Данко и Ларра
В легендах, рассказанных старухой Изергиль, противопоставляются два героя. Они оба принадлежат к сильным и красивым представителям человеческого рода, но один из них живёт только в своё удовольствие, а другой – жертвует собственной жизнью ради счастья других людей.
Данко и Ларра
Данко и Ларра – особенные люди, обладающие небывалой душевной силой, широтой взглядов, несгибаемой волей и уверенностью в себе. Но одно их разделят кардинальным образом: Ларра использует свою уникальность только на благо себе, а Данко пользуется этим ради счастья других людей.
Ларра, ослеплённый своей гордыней, презирает и ненавидит весь мир, считает свои желания неподвластными закону, он думает, что вправе самостоятельно решать, имеет ли он право лишить другого человека жизни.
Именно благодаря использованному в рассказе автором приёму противопоставления, образ Данко на фоне жестокого Ларры вызывает только один восторг. Несмотря на обвинения и нападки своего племени, он продолжает вести их сквозь непроглядные заросли леса навстречу солнцу и свободе. Ради спасения других людей Данко жертвует собственной жизнью, он умирает для того, чтобы остальные смогли жить. Образ пылающего сердца, вырванного из груди Данко, наилучшим образом характеризует его любовь к своему народу.
М. Горький надеялся, что в скором времени появится такой же самоотверженный человек, который выведет всю Россию из поглотившей её тьмы.
Общее и противоположное
Схожесть между Ларрой и Данко состоит в том, что они оба молодые, красивые, смелые и решительные юноши. Каждый из них, так или иначе, противопоставляет себя всему обществу, и решает стать лидером. Вот только Ларра делает всё это для себя одного, и его высокомерие не знает границ. Он почему-то стал считать, что все окружающие ему чем-то обязаны. Он думал, что люди, покоренные его величием, должны угождать сыну орла, и исполнять его малейшие прихоти. Именно эта глупая уверенность привела к гибели молодой девушки, посмевшей отказать ему. После совершенного преступления Ларре был вынесен безжалостный приговор – ему подарили долгожданную свободу, но в комплекте с ней шло беспросветное одиночество. Лишь через долгие годы сын орла осознал бессмысленность своего существования. Тогда он отправился к людям искать своей смерти, но избежать наказания ему не позволили, поэтому по сей день в небе скитается одинокая тень Ларры, напоминая о его гордыни.
Смелый и отважный Данко является полной противоположностью герою первой легенды. Вся его жизнь посвящена служению на благо народа. Не испугавшись трудного пути, Данко повёл всё своё племя навстречу свободе. Он продолжал любить их и жалеть даже тогда, когда люди готовы были растерзать своего вожака, обвиняя его во всех своих бедах. Именно поэтому Данко с готовностью вырывал сердце из собственной груди, чтобы помочь своему племени. Пылающее ярче солнца сердце разогнало тьму и указало верный путь сквозь непроглядные лесные заросли.
И вот, спустя некоторое время, когда всё тёмное и безрадостное осталось позади, Данко умер, но он был счастлив, пожертвовав собственной жизнью ради светлого будущего других людей.
Таким образом, выходит, что Ларра – это олицетворение самовлюблённого и эгоистичного человека, который живёт только себе во благо, не считаясь ни с чьими интересами. В то время как Данко – это настоящий герой своего времени, готовый на всё, лишь бы спасти свой народ от неминуемой гибели.
Исследователи считают, что легенды о Данко и Ларре не случайно упоминаются в одном произведении. Эти герои дополняют друг друга, как чёрное и белое. Они не могут существовать друг без друга, как без зла не бывает добра, и наоборот. На фоне Ларры, считающего всех, кроме себя самого, недостойными, Данко выглядит истинным примером милосердия и самоотверженности. Причём все его качества при помощи созданного контраста только усиливаются. А история с Ларрой – весьма поучительна, в ней говорится о том, что нет худшего наказания для любого человека, чем одиночество.
Смысл противопоставления этих двух героев заключается в том, чтобы понять, что наличие каких-либо особенностей у человека не гарантируют того, что он хороший. Без достойных целей, любви и нравственности эти качества не приведут ни к чему хорошему. Поэтому каждому человеку с раннего детства должны прививаться правильные приоритеты в жизни, которые научат людей быть добрыми, отзывчивыми и благородными.
Список использованной литературы
- Кравченко А. Проблема положительного героя в творчестве A. M. Горького. Спецсеминар / А. Кравченко, З. Е. Семенова. — Чебоксары, 1971
- Басинский П. В. Максим Горький // Русская литература рубежа веков (1890 – нач.1920). М.: Наследие, 2000
- Анализ художественного произведения. //Под ред. М.Л.Семановой. М.: Просвещение, 1987
- Волков А.В. Художественный мир М.Горького. М., 1977