Господинн Н. Актер Вячеслав Езепов. Фильм «Ася». 1977

Господин Н. — главный герой повести И. С. Тургенева «Ася». Это сам рассказчик, вспоминающий любовную историю из своей юности.

Описание Господина Н

История господина Н. относится ко времени, когда ему было двадцать пять лет. Молодой человек был «здоров, молод, весел». Обладая приличным состоянием, он бесцельно путешествовал по Европе. В заграничном путешествии господина Н. совершенно не интересуют живописные места, памятники архитектуры, знаменитые произведения искусства и т. п. Его привлекают живые люди. Молодой человек с любопытством изучает население разных стран. Ему нравится находиться в толпе, разделять ее эмоции и чувства. Господин Н. охотно идет в город Л. на коммерш немецких студентов, чтобы посмотреть на «невинное кокетничанье молодости».

В эпизоде студенческого праздника содержится намек на то, что господин Н. когда-то тоже учился в немецком университете. Он задумывается: «Уж не пойти ли к ним?». На германских землях существовала традиция участия в коммершах бывших студентов.

Господин Н. — образованный человек, разбирающийся в различных видах искусства. Однако его знания достаточно поверхностны. Как и Гагин, он является дилетантом. Временами, особенно по вечерам, господин Н. любит и одиночество. Проживая в немецком городе З., он часто гуляет один по залитым лунным светом улицам, сидит в задумчивости на скамейке на берегу Рейна. Характерная черта господина Н. — нежелание встречаться за границей с соотечественниками. Знакомство и дружба с Гагиными происходят совершенно случайно.

Развитие героя

Господин Н.

До встречи с Гагиными господин Н. ведет праздный и бесцельный образ жизни. Он просто переезжает из одного европейского города в другой и заводит на водах недолгий роман с «молодой вдовой». После измены любимой молодой человек принимает решение на некоторое время осесть в небольшом городке З.

Каких-то слишком сильных душевных страданий господин Н. не испытывает. Вероятно, ему даже нравится почувствовать себя в роли несчастного возлюбленного. Познакомившись с Гагиными и проведя у них один вечер, господин Н. уже перед сном отмечает, что «ни разу не вспомнил о… жестокой красавице».

Любовь к Асе

Странная девушка понравилась господину Н. с первого взгляда. Размышляя о своем отношении к Асе, он поначалу отказывается признать, что влюбился в нее, хотя все признаки влюбленности налицо. Избегающего встреч с русскими и любящего уединение молодого человека тянет к Гагиным. Он часто задумывается: действительно ли новые знакомые являются братом и сестрой? Случайно подслушав разговор между Гагиным и Асей («Я никого не хочу любить, кроме тебя»), господин Н, словно обиженный ребенок, уходит на три дня в горы. Узнав историю девушки, он чувствует «сладость на сердце».

Господин Н. ощущает, что в нем «зажглась жажда счастья», которую он все еще не решается назвать любовью. Молодой человек проводит в обществе Аси два счастливых дня. На третий день он видит девушку лишь мельком (Асе нездоровится), а на четвертый получает от нее записку с приглашением на свидание.

Позорная слабость или подчинение долгу?

Сцена свидания господина Н. с Асей до сих пор вызывает горячие споры. Собственно, странности в поведении главного героя начинаются с момента получения им записки от девушки. Господин Н. уже не может отрицать, что любит Асю и жаждет взаимности. Гагин рассказывает ему, что сестра тоже влюблена. Никаких препятствий для счастья не существует. Остается лишь встретиться с девушкой, признаться ей в любви и сделать предложение.

Господин Н. зачем-то показывает Гагину записку от Аси, но этот поступок еще можно объяснить благородством его натуры. Последующие действия главного героя с трудом поддаются объяснению. Любовное свидание с Асей превращается в позорную и глупую сцену. Вместо признания, которого страстно ждет влюбленная девушка, господин Н., проявляя совершенно неуместную грубость, осыпает ее незаслуженными упреками: «Вы не дали развиться чувству… Вы усомнились ко мне…». Господина Н. удивляет, что Ася стремительно убегает. А какой еще реакции он ждал от девушки, жестоко обманувшейся в своих надеждах?

Господин Н. и Ася

Одна из самых развернутых и известных характеристик поведения господина Н. в сцене свидания с Асей была дана Н. Г. Чернышевским в статье «Русский человек на rendez-vous». Знаменитый критик, правда, через образ господина Н. обличал либеральное дворянство, но некоторые его мысли заслуживают внимания. По мнению Чернышевского, основная беда главного героя — прирожденная «неспособность понимать вещи»; его жизнь была слишком мелка и бездушна, как и «все отношения и дела, к которым он привык». Называя господина Н. «Ромео», критик отмечал его неспособность к решительным действиям. Трусливое поведения на свидании, упреки и нравоучительные наставления Асе дают полное основание считать молодого человека «дряннее отъявленного негодяя».

П. В. Анненков утверждал, что господин Н. — слабый человек, занятый собой и самонаблюдением, доведенным до страсти; эгоист, нередко видящий в других людях лишь предмет, избавляющий от скуки. Д. И. Писарев отмечал, что господин Н. живет чужими идеями, которых «не может осилить и переварить». Главные его недостатки: отсутствие оригинальности и неспособность к действию. Отрицательные оценки образа критиками сводятся к следующему. Господин Н. боится подвергать себя риску и не доверяет собственному чувству. Он не желает брать на себя ответственность за свою и чужую судьбы. Молодой человек отличается бесхарактерностью, полным отсутствием воли, ранним нравственным одряхлением и противоречием между словом и делом.

В советском литературоведении прочно установилось мнение, что господин Н. — типичный представитель духовно и нравственно оскудевшей дворянской интеллигенции. Противники этой точки зрения утверждают, что в момент свидания господин Н. еще не был готов к решительному признанию. Они считают, что его проблема состоит в столкновении возможности достижения личного счастья с моральным долгом.

Главный герой не мог не рассказать Гагину о записке, так как был уверен, что, как благородный человек, обязан это сделать. Мысль о моральном долге останавливает господина Н. и в самый романтический момент свидания («Что мы делаем!»).

Запоздавшее прозрение

Уже после странного любовного свидания господин Н. понимает, что совершил большую ошибку. На этот раз он осыпает упреками самого себя: «Безумец! Безумец!». Волнение главного героя усиливается, когда он узнает от Гагина, что Ася до сих пор не вернулась домой.

Возвращение девушки господин Н. почему-то считает прекращением всех своих страданий. Он собирается на следующий день сделать Асе предложение («Завтра я буду счастлив!»). С этой мыслью он «летит» домой: «…меня поднимали какие-то широкие, сильные крылья».

Утром господин Н. узнает о поспешном отъезде Гагиных и получает прощальную записку от Аси. Девушка пишет, что так и не дождалась от любимого «одного слова». После безуспешных попыток разыскать Гагиных главный герой отказывается от намерения вновь увидеться с Асей. Впрочем, о силе любви господина Н. к девушке можно судить по его собственному признанию: «…я не слишком долго грустил по ней».

Таким образом, чувство главного героя к Асе стоит расценивать в качестве очередного любовного увлечения, по сути мало чем отличающегося от его романа с «молодой вдовой». Господин Н. сам признает, что «вероятно, не был бы счастлив с такой женой»

Роль Господина Н.

На примере господина Н. автор показывает, как важно не ошибиться в молодости и не пройти мимо своего счастья. Главный герой, не сказав в решающий момент нужного слова, всю жизнь испытывает «тоску безумных сожалений». Несмотря на некоторые сомнения в возможности счастливого брака с Асей, он долгие годы не может позабыть то «жгучее, нежное, глубокое чувство», которое вызвала в его душе эта девушка.

Прототипы

В образе господина Н. и его истории отразились многие детали биографии самого Тургенева. Главный герой «искал уединения» после неудачного любовного романа. Тургенев точно так же «бежал» из-за резкого охлаждения в отношениях с Полиной Виардо.

Господин Н. без цели путешествует по Европе. Иван Сергеевич тоже в течение года переезжал из города в город, побывав в Лондоне, Париже, Флоренции, Риме, Вене и др. В повести подробно описаны реальная обстановка, природа и быт Зинцига — немецкого города, в котором писатель приступил к работе над «Асей».

Наконец, в черновых вариантах произведения хорошо заметна психологическая близость между господином Н. и Тургеневым. Также в них содержались намеки на будущую литературную деятельность главного героя.

Экранизации

Повесть была экранизирована в 1977 г. Господина Н. в фильме «Ася» сыграл В. И. Езепов. Картина получила сдержанные отзывы критиков и зрителей. В частности, отмечался неудачный выбор актера на главную роль, который был гораздо старше литературного героя (на момент съемок Езепову было уже 36 лет).

Литература

  1. Богословский Н. В. Тургенев. — М., 1964.
  2. История русской литературы в четырех томах. Т. 3. — Ленинград, 1982.
  3. И. С. Тургенев. Вопросы биографии и творчества. — Ленинград, 1982.
  4. Лебедев Ю. В. Тургенев. — М., 1990.
  5. Недзвецкий В. А. И. С. Тургенев: логика творчества и менталитет героя. — М., 2009.
  6. Петров С. М. И. С. Тургенев: Творческий путь. — М., 1979.

Сочинения по произведению

Герои произведения

Ася (Анна Гагина)
Гагин
Текст: Владислав Валерьевич, 2k 👀
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии