Ася (Анна Гагина)

главный герой в произведении "Ася"

Х/ф «Ася». 1977. В роли Аси актриса Е. Коренева

Ася (Анна Гагина) – героиня повести Ивана Сергеевича Тургенева и классический образец «тургеневской девушки». Противоречия в ее характере вызывают у читателей неоднозначные чувства. Одним образ Аси представляется загадочным и волнующим, других же настораживает непредсказуемость и странность ее поведения. Подобные чувства испытывает и герой повести Н.Н., которого всё сильнее влечет к юной девушке. Несмотря на особенности характера, Ася остается тонко чувствующим, искренним и честным человеком. По некоторым сведениям, образ Аси мог быть списан с внебрачной дочери самого автора.

Описание героини

Господин Н.Н. знакомится с семнадцатилетней Асей в Германии, на одном из студенческих мероприятий. Девушку сопровождает молодой мужчина, представившийся ее братом. Постепенно, в ходе завязавшейся дружбы Н.Н. становятся известны некоторые подробности из биографии Аси. Отцом ее был богатый помещик, дворянин, мать же была простой крестьянкой, служившей у него горничной. Этот факт происхождения невыносимо угнетает молодую девушку, и она старается как можно реже затрагивать эту тему.

После смерти отца опекуном Аси становится ее старший брат, Гагин. Несмотря на то, что он постарался дать Асе достойное образование в пансионе, ей так и не удается взрастить в себе черты и манеры настоящей дворянки. Вся ее натура противится тому лицемерию и лжи, которые царят в светском обществе.

Внешность Аси

В повести образ Аси передан через восприятие господина Н.Н., который описывает девушку с позиции влюбленного мужчины. С его слов, Ася очень хороша собой: миловидное круглое личико, изящный носик, темные волнистые волосы. Припухлые щеки выдают в ней присутствие очаровательной детскости, а невысокая статная фигура еще не вполне сформировалась для взрослой девушки.

Необычная деталь внешности Аси – глаза, которые Н.Н. называет черными светлыми. Темноглазая девушка поражает его светлотой своего взгляда, что придает еще большей необычности ее образу. Но иногда из-под прищуренных глаз, прикрытых темными ресницами, неожиданно пробивается какая-то необузданная дерзость.

Иллюстрация К. Клементьева

Характер героини

Ася – удивительная и своеобразная девушка. Она образованна, начитанна, хорошо рисует и умеет ценить прекрасное. Доброта, чувство справедливости, впечатлительность и ранимость – неотъемлемые черты ее натуры.

Характер Аси представляет собой две противоборствующие стихии. Природная робость временами сменяется дикой необузданностью и даже развязностью. Все эти превращения отражаются и на ее поведении. Из тихой и стеснительной девушки она вдруг превращается в капризного, неуправляемого ребенка. Особенно часто такие метаморфозы начинают происходить после того, как Ася влюбляется в господина Н.Н. Именно такое необычное поведение и влечет к ней главного героя, который испытывает к девушке противоречивые чувства от осуждения до симпатии.

Постепенно герой начинает понимать, в чем заключается притягательность Аси. С его слов, недостатки девушки и являются ее основными добродетелями. Ася в корне отличается от своих сверстниц – легкомысленных и пустых светских барышень. В ее натуре на первое место выходят страстность и естественность, живость ума и богатое воображение. Эти качества и делают ее необыкновенно привлекательной и желанной для господина Н.Н.

Испытание любовью

В силу своей молодости и жизненной неопытности Ася пугается того чувства, которое все больше пробуждает в ней главный герой. Новые ощущения начинают отражаться на ее поведении, которое становится все более странным и непредсказуемым. Но это нельзя назвать обычными капризами взбалмошной барышни. В душе Аси происходит скрытая борьба между новизной ее ощущений и смятением. Поэтому ее поведение – не что иное, как отражение горячего желания очаровать господина Н.Н.

Ася настолько открыта и непосредственна, что ей даже не приходит в голову как-то скрывать свои чувства. На этой волне она рассказывает о своей любви брату и признается в ней самому господину Н.Н. Этот наивный, полудетский порыв вызывает у мужчин неоднозначную реакцию. Гагин считает, что сестра сошла с ума и предупреждает, что «она погубит себя непременно». В то же время он понимает, что чувства Аси чисты и благородны.

Главный герой, осознавая, что стал объектом любви юной наивной девушки, и сам, будучи влюбленным, не может оценить ее прекрасного порыва. «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» –размышляет он. К тому же, он не собирается нарушать правила света и заключать брак с девушкой, которая считается незаконнорожденной. По этим причинам он не может идти на поводу у своего чувства и отказывается от любви Аси. Когда Гагин с грустью в голосе спрашивает у него, намерен ли он связать свою жизнь с его сестрой, герой молчит, не решаясь дать прямой ответ.

Кадр из х/ф «Ася». 1977

Финал

Когда Ася осознает, что ее чувства отвергнуты, она принимает решение навсегда расстаться со своей первой любовью. Она делает это тихо, без театральных сцен и заламывания рук. Девушка навсегда исчезает из жизни главного героя, унося с собой страдания и несбывшиеся мечты. Этим поступком раскрывается внутренняя сила героини, ее гордость и непреклонность. В этом смысле ее поведение достойно подражания.

Роль героини в произведении

Главной целью Ивана Сергеевича Тургенева было создание образа идеальной девушки, которую впоследствии назовут «тургеневской». Автор считал, что познать женщину можно только через ее чувство, поскольку именно оно раскрывает всю ее непостижимую женскую природу. Поэтому его героиня с достоинством проходит испытание первой любовью, обнаруживая в себе качества взрослой, состоявшейся личности по сравнению с тем ребенком, которым она предстает в начале повествования.

На примере образа Аси писатель призывает не бояться раскрывать свои чувства. Под влиянием нахлынувшей первой любви девушка призналась в ней любимому мужчине, но обожглась, приобретя, тем самым, бесценный, хотя и жестокий жизненный опыт. Во-первых, она узнала, что представляет собой человек, с которым она хотела связать свою жизнь, во-вторых, эта ситуация позволила ей начать лучше разбираться в людях, внимательнее присматриваться к ним. После расставания с господином Н.Н. Ася уже четко представляла себе, каким должен быть ее избранник, оно помогло ей раскрыться как личность и понять себя, свои предпочтения и желания.

Развитие героини по мере сюжета

В начале повествования Анна представляет собой совсем юную, наивную и немного легкомысленную девушку. Пока не наступила пора взросления, она может позволить себе дурачиться, предаваться шалостям, относиться к жизни, как к игре. Она открыта миру, не страшится стоять над пропастью на старой башне, потому что доверяет природе и людям, что говорит о ее внутренней свободе.

Но вот в ее жизни появляется господин Н.Н., и характер девушки в корне меняется. Это отражается на ее поведении, оно становится странным и непредсказуемым. В силу своей неопытности она не представляет, как нужно себя вести, боится показаться любимому человеку смешной и нелепой. В этом кроется причина ее странных поступков и неожиданных порывов. Веселье часто сменяется внезапной грустью, оживление – полной неподвижностью.  Смена этих образов имеет в своей основе единственную цель – привлечь к себе внимание любимого мужчины. В этом смысле показателен эпизод с лихорадкой, которая также явилась следствием захватившего ее чувства. Любовь Аси не остается без взаимности, герой также испытывает к девушке ответные чувства. Но в тот момент, когда Ася, дрожа от волнения, ждет от него решающего слова, он вдруг отступает, словно чего-то испугавшись.

Как только Асе открывается сущность господина Н.Н., она навсегда исчезает из его жизни. В этом и проявляется сила характера этой девушки, исполненной достоинства, несмотря на разочарование в первой любви. Не напрасно поэт Н.А. Некрасов после прочтения повести посвятил героине следующие слова: «…она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, она вся – чистое золото поэзии».

Отношение автора к героине

Лев Николаевич Толстой писал, что Тургенев создал и воплотил в своих произведениях «тургеневских девушек», образ, которого до этого не существовало в русской литературе. Теперь же героинями произведений стали выступать женщины, для которых любовь была выше святости брака. По сравнению с пушкинской Татьяной, оставшейся верной брачному обету, Ася без промедления говорит господину Н.Н.: «Ваша». В этом заключена сила этих женщин, которые никогда не подчинятся чужой воле и не будут насильно выданы замуж. Они способны сами делать свой выбор при условии, что избранник окажется необыкновенным человеком. Поэтому многие из них ищут любовь и не могут ее найти, потому что не оказывается рядом мужчины, который был бы достоин этих женщин. Для самого автора эти девушки являются образцом духовного идеала, так как без раздумья готовы пожертвовать собой ради любимого человека.

Кадр из х/ф «Ася». 1977

Без сомнения, Тургенев симпатизирует Асе. Более того, он испытывает к ней почти отеческие чувства, такие как участие, сочувствие, сопереживание, часто прощая ей баловство и непредсказуемость. Закончив работу над повестью, он определил свое отношение к ней следующими словами: «Я писал ее очень горячо, чуть не слезами…».

Прототипы

Существует несколько точек зрения относительно того, кто же был настоящим прототипом тургеневской Аси. Одна из них является преобладающей. Согласно ей, автор взял за основу образа своей героини собственную незаконнорожденную дочь, Полину Брюэр. Эту теорию подтверждает большое количество автобиографических моментов. Как и Ася, Полина занимала в глазах общества неопределенное положение. Матерью ее была крестьянка, а отцом – дворянин Иван Тургенев. Попав в благородное общество из крестьянской среды, девушка , стесняясь своего происхождения, чувствовала себя в этом окружении весьма неуютно. Еще одним прототипом Аси могла быть незаконнорожденная сестра писателя Варвара Житова, которая так же не смогла найти свое место в светском обществе.

Экранизация героини

В 1977 году киностудия «Ленфильм» выпустила фильм-экранизацию «Ася» по повести Ивана Сергеевича Тургенева. Режиссер и автор сценария Иосиф Хейфиц пригласил на роль Аси талантливую актрису Елену Кореневу. Режиссеру удалось в точности передать атмосферу тургеневской повести, а роль главной героини принесла актрисе приз Международного кинофестиваля в Таормине. Фильм снимался в сотрудничестве с немецкой киностудией «ДЕФА». Съемки проходили в городах Бабельсберг и Потсдам. В ролях персонажей второго плана снимались немецкие актеры.

Литература:

  1. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  2. Все герои произведений русской литературы. Составители: Архангельский А.Н., Пак Д.П., Шкловский Е.А. Издательство: АСТ, Олимп, 1997.
  3. Лотман Л.М. Комментарии к повести «Ася»//Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: М.-Л., 1964.
  4. Недзвецкий В. А. Любовь – крест – долг// Известия Академии наук. Сер. Литературы и языка.- 1996.
  5. Писарев Д.И. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и ончарова// Писарев Д.И. Сочинения в 4 томах. — М., 1955.
  6. Ходанен Л.А. Идиллическое начало в повести И.С. Тургенева «Ася»//Историческое развитие форм художественного целого в классической русской и зарубежной литературе: Межвуз. сб. науч. тр.-Кемерово, 1991.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 74 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *