свое место в сюжете. В начале произведения рассказчик говорит о том, что работал с группой молдаван на сборе урожая.

Произведение автор вынашивал долго, в нем нашли отражение философские мысли автора о человеке, его предназначении, смысле жизни. Спустя четыре года работа была впервые опубликована в «Самарской газете».

Жанр, идеи и стиль написания

Свой творческий путь Максим Горький начинал с малых литературных форм. Впервые читатель узнал о нем после опубликованного рассказа «Макар Чудра». Следующей работой в этом жанре стала история «Старуха Изергиль». Произведение отличается минимальным объемом и малым количеством действующих лиц.

Эта работа выразила авторские взгляды на предназначение человека, его место в системе общественных отношений. Предшественники Горького в литературном мире, создали много образов «униженных и оскорбленных», вызывающих сочувствие у читателей. Истории о затравленных мелких чиновниках, как несчастный Акакий Акакиевич Гоголя или Червяков в «Смерти чиновника» Чехова. А также большинство произведений Достоевского. Все они не теряют читательского спроса и сегодня. Максим Горький хлебнул унижения и нищеты гораздо больше маститых предшественников. Поэтому от него ждали более яркого описания жизни людей «на дне», сочувствия к ним, понимания. Но это оказалось ошибкой.

Разделяя учение Ницше, Алексей Пешков испытывает омерзение к слабости, безволию, считает, что каждый сам виноват в собственной участи. Эта мысль звучит в рассказе «Макар Чудра», когда герой с пренебрежением говорит о пахаре, который всю жизнь работает на земле. Казалось бы, такой тяжелый, полезный, благородный труд. Но у старого цыгана нет к нему уважения, как у автора. Труженик ничего не видит, кроме этого поля, земли. И так до самой могилы, сам же в эту землю ляжет. Эту же идею находим мы в «Челкаше». Когда уставшие, измотанные, голодные работяги грузят на корабль тонны хлеба, чтобы заработать лишь на кусок его. Даже воровской, но свободный, образ жизни Челкаша автору приятнее, чем рабский труд и путь лишений.

В «Старухе Изергиль» эта идея тоже находит свое место. Автор вкладывает в уста героини собственную мысль: «В жизни всегда есть место подвигу». И на ее же примере показывает, что не обязательно вдаваться к крайности, как герои двух легенд.

Горький против мещанских страхов, стремления к покою, приниженной стабильности: «Безумству храбрых поем мы песню». Герои других его ранних произведений: Уж и Дятел – это мелкие личности, для которых собственный покой и плохенькая стабильность важнее счастья для своего общества. В легенде о Данко тоже появляется такой субъект – «осторожный» человек, который из страха «как бы чего не вышло», растоптал пылающее сердце героя.

Композиция

Произведение написано, как рассказ в рассказе. Имеет трехфазную структуру. Состоит из трех новелл, объединенных общей мыслью, идеей. Композиция на первой взгляд проста, так как есть четкие границы историй. Каждая из них могла стать основой отдельного, самобытного произведения.

Рассказ построен на антитезе. А образы Ларры и Данко являются антиподами. Но это персонажи фольклорные, вымышленные. По канону жанра, каждый из них обладает одной личностной чертой, доведенной до абсолюта. У Ларры – это эгоизм. А у Данко, напротив, – альтруизм. Связывает их между собой образ самой Изергиль. Она обладает здоровым эгоизмом, заимствованным у Ларры. Женщина никогда не позволяла людям, в том числе любимым мужчинам, себя унижать, обижать. Читатели помнят сцену, как она вцепилась зубами в щеку гуцула – любовника, который ее ударил. В то же время, не чужд женщине альтруизм, свойственный Данко. За молодым поляком, в которого она была влюблена, Изергиль отправилась на фронт, чтобы спасти его из плена. И даже пошла на убийство караульного. Хотя понимала, что у юноши нет к ней искренних чувств.

Противопоставление героев

Ларра и Данко схожи лишь возрастом. Это молодые мужчины, около двадцати лет. Оба красивы, полны сил. На этом сходства заканчиваются. Горький грамотно разводит героев, не упустив ни одного критерия. Описан даже взгляд каждого из них. Ларра смотрит холодно, колко, равнодушно или зло своими красивыми глазами. В очах Данко горит свет силы, надежды, идеи спасения людей.

Ларра наказан одиночеством и бессмертием, чего он сам желал. И теперь о нем напоминает только тень, блуждающая по степи. Данко же спасает племя, вырвав из груди пылающее сердце, освещая людям путь. Память о нем жива в синих искорках над лесом перед грозой. Свет и тьма – классическое противопоставление.

Образ Изергиль

Это наиболее сложный для анализа образ. Человек земной. В нем нет черного или белого. Он не может быть во всем хорошим или плохим. Или обладать единственной чертой личности. Это отличает Изергиль от Ларры и Данко.

Старуха Изергиль – страстная, темпераментная женщина, влюбленная в жизнь. Весь смысл существования она видит в самой жизни, в любви, в постоянном движении, и этим она счастлива: «А как придет ночь, я бежала к тому, кого любила. И так я бегала три месяца, пока была любовь». Так было всю жизнь у женщины, пока сил хватало. Легко влюблялась, отдавала всю себя этому чувству.

Она горяча, но сурова. Способна на убийство ради любви.

Библейские корни

Некоторые исследователи уверены, что у обеих легенд из рассказа библейские корни. История Ларры напоминает легенду об Агасфере. Так называемый, Вечный жид, был проклят Иисусом Христом. Когда Христос нес крест на Голгофу, он был изможден и прислонился к одному из домов, чтобы немного передохнуть. Но местный зажиточный сапожник, хозяин этого жилища, не дал ему этого сделать, обругав. А, по некоторым источникам, даже ударил. На что Христос ответил, что сам этот человек будет скитаться, не найдя покоя до второго его пришествия. А соответственно, умереть он пока не может. Так и Ларра наказан за свою гордость высшими силами вечным бессмертием и одиночеством.

Сюжет о Данко напоминает историю самого Христа, принявшего мученическую смерть на кресте ради блага людей.

Вывод

Тема любви и свободы открыто звучат в произведении. Горький никогда не утруждал себя двусмысленными, глубокими аллегориями. Его образы точны и понятны.

Главная мысль произведения – философский поиск смысла человеческой жизни. Автор подводит читателя к выводу, что главная жизненная цель в бескорыстном, самозабвенном служении обществу.

Текст: Елена Бочкова, 3.3k 👀