Марья Троекурова •
главный герой
💡
История создания героя, прототипы
Марья Кириловна Троекурова – главная героиня романа А. С. Пушкина «Дубровский». Образ не имеет прямого прототипа.
Описание героя
Марья Кириловна – семнадцатилетняя дочь Кирилы Петровича Троекурова, очень рано потерявшая мать. Девушка получила своеобразное воспитание. Отец чередовал исполнение любого желания любимой дочери с грубыми приказаниями. Образ жизни Кирилы Петровича исключал посещение его имения женщинами, поэтому Маша не имела подруг.
Вынужденное одиночество Марьи Кириловны сделало ее замкнутой, приучило скрывать свои истинные чувства и мысли. Познания об окружающем мире девушка приобрела из чтения французских романов, превративших ее в «пылкую мечтательницу».
Роль героя в произведении
Маша Троекурова олицетворяет собой несчастную судьбу многих молодых дворянок пушкинской эпохи, вынужденных подчиняться деспотичной воле своих родителей.
В романе Марья Кириловна невольно становится спасительницей Кирилы Петровича. Влюбившись в девушку, Дубровский отказывается от тщательно планируемой мести за смерть отца и лишение имения.
В то же время Маша лишает возлюбленного надежды на возвращение к нормальной жизни и обретение счастья. Девушка испытывает непреодолимый страх перед ослушанием отцу, поэтому откладывает обращение за помощью к Дубровскому до самого последнего момента. Она любит Владимира, но считает связь с преступником настоящим падением и ударом по своему аристократизму. Марья Кириловна не случайно говорит Владимиру, что станет его женой лишь в самом крайнем случае, когда «насильно повезут… под венец».
Нерешительность Марьи Кириловны в самом главном жизненном выборе приводит к тому, что Дубровский опаздывает освободить ее. После венчания она сама отказывается бежать с любимым, чувствуя себя скованной священными узами брака.
С «потерей» Маши Владимир уже не видит никакого смысла скрываться и заниматься разбойным промыслом. Единственный выход – покинуть Россию и уехать за границу.
Развитие героя по мере сюжета
В начале романа Марья Кириловна предстает мечтательной девушкой, в которой наивность причудливо сочетается с аристократическими предрассудками. Нового учителя-француза она воспринимает в качестве своего слуги, который поэтому даже «не казался ей мужчиной». Лишь после убийства Дефоржем–Дубровским медведя гордая дворянка осознает, что мужество и храбрость не зависят от принадлежности человека к высшему сословию.
Не стоит переоценивать любовь Марьи Кириловны к Дубровскому. На протяжении всей жизни девушка видели лишь таких мужчин, которые не осмеливались высказать собственное мнение и выражали подобострастие перед ее отцом. Отважный француз стал для нее реальным воплощением мужского идеала из многочисленных французских романов.
При этом Маша не забывает о непреодолимой пропасти, разделяющей ее и простого учителя. Она не признается себе в любви к человеку, который не может даже «надеяться когда-нибудь получить ее руку».
Узнав о том, что под именем Дефоржа скрывается смертельный враг отца, Марья Кириловна испытывает противоречивые чувства. С одной стороны, «герой из романов» оказывается равным ей по социальному положению, с другой – является преследуемым властями разбойником.
Вплоть до самой свадьбы Маша испытывает муки перед выбором, который навсегда изменит ее жизнь. В конце концов ее колебания приводят к трагическому исходу. Дубровский опаздывает «вырвать» девушку из-под венца. На его резонный довод («вы были приневолены»), она решительно отвечает: «Я дала клятву». Для дорожащей дворянской честью женщины понятие долга намного выше любви и счастья.
Отношения автора к герою
Пушкин сочувствует несчастной судьбе «бедной» Марьи Кириловны. Он очень красочно описывает тяжелое состояние девушки, внезапно узнавшей о предстоящей свадьбе с князем Верейским («бледное лицо», «жалобный голос»). Отчаяние Маши ярко проявляется в ее эмоциональной мольбе к отцу: «Папенька… не губите меня». В день свадьбы Марья Кириловна впадает в оцепенение и поражает жениха «бледностию и странным видом».
Экранизация героя
По сюжету романа «Дубровский» было снято несколько зарубежных и отечественных фильмов. В советской экранизации 1936 г. («Дубровский», режиссер А. И. Ивановский) роль Маши сыграла Г. К. Григорьева.
Самой удачной и наиболее близкой к оригинальному сюжету считается картина «Благородный разбойник Владимир Дубровский», снятая В. А. Никифоровым в 1988 г. Роль Марьи Троекуровой исполнила актриса Московского театра Олега Табакова М. В. Зудина. В целом, критики сдержанно оценили исполнение главной женской роли молодой артисткой, но именно благодаря этой роли Зудина стала широко известна отечественным зрителям.
Список литературы
- Маранцман В.Г. Роман А.С. Пушкина «Дубровский» в школьном изучении. Пособие для учителя. Л.: Просвещение, 1974.
- Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
- Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
- Данилина Т.М. Роман А.С.Пушкина «Дубровский» // Литература в школе. – 1998. — №7.
- Соболева Т.П. Повесть А.С. Пушкина «Дубровский». Издательство академии педагогических наук РСФСР, Москва, 1963. — 116 с.