Анализ «Капитанская дочка»

сочинение по литературе 8 класса • 250-350 слов (2-3 страницы) • Капитанская дочка

Первый вариант сочинения

События, описанные в романе «Капитанская дочка», происходят на фоне восстания Емельяна Пугачёва. Главный герой, Пётр Гринёв, был участником тех событий и сумел сохранить честь и достоинство даже в самых трудных ситуациях, когда его жизнь висела на волоске.

Тема

Кадр из фильма «Капитанская дочка». 1958

В романе «Капитанская дочка» автор мастерски раскрывает несколько тем одновременно. На первом плане оказывается тема нравственного выбора, чести и достоинства. Пётр Гринёв проявляет высокие душевные качества, а Швабрин выступает его антиподом в романе. И мы видим, к чему приводит подобный выбор жизненного пути.

Также в произведении поднимается тема воспитания. Пётр Гринёв смог стать достойным человеком только благодаря воспитанию, которое ему дали его родители. Он получил те важнейшие духовные основы, на которых строится благородство.

В число основных тем входит и любовная тема. Чувства Петра Гринёва и Марии Мироновой – пример чистой искренней любви. На протяжении всего романа они отстаивали своё право быть вместе, доказали всем окружающим, что достойны счастья.

История создания

Замысел романа «Капитанская дочка» появился у А.С. Пушкина ещё во время работы над «Дубровским», в начале 1833 года. В то время писатель занимался не только созданием «Дубровского», ещё он трудился над историческим очерком «История Пугачёва». Для этого он детально изучал материалы о пугачёвском бунте, которые сохранились в архивах. А затем решил совершить путешествие на Урал, где и происходило это восстание. Там Пушкину удалось пообщаться с очевидцами произошедших событий, что значительно пополнило его знания о деяниях Пугачёва. Весь этот уникальный материал и лёг в основу романа «Капитанская дочка».

«Капитанская дочка» была опубликована за месяц до гибели писателя в его журнале «Современник», под видом мемуаров Петра Гринёва. Из этого издания была вырезана целая глава, описывающая бунт крестьян в деревне главного героя, но автор сохранил её, и спустя сорок четыре года её всё-таки издали.

Композиция

  1. Экспозиция: детство Петра Гринёва и все события, которые происходили до его появления в Белогорской крепости.
  2. Завязка: знакомство Петра Гринёва и Маши Мироновой.
  3. Развитие действия: жизнь Петра Гринёва в Белогорской крепости, конфликт со Швабриным.
  4. Кульминация: захват Белогорской крепости Емельяном Пугачёвым, казнь капитана Миронова и ео жены.
  5. Развязка: спасение Маши Мироновой, помилование Петра Гринёва императрицей.

Жанр

Сам А.С. Пушкин определил жанр этого произведения как повесть. Но современные исследователи считают, что «Капитанская дочка» — это исторический роман. Несмотря на небольшой объём, в этом романе описываются весьма значимые события, а вымысел тесно переплетается с историческими фактами, и с реальными историческими деятелями. И ещё одним важным признаком романа является многолинейность сюжета произведения, что также присутствует в «Капитанской дочке».

Проблематика

Центральной проблемой романа является проблема чести и долга, и автор целенаправленно помещает своих героев в такие трудные жизненные ситуации, из которых им удаётся выйти, сохранив своё достоинство. Отсюда ещё следует проблема нравственного выбора, любви и верности, дружбы и предательства.

Всё, что связано в романе с честью и долгом, относится к главному герою – Петру Гринёву. Он жил согласно отцовскому наставлению: «Береги платье снову, а честь смолоду». Как и все люди, Гринёв учился на собственных ошибках, неоднократно совершённых после отъезда из отчего дома. Окончательно повзрослел он после знакомства со Швабриным, который на личном примере показал, каким человек не должен быть. Глядя на него, Гринёв понял, что больше никогда не сможет перейти ту грань, которая уронит его честь и чувство собственного достоинства.

Таким же образом воспитана и Маша Миронова, которая не побоялась пойти к самой императрице, для того чтобы доказать невиновность своего возлюбленного и вернуть ему честное имя.

Ещё одной важной проблемой, поднятой в романе, является проблема взросления и становления человеческой личности. Через что необходимо пройти человеку, для того чтобы повзрослеть? Благодаря событиям, произошедшим, в Белогорской крепости, главный герой рано повзрослел и стал настоящим офицером, человеком чести, однако цена этого взросления оказалась слишком высокой.

Смысл названия

Несмотря на то, что главным героем романа является Пётр Гринёв, в названии упоминается не он. Мария Миронова – это умная, добрая и честная дочь капитана Миронова, коменданта Белогорской крепости. Её родителям не удалось нажить себе богатства, зато они воспитали достойную, порядочную дочь. Маша сумела сохранить свою честь даже после захвата крепости пугачевцами, которые убили её отца и мать. Она осталась там совсем одна во власти подлого Швабрина, державшего девушку в заточении до тех пор, пока она не согласится стать его женой. Маша была напугана и сломлена гибелью своих родителей, однако ничто не могло заставить её предать свою любовь и выйти замуж за другого человека.

В дальнейшем она ещё не раз продемонстрирует своё благородство и силу духа, даже не побоится отправиться к самой императрице всея Руси, для того чтобы добиться освобождения для своего возлюбленного. Спасение его жизни и чести оказались для Маши намного важнее, чем её собственная судьба. Капитанская дочка воплотила в себе все наилучшие качества русской души. В любой ситуации ей удавалось сохранить свою честь и достоинство, оставаться преданной своей Родине. Когда подобные качества проявляет офицер – нет ничего удивительного, но такие поступки хрупкой девушки вызывают восхищение, поэтому автор и назвал свой роман в её честь.

Прототипы главных героев

Прототипами главных героев романа были реальные люди. Изучая архивные документы, А.С. Пушкин узнал много о судьбах людей, которые принимали непосредственное участие в Пугачёвском бунте. Одним из таких участников был некий Вашарин, который попал в плен к Пугачёву, но ему удалось благополучно бежать от врага и поступить на службу к его противнику. Именно его судьба и легла в основу образа Петра Гринёва, но и фамилия главного героя была выбрана не случайно. После подавления пугачевского восстания была опубликована информация о сообщниках Пугачёва. В их списках числился Гринёв, который впоследствии оказался невиновен, и непричастен к организации бунта.

А прототипом образа Швабрина стал подпоручик Михаил Шванвич, который в ходе военных событий дезертировал, и примкнул к рядам пугачевцев. Он был представителем известной дворянской фамилии, и его предательство не осталось без наказания.

Критика

Публикация романа «Капитанская дочка» не вызвала особого интереса у критиков. Ни в одном литературном издании не прокомментировали новое произведение А.С. Пушкина. О реакции общественности можно судить только по отзывам современников. Так, князь П.А, Вяземский, который был поэтом, публицистом, историком и критиком, высказал Александру Сергеевичу свои претензии по поводу исторической достоверности описанных в «Капитанской дочке» событий. Кроме того, он указал и на другие несоответствия. К примеру, несоответствующее сезону описание реки. Однако в целом Вяземский положительно оценил роман.

Издатель В.Ф. Одоевский восторгался мастерством А.С. Пушкина. Говорил, что не мог ни на минуту оторваться от произведения, пока не дочитал его до конца. Тем не менее, замечания относительно написанного у него всё-таки были. Он считал, что некоторые эпизоды могли бы быть освещены более детально. Например, история Пугачёва до того, как он захватил Белогорскую крепость. И характер Швабрина, по его мнению, был недостаточно раскрыт, поэтому непонятно, почему он перешёл на сторону врага.

Создав первый исторический роман в русской литературе, А.С. Пушкин мастерски и правдоподобно показал в произведении целую эпоху, и раскрыл личность значимого в истории России человека – Емельяна Пугачёва.


Второй вариант сочинения

Роман «Капитанская дочка» — это история взросления Петра Гринёва, который превратился из неопытного легкомысленного юноши в справедливого и благородного мужчину. Его становление произошло на фоне крупного крестьянского восстания, потрясшего всю Российскую империю во второй половине 18 века.

История написания

Кадр из фильма «Капитанская дочка». 1958

Над романом «Капитанская дочка» А.С. Пушкин трудился целых три года (1833-1836). А до этого он занимался исследованием исторических фактов, касающихся Пугачёвского бунта.

Опубликован роман был в журнале Современник, в 1836 году. Первоначальная его редакция относится к 1833 году, но её не пропустила цензура, поэтому до нас эта интерпретация не дошла. Известно, что всего было пять планов романа, но А.С. Пушкину пришлось все варианты переделывать, пока он не изменил сюжет настолько, что его разрешили печатать.

Известно, что после обработки произведения автору пришлось убрать целую главу, в которой шла речь о бунте крестьян в родной деревне Петра Гринёва. Судя по всему, этот текст не пропустила цензура, но Пушкин сохранил его и поместил под особую обложку с названием «Пропущенная глава». Впервые эта глава была опубликована через много лет после смерти великого писателя, в 1880 году.

Тема

Роман «Капитанская дочка» — это, в первую очередь, историческое произведение. А.С. Пушкин описывает не свою эпоху, а то время, которое уже успело стать историей. В романе присутствуют реальные исторические лица, да и описанные события максимально приравнены к тем, которые имели место быть. Поэтому основная тема романа – тема народной борьбы, последствий крестьянского бунта. Также в «Капитанской дочке» поднимается тема дворянской чести. Не случайно на протяжении всего развития сюжета противопоставляются именно два дворянина, два офицера – Гринёв и Швабрин.

Для истинных представителей дворянства честь была превыше всего, как и преданность своей Родине. За оскорблённую честь шли в бой, уничтожали врагов, дрались на дуэлях. Но Швабрину оказалось это понятие незнакомо, несмотря на его происхождение. Он с лёгкостью присягнул Пугачёву, когда понял, что его жизни угрожает реальная опасность. Он переступил через дворянскую честь и достоинство, ради собственного благополучия. В то же время Петр Гринёв отказался давать клятву верности предводителю бунта, чем и заслужил его неподдельное уважение. Даже таким преступникам, как Пугачёв, оказалось не чуждым чувство долга. Он по достоинству оценил отвагу Гринёва, и даже даровал ему помилование.

Основная идея

Основная идея романа «Капитанская дочка» заключается в осознании правильных жизненных ценностей. Не каждый человек способен на подвиги, но каждый может любить свою Родину, и оставаться ей преданным, несмотря ни на что. Только истинный патриотизм может сделать человека сильным и мужественным, и именно из этого чувства рождается понятие чести, достоинства и благородства.

Однако преданным можно быть не только своей земле. Мария Миронова даже в самых трудных ситуациях оставалась верной Петру Гринёву. Она не отказалась от своей любви к нему даже тогда, когда эта непоколебимость могла ей стоить жизни. Маша не покорилась Швабрину, несмотря на то, что он держал её в заточении и морил голодом. Таким образом, автор показал, что не только преданность Родине делает человека храбрым, преданность любимому человеку – не менее значима.

Композиция

Роман написан в форме мемуаров Петра Гринёва. Только такая форма изложения давала возможность «Капитанской дочке» пройти цензуру. Основным композиционным элементом является сопоставление двух миров: народного во главе с Пугачёвым, и дворянского во главе с Катериной II.

Композиционная структура романа состоит из четырнадцати глав, отличающихся стройным последовательным изложением. Каждой из этой главе предшествует эпиграф, определяющий суть дальнейшего повествования.

Жанр, направление

«Капитанская дочка» — это достойный пример исторического романа 19 века. Сюжет основан на реальных исторических событиях (Крестьянская война 1773-1775 гг), в романе часто упоминаются реальные исторические деятели, такие как Емельян Пугачёв, Екатерина II и др. Тем не менее, дискуссии относительно жанра  произведения не окончились до сих пор. Некоторые исследователи считают, что это повесть. Они ссылаются на небольшой объем произведения, небольшое количество героев, и отсутствие разветвления сюжетной линии, как в типичных романах.

Эпиграф

Не случайно, А.С. Пушкин выбрал русскую народную пословицу «Береги платье снову, а честь смолоду» в качестве эпиграфа к своему роману. Эти слова говорит Петру Гринёву его отец, провожая сына на службу. По этому принципу и живёт дальше главный герой, поступая по чести в любой ситуации, неоднократно оказываясь перед трудным нравственным выбором. Эта пословица отражает ценности, которые писатель считал самыми важными для любого человека. А именно – достоинство, благородство, отвагу и преданность Родине, которые продемонстрировал Пётр Гринёв.

Роман «Капитанская дочка» учит всегда оставаться человеком, отстаивать свою точку зрения и выполнять обещанное. Финал произведения доказывает то, что именно такие люди способны обрести своё счастье. В любой ситуации можно сохранить свою честь и достоинство, главное – помнить об этом, и не идти на поводу у собственных страхов.


Третий вариант сочинения

Замысел и жанр произведения

Освобождение Маши. Иллюстрация А. Иткина

А.С. Пушкин задумал повесть «Капитанская дочка», когда работал над «Историей Пугачева». Изначально автор предполагал, что главным героем произведения будет молодой дворянин, перешедший на сторону бунтующих разбойников. В процессе работы замысел изменился. Окончательный вариант повести был написан в 1836 году (за несколько месяцев до смерти А.С. Пушкина) и опубликован в «Современнике» без указания автора.

Для создания эффекта документальности Пушкин в эпилоге к повести заявил, что записки достались ему из рук внука Петра Гринева, автор лишь дополнил повествование эпиграфами.

По определению Пушкина «Капитанская дочка» – историческая повесть. Однако многие критики интерпретируют произведение как роман, точнее роман – семейная хроника. Повествование построено от имени главного героя повести – Петра Гринева.

Начинается произведение с описания того, как герой, будучи 17-и лет от роду, отправляется служить в Белогорскую крепость.

Тематика повести

В центре повествования находится восстание Пугачева, изображенное с детальной достоверностью. Кровавые бойни, жестокие расправы, широта событий – все нашло отражение в повести.

Нельзя сказать, что Пушкин отчетливо занимает какую-либо из противоборствующих сторон. Разбой и издевательства над людьми не находят в представлениях автора оправданий. Пушкин пытается донести мысль, что победителей в этой войне нет. Пугачев ясно понимает безысходность восстания, офицеры из человеческих соображений отказываются воевать с ними.

Пугачевский мятеж, бессмысленный и беспощадный, выставлен как народная трагедия. Бездействие властей также находит осуждение автора. Именно из-за попустительства вышестоящих Белогорская крепость пала, а Оренбург оказался в долгосрочной осаде.

Образ Емельяна Пугачева

Емельян Пугачев – единственное реальное историческое лицо в повести. Образ наделен сложными и противоречивыми чертами, он непредсказуем, грозен и властен. В то же самое время может быть весельчаком и плутом. Его решения бывают суровыми и молниеносными, но и благородство, мудрость и рассудительность ему не чужды. Пугачев является центральной фигурой повести, вокруг него разворачиваются все основные события и решается судьба главного героя.

Петр Гринев

Петр Гринев в начале повести предстает в качестве взбалмошного подростка, не глубокого ума и поверхностного образования. Уровень его развития сопоставим с Митрофанушкой. Однако встреча с Емельяном Пугачевым оказала влияние на всю его жизнь, судьба приготовила ему серьезные испытания, пройдя которые герой обретает благородство души, достоинство, честь. Все это воспитало в нем настоящего мужчину.

Маша Миронова

Маша – возлюбленная Петра. Она всю жизнь провела в крепости, по характеру добра и наивна. В одночасье она теряет родителей, оказывается во власти врагов, переносит тяжелую болезнь. Эта девушка, которая казалась родителям трусихой, показала удивительную выдержку. Именно благодаря ее упорству и настойчивости остался жив Петя Гринев. Только она решилась обратиться за помилованием к императрице, на это не осмелились ни мать, ни отец героя.

А.С. Пушкин представил череду ярких и живых образов, которые индивидуализируются посредством особой манеры речи, соответствующей характеру героя, его положению в обществе, воспитанию.

Н.В. Гоголь высоко ценил повесть «Капитанская дочка» и называл все другие повести «приторной размазней».

Текст: Елена Бочкова, 7.6k 👀