Читательский дневник «Кому на Руси жить хорошо

«Кому на Руси жить хорошо» – любимое произведение Некрасова, идею которого он вынашивал не один год, мечтая отразить все свои наблюдения о крестьянской жизни. Эта поэма стала результатом двух десятков лет его творчества. Николай Алексеевич Некрасов был одним из ярчайших представителей небольшого количества людей того времени, которых беспокоило настоящее и дальнейшая судьба простых крестьян. Именно народу посвящено творчество писателя. Все события сюжета вращаются вокруг главного героя — крепостного народа Руси, что было новшеством в литературе 19 века.

Структура

Структура незавершенного произведения отличается бессистемностью, что делает её по-своему уникальной. Поэма была собрана единомышленниками автора по его наброскам и черновикам.

Пролог является экспозицией поэмы, где встречаются главные герои, семь мужиков из разных деревень. Следом происходит завязка действия: после возникшего спора герои дают клятву не возвращаться в родные края, пока не найдут виновника спора, того, «кому на Руси жить хорошо».

Основная, большая часть поэмы состоит из множества отдельных фрагментов и эпизодов. Шагая в поисках счастливого человека по бескрайней родной земле, герои становятся участниками многих событий, встречают на своём пути разных людей. Для некоторых из этих людей счастье заключается в самых простых и обыденных вещах: выросла крупная репа – и уже счастье. Но, постепенно, по мере продвижения странников, все больше растёт и самосознание крестьян, они начинают видеть счастье уже в более высоких сублимациях.

Кульминационным моментом является встреча с Гришей Добросклоновым, которого можно назвать счастливым человеком. Это уже идейный революционер, лидер, побуждающий народ к борьбе за всеобщее счастье. Он твёрдо убеждён, что его предназначение в служении истине, готов принести свою жизнь в жертву высоким идеалам ради своей Отчизны.

Сам автор «Пир на весь мир» относил ко второй части поэмы, но когда понял, что уже не сможет завершить произведение, перенёс её в финальную часть, как бы оставив своё поэтическое завещание, выраженное чисто революционным содержанием. Средние части поэмы в новых изданиях располагают по-разному, но от этого поэма не теряет своего глубокого содержания и смысла произведения. Благодаря творческому своеобразию великого поэта, каждая из частей поэмы может существовать как отдельное произведение, так и складываться в единое целое, глубокого содержания сочинение.

Композиционная форма произведения «Кому на Руси жить хорошо» довольно своеобразна. Композиционно поэма построена по законам классической эпопеи: она представляет собой совокупность относительно автономных частей и глав. Объединяющим мотивом является мотив дороги: семь мужиков (семь –таинственное и магическое число), пытаются найти ответ на вопрос, который по сути своей является философским: кому на Руси жить хорошо? Некрасов не ведёт нас к некоему кульминационному моменту в поэме, не подталкивает к финальному событию и не активизирует действие. Его задача, как крупного эпического художника, – отразить аспекты русской жизни, нарисовать образ народа, показать многообразие народных дорог, направлений, путей. Этот творческий труд Некрасова – крупная лиро-эпическая форма. В ней задействовано много персонажей, развернуто немало сюжетных линий.

Некоторые критики отнеслись к поэме Некрасова неоднозначно, но большинство литературоведов и исследователей его творчества высоко оценили это масштабное лиро-эпическое произведение. По их мнению, только Николай Алексеевич, как никто другой, понимал и чувствовал русский народ, мог думать и мыслить его понятиями.

Автор: Николай Алексеевич Некрасов

Год написания: 1863-1877 гг

Главные герои

Роман, Демьян, Лука, братья Губины, старик Пахом, Пров – семеро мужиков, пустившихся отыскивать на земле человека, которому живётся вольно и хорошо. Неприхотливые, работящие мужики, настоящие представители земли русской. Характеристика героев — это образы простых крестьян, лишь недавно скинувших гнёт крепостничества. Все они составляют как бы одно целое, и их описание является единым для всех семерых.

Другие герои

Ермил Гирин — первый «кандидат» на звание счастливца, бурмистр честный, очень уважаемый крестьянами.

Матрёна Корчагина (Губернаторша) — крестьянка, слывущая в своей деревне «счастливицей».

Савелий — дед мужа Матрёны Корчагиной. Столетний старец.

Князь Утятин (Последыш) — старый помещик, самодур, которому его семья по сговору с крестьянами не говорит об отмене крепостного права.

Влас — крестьянин, бурмистр деревни, когда-то принадлежащей Утятину.

Гриша Добросклонов — семинарист, сын дьяка, мечтающий об освобождении русского народа; прототипом был революционный демократ Н. Добролюбов.

Жанр: поэма-эпопея

Время и место действия

События поэмы происходят в разных деревнях России XIX века вскоре после отмены крепостного права в 1861 году.

Главная мысль

Народ достоин счастья и должен за это счастье бороться. Писатель был уверен в этом, и всем своим произведением представил тому доказательства. Счастья одного, отдельно взятого человека – недостаточно, это не решение вопроса. Поэма взывает к думам о воплощении счастья для всего народа.

Сюжет

Начинается поэма с «Пролога», в котором автор рассказывает, как на столбовой дороге повстречались семеро мужиков из разных деревень. Уезд, из которого они происходят, называется автором Терпигоревым, а «смежные деревни», из которых родом мужики, именуются как Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайко, таким образом, в поэме используется художественный прием «говорящих» названий.

Между этими мужиками вышел спор о том, кому лучше живется на Руси. Каждый из спорщиков высказал свое мнение и настаивал на своем. В итоге мужики решили отправиться в странствие, для того чтобы узнать, кому «живется счастливо, вольготно на Руси». От птички пеночки странники узнали, где находится волшебная скатерть-самобранка, которая накормит и напоит их в дальней дороге. Найдя скатерть-самобранку и убедившись в ее волшебных способностях, семь мужиков отправились в долгое путешествие.

В главах первой части поэмы семь странников встречали на своем пути людей из разных сословий: попа, крестьян на сельской ярмарке, помещика и задавали им вопрос – насколько они счастливы? Ни поп, ни помещик не считали, что их жизнь полна счастья. Они жаловались на то, что после отмены крепостного права их жизнь ухудшилась.

Счастье, по мнению попа, заключается в трех вещах: «покой, богатство, честь». Никакого покоя священнику неведомо: его сан достается ему тяжелым трудом, а затем начинается не менее тяжелое служение: плач сирот, крики вдов и стоны умирающих мало способствуют душевному покою. Богатства тоже нет. Да, были времена, когда дворяне чтили попа, играли пышные свадьбы и приезжали в свои имения умирать – вот и была священникам работа, нынче же «рассеялись помещики по дальней чужеземщине».

Ничем не лучше обстоит дело и с честью: простой народ не уважает попа, про него сочиняются непристойные сказки, анекдоты и небылицы, которые не щадят не только его самого, но и жену-попадью, и детей.

Далее странники попадают на сельскую ярмарку. Там царило веселье, но когда мужики стали узнавать у расходящихся после ярмарки людей, насколько каждый из них счастлив, выяснялось, что истинно счастливых здесь нет.

В главах второй части, объединенных названием «Последыш», странники встречаются с крестьянами деревни Большие Вахлаки, живущими в довольно странном положении. Несмотря на отмену крепостного права, они в присутствии помещика изображали крепостных, как в старые времена. Старый помещик болезненно отнесся к реформе 1861 года и его сыновья, боясь остаться без наследства, подговорили крестьян изображать крепостных, пока старик не умрет. Странники присутствуют на пиру Последыша, где он говорит речь о пользе крепостного права, а после ложится в лодку и под песни засыпает в ней вечным сном. Деревня Вахлаки вздыхает с искренним облегчением, но лугов им никто не отдает. После смерти старого князя его наследники обманули крестьян и затеяли с ними тяжбу, не желая отдавать ценные земли.

После общения с вахлакскими мужиками путешественники решили, что нужно поискать счастливых людей среди женщин. В главах из третьей части поэмы под общим названием «Крестьянка» они встретились с жительницей села Клин, Матреной Тимофеевной Корчагиной, которую в народе прозвали «губернаторша». Это была красивая женщина 38 лет от роду, которая, однако, уже именовала себя старухой в этом возрасте. Матрена Тимофеевна рассказала им без утайки всю свою многострадальную жизнь. Она говорит о том, что счастлива была только в родительском доме. В конце своего рассказа Матрена посоветовала странникам не искать счастливых людей среди русских женщин, поведав им при этом притчу о том, что ключи от женского счастья утеряны, и найти их никто не в силах.

Далее странствование семи мужиков, ищущих по всей Руси счастья, продолжается, и они попадают на пир, устроенный жителями села Валахчина. Эта часть поэмы получила название «Пир на весь мир». На этом пиру семь странников приходят к осознанию того, что вопрос, ради которого они отправились в поход по Руси, занимает не только их, но и весь русский народ.

В последней главе поэмы автор предоставляет слово молодому поколению. Один из участников народного пира, сын приходского дьячка, Григорий Добросклонов, будучи не в силах заснуть после бурных споров, отправляется бродить по родным просторам и в его голове рождается песня «Русь», ставшая идейным финалом поэмы:

«Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка-Русь!»

Вернувшись домой, и проговорив брату эту песню, Григорий пытается заснуть, но его воображение продолжает работать и рождается новая песня. Если бы семь странников сумели узнать, о чем эта новая песня, они с легким сердцем могли бы вернуться домой, ибо цель странствия была бы достигнута, поскольку новая песня Гриши была о воплощении счастья народного. И замыслы его не пропадут: судьба готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».

Личное мнение

Вариант 1

Семь мужиков идут дорогами Руси и ищут того, кому действительно живется хорошо. Мужики – это обобщенные образы людей, которые спорят о счастье. Вопрос о том, кто из них и вправду счастлив, плавно перерастает в вопрос, что же такое само счастье. Некрасов отстаивает свою точку зрения, в которой смысл счастья состоит не только в собственном благополучии, но и в счастье других, которое можно обрести лишь в борьбе за него.

В своей поэме автор задевает злободневную и в наши дни тему счастья народа и пытается предугадать последствия реформы для будущей жизни народа. Он описывает все стороны жизни крепостных. Это и тяжелый физический труд, и долгое терпеливое ожидание лучшей жизни и народные восстания, а также пьянство, которое было единственным поводом веселья. Я считаю, что «Кому на Руси жить хорошо» — это социально-философская поэма, в которой раскрыт образ коллективного героя, образ России, который заключается в убогости и одновременно всесильности народа. Ведь истинного счастья в одиночестве не бывает.

Вариант 2

Своей поэмой Некрасов побуждает каждого задуматься о горе и счастье человека, о его нравственных ценностях. У героев поэмы поиск счастья занял достаточно много времени. Они повидали большое количество людей, пытались увидеть в них счастье, но этого им не удавалось. Оказалось, лишь Гриша Добросклонов, в котором счастье развивалось долго с терпимостью, тяжелым трудом и последовательной работой над собой, стал по-настоящему счастливым человеком на Руси.

Каждый образ, показанный в поэме, богат и своеобразен. Некрасов показал нам народ с лучшей стороны, но в то же время не упускал и плохую. Все свое мастерство поэт отдал на служение народу. В его стихах крестьянство впервые заговорило о своих муках, страданиях, нуждах. Путь тех, кто решается встать на борьбу за счастье народа, труден и опасен. Но именно такие самоотверженные борцы, которые видят в служении народу единственную цель своей жизни, становятся по-настоящему счастливыми, по мнению автора.

Вывод

Вариант 1

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» мне запомнилась тем, что, несмотря на те трудные времена, в которые она создавалась и которые она описывает, в ней видно позитивное, жизнеутверждающее начало. Народ заслуживает счастья – вот главная теорема, доказанная Некрасовым. Поэма помогает людям разобраться, стать лучше, бороться за свое счастье. Некрасов – мыслитель, человек, обладающий уникальным общественным чутьём. Он прикоснулся к глубинам народной жизни, вытащил из её недр россыпь оригинальных русских характеров. Некрасов был в состоянии показать всю полноту людских переживаний. Он стремился постичь всю глубину человеческого бытия.

Вариант 2

Главная цель автора – понять жизнь простого человека, заглянуть в его душу. Поэтому «Кому на Руси жить хорошо? » – действительно народная поэма-эпопея.

Величайшее счастье, по мысли Некрасова, состоит в борьбе за свободу угнетенных. На основной вопрос: «Кому на Руси жить хорошо? » Некрасов отвечает: борцам за счастье народа. В этом и заключается смысл поэмы. Красочные народные сцены, полные жизни и движения, множество характерных лиц и фигур — все это создает неповторимое многоголосие некрасовской поэмы, в которой как бы исчезает голос самого автора, а вместо него слышны голоса и речи бесчисленных его персонажей.

Некрасов считал русский народ лучшей частью нации. Это подтверждает появление мужиков – правдоискателей в поэме. Если в умах простых крестьян зарождаются вопросы о счастье, правде, то такая нация, такой народ достойны лучшей участи.

Текст: Елена Бочкова, 3.4k 👀