Анализ повести Поединок

Яркий природный талант, любовь к людям, огромный запас жизненных наблюдений определили популярность творчества А.И. Куприна в России и за рубежом. Большинство произведений автора отличались минимальной частью художественного вымысла. На реальных событиях, образах написана главная работа автора.

Повесть «Поединок» создавалась несколько лет и была завершена в 1905 году. Это непростой год для страны – преддверие первой русской революции. Действие рассказа происходит в закрытом гарнизоне маленького провинциального города. Шоком для читателя стало неприкрытое изображение ужасов военной жизни, жестокие нравы офицерства, их личностная деградация, пустота, необразованность.

Ромашов

Анализ "Поединок"

Кадр из фильма

Главный герой повести – Георгий Ромашов. Это молодой офицер, подпоручик, который проходит второй год службы. Нежный, добрый юноша, романтическая личность, чьи мысли, убеждения носят еще радужный характер. Максимализм, жизнь в «розовых очках», свойственные подросткам, не покидают двадцатиоднолетнего Ромашова. Герой начитался французских романов. Поэтому любит думать о себе в третьем лице, представлять себя героем сентиментальных историй. Такому человеку сложно в армии.

В первый год службы Георгий старается соответствовать заведенным нравам.  Он много пьет, кутит со всеми в собрании и по борделям, пытается быть жестоким с солдатами. Даже заводит пошлую связь с женой одного из офицеров. Но все это начинает угнетать доброго Юрочку. Ему претит пошлость, жестокость, лицемерие. А также духовный голод, который резко ощущается в гарнизоне.

Юноша добрый, сочувствующий. Ему не чужда эмпатия. Георгий вступается за татарина Шарафутдинова пред командиром полка. Хорошо относится к своему денщику Гайнану, уважая его национальные особенности, религию. Остается один на один с Беком Агамаловым, когда тот в порыве бешенства крушит бордель, защищает от него девушку. Бек, остыв, благодарит Ромашова, жмет ему руку. Также спасает от самоубийства рядового Хлебникова, который не выдержав истязаний физических и моральных, хочет броситься под поезд.

Писатель Константин Паустовский считал встречу Хлебникова и Ромашова лучшей сценой в литературе XX века. Здесь переломный момент в личностном становлении героя. Он начинает понимать, что рота, полк – не механические единицы, как привыкли считать офицеры.  Это живые люди, тысячи Хлебниковых, со своими чувствами, желаниями, потребностями, индивидуальными особенностями, болью. Открытие меняет Ромашова. Он сторонится полкового общества, не ходит на танцевальные вечера в собрании, обедает дома, перестает употреблять алкоголь.

Личность автора в повести

Критики уверены, что в личность Ромашова Куприн много вложил от себя. Сам он не скрывал, что в его биографии много совпадений с историей героя. Оба отучившись в кадетском корпусе, закончили военное училище. Семейные факты и мировоззренческие взгляды также совпадают. Александр Иванович отслужил в полку четыре года. Его угнетали нравы офицерства и сама военная деятельность. А после неудачной попытки поступления в Академию генерального штаба, он предпочел уйти в запас. Без обучения в заветной академии невозможно было продвинуться по карьерной лестнице. Люди до седых волос оставались в звании поручика, получая мизерное жалованье. Не все даже могли позволить себе женится, так как не было возможности содержать семью.

Диплом же давал возможность работы при штабе, без возвращения в полк. Поэтому туда так стремятся герои рассказов автора. Офицеры, желающие поступить в теоретический класс должны были выдержать вступительный экзамен, а в практический – сразу несколько. Владимир Николаев из «Поединка» и Николай Алмазов из «Куста сирени» дважды проваливали экзамен, с позором возвращаясь в полк.

Еще один положительный герой истории, который симпатичен автору, – Василий Назанский. В него Куприн вложил свои философские взгляды на жизнь, мнение о военной службе. То, чем не мог одарить Ромашова в силу его молодости, житейской неопытности. А пьяница Назанский мог не стесняться в выражении авторских мыслей. Можно сказать, что эти два героя – это разные грани личности самого Александра Ивановича.

Испытание любовью

Ромашов не выносит испытания любовью, как большинство героев писателя. Он разрывает пошлую связь с Раисой Петтерсон, обвинив ее в том, что теперь не сможет чисто, искренне влюбиться. Не думая, что месть оскорбленной женщины страшна, жестока, беспощадна. Он влюбляется в Александру Петровну – супругу поручика Николаева. Это чувство окончательно губит героя.

Юра идеализирует Шурочку, рисуя в голове идеальный образ. Он так и не поймет истинных целей любимой Саши, которая отправляет его на смерть ради карьеры супруга. Которая сулит ей светскую жизнь в Петербурге, полную утех, театров, балов, красивых мужчин, комплиментов. Саша хочет блистать в свете, мечтает о поклонении, власти.

Смысл названия

Заголовок рассказа повествует не только об офицерской дуэли. Это внутренняя борьба героя с самим собой, противоборство с гнетом армейской системы, устранение собственных стереотипов, предрассудков. Суровый, жестокий переход на новый уровень личностной зрелости. И, наконец, любовный поединок, в котором проигрывает Георгий Ромашов.

Текст: Елена Бочкова, 4k 👀