Образы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Рекомендации к написанию сочинения на тему «Образы крестьян в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Рекомендуем начать сочинение с небольшого вступления, в котором нужно коснуться общего замысла поэмы, объясняющего появление в произведении большого количества героев-крестьян. Это связано и с особенностями жанра (поэма-эпопея), и с основной идеей поэмы – проблемой народного счастья в послереформенную эпоху.

Обратите внимание на то, что в поэме Некрасова нет главного героя! Образы крестьян-мужиков (в поэме лишь один женский образ, данный «крупным планом», – образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной) в своей смысловой нагрузке равнозначны. Для автора важна идея – поиск счастливого на Руси. С ней теснейшим образом связана проблема русского национального характера, и она раскрывается поэтом не через отдельные образы героев, а через создание собирательного образа русского народа. Этому способствует и сюжетообразующий мотив путешествия, странствия. Эта форма позволила дать «панораму» русской жизни, показать её в разных ракурсах и аспектах, увидеть различных героев.

План к сочинению может выглядеть так.

  1. «Кому на Руси жить хорошо» – поэма-эпопея.
  2. Крестьянство – центральный герой поэмы.
  3. Крестьяне-правдоискатели. Их ум, целеустремлённость, жажда и поиски правды, доброжелательность, уважение к защитникам народа, презрение к угнетателям.
  4. Образы крестьян-протестантов (Яким Нагой, Савелий- богатырь святорусский, Ермил Гирин). Трудолюбие, честность, духовное богатство, твёрдость духа, воля, стремление к независимости – характерные черты личности русского крестьянина.
  5. Некрасов – певец печальной женской доли. Гордость, чувство собственного достоинства, сила воли, жизнерадостность, самоотверженность, высокое понимание материнского долга – важнейшие нравственные качества Матрёны Корчагиной.
  6. «Люди холопского звания» (Яков, Ипат, Глеб, лакей князя Переметьева).
  • Вера поэта в народ, его будущее.

Центральная часть сочинения будет отдана изображению крестьян, с которыми связан мотив крестьянского протеста и особенностями его проявления.

Что нужно подчеркнуть, говоря об этих героях?

Яким Нагой. Упомяните об эпизоде спасения картинок из горящего дома. Над ним посмеиваются из-за его тяги к красоте, но делают это без злобы, а с уважением. Именно Якиму принадлежит развёрнутый монолог (речь-обличение), в котором он объясняет суть крестьянской морали. Речь Якима – лишь вспышка гнева крестьянина, задавленного работой. Его протест можно назвать стихийным, да и бунтарство героя можно укротить с помощью спиртного.

Ермил Гирин. Центральный эпизод – с покупкой мельницы. Он отражает безусловное доверие, честность как Гирина, так и тех, кто давал ему деньги в долг. Гирин – человек сильный и умный, он неподкупен и честен, человек, которого выдвигает крестьянский мир за высокие нравственные качества. Его отказ повлиять на протестующих крестьян – это осознанный протест самодостаточного человека, понимающего, к чему всё приведёт.

Савелий, богатырь святорусский. Отметьте, что в этом образе важен мотив богатырства: Савелий сравнивается с  былинным богатырём Святогором, одним из самых сильных и при этом самых неподвижных. Могучий человек, Савелий мирится с рабским положением, призывает к терпению как к способности преодолевать трудности и тяготы жизни.

ВАЖНО! Для поэта тема народного терпения (или долготерпения) – одна из значимых. При этом душа русского человека стремится к бунту. Отсюда проблема соединения в русском человеке крайностей: терпения – бунтарства, веры – греховных порывов, аскетизма – разгула. Этим объясняется появление мотива «загадки русской души», который связан и с образом Савелия.

Матрёна Тимофеевна Корчагина. Тема народного счастья была бы неполной, если бы поэт не затронул проблему счастья женского. Перечитайте главу «Крестьянка», чтобы убедиться в незаурядности личности Корчагиной и её судьбы, отражающей беды и горести каждой русской женщины. Это даст возможность понять и объяснить, почему Некрасов приходит к выводу: «Ключи от счастья женского… заброшены, потеряны у Бога самого».

В финальной части работы нужно сделать вывод, который распадётся на две части:

во-первых, важна мысль о том, что народ причисляет к счастливым тех людей, которые не богаты, в основе их счастья – умение сострадать, человеколюбие, доброта, правда, честность;

во-вторых, русский характер увиден Некрасовых как соединение различных начал. С одной стороны, в явлениях крестьянской жизни говорят о высоких духовных качествах русского мужика, его трудолюбии и самоотверженности, мудрости и правдивости. С другой – мужик оказывается способным и на тяжкие грехи: убийство (дед Савелий), подделка документов (староста Глеб).

В поэме нет идеализации образа русского народа. Различные черты национального типа оказываются растворёнными в образах разных персонажей, порой не самых лучших. Счастливого среди мужиков нет, но народ живёт, трудится, и это даёт Некрасову веру в его великое будущее (перечитайте песню «Русь): «Рать поднимается неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая».

 Вариант сочинения

В поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов изображает русское крестьянство после отмены крепостного права, размышляя о судьбе народа в сложную послереформенную эпоху. Поэт хочет понять, счастливее ли стал русский крестьянин. Герои поэмы ищут ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» Он становится сюжетообразующим в поэме-эпопее. С идеей поиска счастливого на Руси связан собирательный образ русского народа, а форма путешествия даёт возможность нарисовать панораму народной жизни, изобразить различные народные характеры.

Первыми из крестьян мы видим семь временнообязанных мужиков, которые сошлися и заспорили о народном счастье. Пытливость их ума, настойчивость и желание найти правду, докопаться до нужного ответа заставляет их не возвращаться домой, пока ответ не будет найден. Теперь они не просто мужики, тяжело живущие и много работающие, а странники-правдоискатели, осознающие свою миссию как чрезвычайно ваОбразы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасоважную. Именно им суждено пойти по русским дорогам, встретиться с разными людьми. осмыслить всё, что о ни увидят и услышат.

Они погружаются в народное море характеров, судеб, мнений. Особенно значимыми становятся фигуры крестьян-протестантов. Среди них –  Яким Нагой, Ермила Гирин, Савелий, богатырь святорусский.

Яким Нагой работает «до смерти», но живет впроголодь, как и большинство жителей Босово. В описании героя мы видим, насколько тяжела жизнь Якима: «…Сам на землю-матушку похож он». Яким осознает, что крестьяне – величайшая мощь, он гордится, что он принадлежит к этой группе людей, ему знакомы сильные и слабые стороны крестьянского характера.

Ермил Гирин, сам выходец из крестьян, живёт в соответствии с народной правдой. Он честен, справедлив, не кривит душой, не богатеет, обманывая землепашцев-тружеников. Единственный нечестный поступок он совершил ради семьи – сберег племянника от рекрутчины, а вместо него отправил сына вдовы. Пережить этого он не смог — покаялся перед крестьянами, едва не свёл счёты с жизнью. Поэтому Гирин пользуется истинным почётом среди крестьян, которые безгранично доверяют ему. Это доказывает эпизод с покупкой мельницы, когда крестьяне дают свои гроши Ермиле в долг, зная его честность. Подтверждает Гирин свою связь с крестьянским миром  и во время бунта крестьян, отказываясь уговаривать их от неповиновения, за что был посажен в острог.

Особое место в поэме занимает дед  Савелий, с которым связана тема богатырства русского человека. Однако богатырство он видит в терпении и смирении:

Всё терпит богатырь!

    И гнется, да не ломится,
Не ломится, не валится…
Ужли не богатырь?»

Могучий человек, Савелий мирится с рабским положением, призывает к терпению как к способности преодолевать трудности и тяготы жизни.

Певец горькой женской доли, Некрасов не мог не обратиться и к образу женщины-крестьянки. Целая глава посвящена образу Матрены Тимофеевны Корчагиной, о жизни которой рассказывает она сама. Её судьба отражает жизнь крестьянских женщин того времени. Тяжёлая жизнь в семье мужа, работа в поле и дома, рождение и воспитание детей, голод, болезни, пожар, падёж скота… Всё это не сломило Корчагину, самобытную, сильную личность. Однако именно ей принадлежит горький вывод: «Не дело — между  бабами счастливую искать».

Не идеализируя русского крестьянина, Некрасов тем не менее верил в несокрушимые силы народа, в его лучшее будущее, которое только в руках его самого.

Текст: Елена Бочкова, 14.1k 👀