Читательский дневник «Недоросль»

Комедия «Недоросль» стала важным этапом в развитии русской литературы, в частности русской драматургии. Д.И. Фонвизин создал новый жанр – социально-политическую комедию, в которой соединились реальные сцены из жизни, изображённые с иронией. Автор хотел показать недостаток воспитания и образования в дворянских кругах, а также необходимость развития в себе лучших человеческих качеств.

Структура

Комедия Д.И. Фонвизина состоит из пяти действий. Уже в самом начале произведения автор знакомит читателя с главными героями и окружающей их обстановкой. А в конце первого действия происходит завязка сюжета. Софья получает письмо от своего дяди, и все узнают, что он не погиб. Кроме того, он решил сделать Софью наследницей всего своего состояния, нажитого в Сибири. Узнав об этом, госпожа Простакова передумывает женить своего брата на Софье, теперь она хочет выдать её замуж за Митрофанушку.

В следующих двух действиях события стремительно развиваются. Во втором действии появляется Милон, который оказывается возлюбленным Софьи. Два любящих сердца воссоединяются после долгой разлуки, а госпожа Простакова в это время ссорится со своим братом, после того, как он узнал о её намерениях женить сына.

В третьем действии появляется Стародум. Все члены семьи Простаковых лебезят перед ним, пытаясь расположить к себе опекуна Софьи, а затем породниться с ним. Стародуму это неприятно. В этом же действии раскрывается вся суть учёбы Митрофанушки.

В четвёртом действии Простакова и Скотинин, наконец, понимают, что Софья просто так с ними не породнится. Стародум даёт своё благословение Софье и Милону, но госпожа Простакова не хочет с этим мириться. Она решает против воли выдать Софью замуж за своего сына.

Кульминация и развязка пьесы происходит в заключительном пятом действии. Госпожа Простакова отдаёт приказ похитить Софью и отвезти её в церковь, но Милон спасает свою возлюбленную. Избежав наказания, выпросив прощения у Стародума, Простакова успокоилась. Однако вскоре Правдину пришло указание арестовать её имущество.

Заканчивается комедия тем, что Софья, Милон и Стародум готовятся к отъезду, а Митрофана собираются отправить служить в армию.

Автор: Денис Иванович Фонвизин

Год написания: 1782 год

Главные герои

Митрофан Простаков – главный герой комедии, недоросль. Разбалованный, ленивый, необразованный, эгоистичный юноша. Не стыдится своей глупости. Во всём поддерживает матушку, ни во что не ставит отца. Так же, как и родители может быть угодливым в корыстных целях.

Госпожа Простакова – главный отрицательный персонаж. Мать Митрофана, жена Терентия Простакова. Жестокая, грубая и недалёкая женщина, считает, что ей всё позволено. Очень любит своего сына, пытается устроить его судьбу.

Терентий Простаков – глава семейства. Слабый и бесхарактерный человек, полностью подчинённый воле своей жены. Во всём старается ей угодить, никаких решений не принимает самостоятельно.

Скотинин – родной брат госпожи Простаковой. Жадный, недалёкий помещик. Больше всего любил свиней, на которых сам был похож.

Софья – честная, добрая девушка. Дальняя родственница Простаковых. Попала к ним в дом, оставшись сиротой. В итоге оказалась в центре интриги, лежащей в основе сюжета.

Стародум – дядя и опекун Софьи. Честный, благородный, прямодушный человек. Все его мысли и идеи отражают взгляды самого Д.И. Фонвизина.

Другие персонажи

Правдин – государственный служащий, прибывший в имение Простаковых с проверкой. Порядочный, честный человек, желающий восстановить справедливость..

Милон – молодой офицер, возлюбленный Софьи, а затем её жених.

Еремеевна – кормилица Митрофанушки. Опекает его, стоит за него горой, но всё равно постоянно слушает упрёки от госпожи Простаковой, поэтому чувствует себя несчастной.

Сидорович Кутейкин – учитель Митрофанушки по грамматике. Учился в духовной семинарии, но побоялся стать слишком умным, поэтому бросил обучение. Основные черты характера – жадность, хитрость, любовь к деньгам. Его образ – это сатира, направленная против необразованных попов.

Пафнутьевич Цыфиркин – учитель Митрофанушки по арифметике, отставной сержант. Честный, скромный, добрый человек. Отказался взять деньги за свои уроки, потому что видел, что они ничему не научили Митрофана.

Адам Адамович Вральман – лицемерный, корыстный человек. Бывший кучер Стародума, обманом выдавший себя за учителя французского языка. Добился расположения Простаковой при помощи лести. Ничему не учит Митрофана, и другим не даёт этого делать.

Жанр: Первая русская социально-политическая комедия

Время и место действия

Действие комедии происходит в России во второй половине 18 века. Место действия – имение Простаковых.

Главная мысль

Для формирования целостной, всесторонне развитой личности необходимо правильное воспитание и хорошее образование, а главное – достойный родительский пример. Необходимо жизнь в ногу со временем. А тот, кто не хочет развивать свой дух, ум и тело – обречён на жалкое существование, примитивную и ограниченную жизнь.

Сюжет

Госпожа Простакова – жадная, жестокая, необразованная женщина, которая ни во что не ставит окружающих. Главной заботой в её жизни является то, как преумножить своё состояние, не прикладывая для этого усилий. Даже к своему мужу Простакова относится неуважительно, единственный человек, которого она любила – это её шестнадцатилетний сын Митрофанушка, недоросль. Чрезмерная материнская опека и любовь сделали его эгоистичным, избалованным, ленивым, глупым и грубым. Госпожа Простакова наняла ему учителей, но не из-за того, что беспокоилась об образовании своего ребёнка, а потому что так было положено в то время. Не удивительно, что учителями оказались такие же неучи и обманщики. К тому же госпожа Простакова сама не давала учиться Митрофанушке, считая, что уроки негативно сказываются на его самочувствии.

Кроме них в доме живёт Софья – их дальняя родственница, которую они взяли к себе на воспитание после того, как она осталась сиротой. Госпожа Простакова сделала это не из доброго умысла, а для того, чтобы завладеть состоянием Софьи. Для этого она решила выдать Софью замуж за своего брата Скотинина. Но вскоре пришло известие о том, что дядя Софьи Стародум, о котором долгое время ничего не было слышно, жив. Всё это время он находился в Сибири и сколотил себе приличное состояние. В своём письме он написал Софье о том, что делает её наследницей всего нажитого.

Узнав об этом, госпожа Простакова сразу же позабыла о своём намерении женить брата, и решила, во что бы то ни, стало женить на Софье своего сына Митрофана. В это время мимо деревни, в которой находилось имение Простаковых, проходил полк солдат под командованием молодого офицера Милона. Здесь он встретил своего старого товарища Правдина, и рассказал ему историю своей несчастной любви. Выяснилось, что его возлюбленная осталось сиротой, и уже полгода, как он не видел её, потому что какие-то дальние родственники забрали её к себе. Правдин догадался о ком идёт речь. Милон был очень счастлив, узнав, что Софья находится в этой деревне.

В скором времени приехал Стародум. Он сразу понял все планы Простаковых, и решил увезти Софью из их дома. К тому же, Милон произвел на него хорошее впечатление, поэтому Стародум дал своё согласие на его брак с Софьей.

Госпожа Простакова очень расстроилась из-за того, что не сбылись её планы. Она долго не могла отступиться от задуманного, даже пыталась тайно поженить Софью и Митрофана, но у неё ничего не вышло. Последовавшие за этим события заставили её позабыть об этой идее. Правдин получил указание отстранить от управления имением Простакову, и теперь она не могла понять, как ей жить дальше. Кроме того, любимый сын, который был единственной её отрадой в жизни, — оскорбил родную мать. Даже Правдину стало жаль Простакову, столкнувшуюся с такой несправедливостью, поэтому он решил отправить Митрофана в армию. Стародум подытожил происходящее словами: «Вот злонравия достойные плоды!».

Личное мнение

Вариант 1

Семья Простаковых – это собирательный образ, олицетворяющий невоспитанное, необразованное дворянское сословие. Д.И. Фонвизин обличает всю отсталость устаревших методов воспитания. Причём он не просто высмеивает сложившуюся в государстве ситуацию, а подталкивает к решению этой проблемы. Это решение заключается в методах Стародума, который воспитывает Софью не так, как положено, а так, как ему кажется правильным.

«Недоросль» — это отражение социальной жизни России того времени, которая боится всего нового, поэтому отчаянно держится за пережитки прошлого. Для автора было важно не только показать истинную картину его современности, но и донести до читателя свои идеи.

Вариант 2

После прочтения комедии, можно прийти к выводу, что все проблемы, раскрытые в произведении, имеют прямое отношение к воспитанию. Именно от семейного воспитания зависит отношение человека к окружающим людям, только родители могут привить своему ребёнку понятие чести и благородства.

Д.И. Фонвизин был ярым сторонником движения просвещения, он понимал, что только качественное образование и правильное воспитание могут позволить человеку стать достойным гражданином своего государства. И основную роль в этом играет семья, где закладываются нравственные основы в формировании личности.

Комедия «Недоросль» была написана в 18 веке, но проблемы, поднятые в ней, остаются актуальными и в современном мире, потому что подобные Митрофанушке люди существуют во все времена. Д.И. Фонвизину удалось создать гениальное произведение, которое уже более двух веков будоражит умы общественности.

Вывод

Вариант 1

В пьесе «Недоросль» затронуты проблемы, которые остаются актуальными по сей день. К их числу можно отнести проблемы воспитания, образования, отцов и детей, семейных взаимоотношений, остро стоящую проблему крепостного права.

Проблема воспитания затрагивает в комедии взаимоотношения Митрофанушки и его матери. Несмотря на свою недалёкость и жестокость, госпожа Простакова души не чаяла в своём сыне. Однако именно это и стало причиной того, что он вырос жалкой, никчёмной натурой. Его таким воспитали, балуя и ограждая от всяческих забот. Проблема образования раскрывается отношением госпожи Простаковой и её сына к обучению, а также на примере учителей-недоучек Проблема семейных взаимоотношений раскрывается на протяжении всего произведения, в особенности между членами семьи Простаковых.

Каждая из проблем раскрывается под влиянием идеи просвещения. Д.И. Фонвизин при помощи иронии и сатиры обличал пороки своей эпохи, давал понять необходимость перемен в устаревших традициях и порядках, которые приводят к деградации народа.

Вариант 2

Название произведения выбрано неслучайно. В 18 веке слово «недоросль» означало молодого дворянина, который ещё не достиг совершеннолетия и не поступил на службу.

Главный герой произведения – молодой избалованный дворянин, нежелающий учиться и развиваться. Мать разбаловала его, считая, что должна оберегать Митрофанушку от любой проблемы. Вот он и вырос обычным потребителем, не желая становиться лучше и умнее.

В финале пьесы становится понятно, что воспитание у Митрофана было никудышнее. Выясняется, что грубит он не только учителям и слугам, а и родной матери. Такой оказалась его благодарность за её непомерную любовь и заботу.

Текст: Елена Бочкова, 6.1k 👀