Гагин | второстепенный герой в произведении "Ася"

жизнь в достатке из обеспеченной семьи нет детей никогда не был женат/замужем поездки за границу ранняя потеря родителей

Гагин – второстепенный персонаж повести И. С. Тургенева “Ася”; брат главной героини.

Описание героя

Гагин. Актер Игорь Костолевский. Фильм “Ася”. 1977.

Гагин – молодой человек приятной наружности. У него ласковое лицо “с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами”. Гагин хорошо образован и очень умен. Это правдивый и честный человек с “немного вялой” душой. С первого взгляда можно понять, что это типичный изнеженный русский дворянин, не привыкший к упорному труду. Для Гагина характерен дворянский дилетантизм, накладывающий неизгладимый отпечаток на все его дела. Обладая приличным состоянием, он намерен стать художником, хотя сам признает несовершенство своих работ. Гагин сам ругает себя за “проклятую славянскую распущенность” – лень, отсутствие терпения и целеустремленности.

В одежде (“шляпа a la Van Dyck и блуза”) Гагин подражает французским художникам, демонстрирующим свое равнодушие к материальным благам. Это костюм простого рабочего (т. н. “блузника”).

.Гагин потерял мать в младенческом возрасте. До двенадцати лет он воспитывался отцом в родовом имении. Затем дядя увез его в Петербург и определил в юнкерскую школу. Закончив учебу, юноша поступил на службу в гвардейский полк. Каждый год он несколько недель приезжал к отцу в гости. В возрасте двадцати лет Гагин лишился отца и стал единственным родным человеком для тринадцатилетней незаконнорожденной Аси. В двадцать четыре года он вышел в отставку и отправился с сестрой за границу.

Гагин и господин НН

Гагин очень любит свою сестру и ничем не стесняет ее свободы. Только из-за Аси он бросил перспективную службу и ведет бесцельный образ жизни. Гагин и сам понимает, что его занятия живописью – лишь попытка хоть чем-нибудь занять свободное время. Настоящим художником он никогда не станет.

Д. И. Писарев отмечал, что Гагин – человек, свободный от предрассудков и узости, характерной для дворянской среды. Он считает рожденную от простой крестьянки Асю своей родной сестрой. Гагин уже успел убедиться в том, что окружающие будут относиться к Асе с некоторым пренебрежением. Он уверен, что господин Н. никогда не женится на девушке с низким происхождением, поэтому в прощальном письме к нему специально оговаривается: “Есть предрассудки, которые я уважаю…”.

Роль героя в произведении

Гагин в повести выступает в роли главного защитника и воспитателя Аси. Перед молодым человеком поставлена непростая задача. Характер девушки до сих пор не сформировался. Ничем не стесняя свободы сестры, Гагин должен оберегать ее следить за тем, чтобы девушка не совершила серьезной жизненной ошибки.

Прототипы

Вероятным прототипом Гагина считается начинающий живописец А. П. Никитин, с которым Тургенев познакомился во время лечения в Зинциге. Там же писатель тесно общался с братом и сестрой Сабуровыми из Москвы. Вместе с ними он совершил длительную прогулку по долине реки Ар и вполне мог использовать свои наблюдения для описания взаимоотношений между Гагиным и Асей.

В качестве еще одного возможного прототипа Гагина называют А. А. Фета, путешествующего по Европе вместе с сестрой Надеждой Шеншиной и встречавшегося с Тургеневым в Париже. В этот период Надежда тяжело переживала свой неудачный роман с неким Эрбелем. Для Ивана Сергеевича это могло послужить основой для описания бережного и заботливого отношения Гагина к несчастью сестры.

Экранизации

Образ Гагина был воплощен на экране в картине “Ася” (1977 г.). Эту роль исполнил выдающийся отечественный актер И. М. Костолевский. Экранизация вызвала противоречивые отзывы критиков, но многие зрители полюбили фильм благодаря замечательной игре Игоря Матвеевича.

Литература

  1. Богословский Н. В. Тургенев. – М., 1964.
  2. История русской литературы в четырех томах. Т. 3. – Ленинград, 1982.
  3. И. С. Тургенев. Вопросы биографии и творчества. – Ленинград, 1982.
  4. Лебедев Ю. В. Тургенев. – М., 1990.
  5. Недзвецкий В. А. И. С. Тургенев: логика творчества и менталитет героя. – М., 2009.
  6. Петров С. М. И. С. Тургенев: Творческий путь. – М., 1979.
Владислав Валерьевич | Просмотров: 79 | Оценить:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *