Образ Митрофанушки в комедии «Недоросль»

Приступая к работе над темой, мы должны учитывать, что комедия Д.И. Фонвизина – произведение для современного читателя-школьника довольно сложное. Далёкая эпоха, непривычный язык, требующие пояснения исторические реалии. Кроме того, оценивая происходящее (поступки героев, их поведение, возникающие конфликты), нужно понимать: пьеса Фонвизина – произведение русского классицизма, и этим многое объясняется. Итак, чтобы приступить к раскрытию темы, нужно подумать, на что можно опираться в своей работе.

План сочинения

  1. Митрофан – герой комедии Фонвизина. Значение имени «Митрофан».
  2. Характеристика героя:
    1. образ жизни героя;
    2. жизненные цели Митрофана, отношение к образованию;
    3. отношение к окружающим людям (родителям, Софье, Скотинину, учителям, крепостным).
  3. Почему имя героя стало нарицательным? Что представляют собой современные митрофаны?

В ходе чтения можно отобрать цитаты, которые могут быть использованы в работе. Например, выделим слова, обращённые Митрофаном к разным людям, которые его очень хорошо характеризуют и помогают понять, с каким героем мы имеем дело:

  • к Еремеевне: «Ну, ещё слово молви, старая хрычовка! Уж я те отделаю…»;
  • к Цыфиркину: «Ну, давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать»;
  • к матери: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!»
  • об отце: « Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку. Так мне и жаль стало… Тебя, матушка: ты устала, колотя батюшку…» (действие 1 явление IV).

Важны и цитаты, характеризующие отношение Митрофана к учёбе, образованию:

  • Кутейкин: «Четвёртый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберёт; да и зады мямлит, прости Господи, без складу по слогам, без толку по толкам…» (действие 3 явление VI);
  • Цыфиркин: «Дал мне Бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трёх перечесть не умеет…» (действие 3 явление VI); «А кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял…» (действие 3 явление VII);
  • Софья (с иронией): «Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже последней стадии своего совершенства и дале не пойдёт…»
  • Простакова: «Мне очень мило, что Митрофанушка вперёд шагать не любит» (действие 3 явление VII);
  • Митрофанушка: «Не хочу учиться – хочу жениться».

Приведённый цитатный материал позволяет подтвердить в работе мысль о том, что в своём отношении к образованию, учению Митрофан – «достойный» продолжатель династии Скотининых, для которых просвещение является безусловным злом.

Лексическая работа

  1. Уточните для себя понимание следующих слов:
    1. недоросль – молодой дворянин, ещё не получивший образования и не поступивший на службу;
    2. Митрофан – по греч. «матерью явленный», «подобный своей матери», «являющий свою мать»;
    3. невежество – отсутствие знаний, некультурность, отсталость, неосведомлённость в чём-либо.
  2. Используйте нужные слова, предлагаемые в списке, для характеристики героя: маменькин сынок, бездельник, корыстный, злонравие, лицемерие, грубость, жестокость, избалованность, подлость, бездуховность.

Заключение

На наш взгляд, сложности может вызвать финальная часть работы. Чтобы сделать заключение в соответствии с планом, который мы предложили для работы, надо понимать, что такое имя героя, ставшее нарицательным. Митрофан – это собственное имя героя комедии, шестнадцатилетнего оболтуса, обжоры и дармоеда. Однако он является носителем таких черт характера, которые можно увидеть в очень многих людях. Это делает образ героя типичным для любого времени и эпохи. Поэтому многих наших современников можно назвать митрофанушками, то есть людьми, очень похожими на фонвизинского недоросля своей необразованностью, примитивностью духовного мира и жизненных целей, жадностью и желанием жить, не обременяя себя трудом, грубостью и жестокостью.

Финальная часть может быть иной: вы можете сказать о том, как автор относится к Митрофану и в чём опасность появления подобных митрофанушек. Это может выглядеть, например, так: «Митрофан – молодой дворянин, который в силу своего воспитания унаследовал от своих родных наихудшие человеческие качества. Неслучайно в финале звучат слова мудрого Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!» Автор, раскрывая характер героя, показывает, насколько глубока мера его безнравственности. Кроме того, для него важно, что Митрофан, как и его близкие, — дворяне, утратившие представление о своём истинном назначении, погрязшие в невежестве и беззаконии. Они не имеют ни малейшего представления о таких нравственных понятиях, как гражданское служение, выполнение обязанностей дворянина, гуманизм и доброта. Поэтому изображает автор Митрофана сатирически, заставляя зрителя и читателя не только смеяться над ним, но и понимать опасность появления таких людей. Об этом, кстати, говорит один из учителей бездельника-недоросля Вральман: «Не крушинься, моя матушка, не крушинься, какоф тфой тражайший сын, таких на свете миллионы, миллионы». К сожалению, эти слова не устарели по прошествии двух с половиной веков. И порой мы видим тех, кого с полным правом можем назвать Митрофанушками, в ком, как в зеркале, отражается безобразный лик героя фонвизинской комедии».

Первый вариант сочинения

Образ Митрофанушки в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Одним из основных персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» предстает Простаков Митрофан, юный дворянин, недоросль. В переводе имя Митрофан обозначает «являющий свою мать». И молодой человек с успехом подтверждает свое имя.

Уже с юных лет Митрофан научился грубости и неуважению к людям. Как и Простакова, он воспринимает крепостных как предметы, не имеющие чувств и эмоций. Как его мать относится к отцу – бранится на него, порой поднимает на него руку, так и Митрофан относится к своим родителям: он не уважает отца, а в тяжёлую минуту для матери (в финале пьесы) и вовсе отказывается от нее.

Мать проявляла заботу об образовании сына, но делала она это лишь для отвода глаз – руководствуясь государственным указом о необходимости образования для поступления на службу.

Учителей Митрофана нельзя назвать специалистами, но даже то немногое, что они пытаются передать ему, он не способен воспринимать. Возможно, тут тоже сказывается влияние матери: она велит сыну не напрягаться, просит его не сильно  вслушиваться в слова преподавателей, больше ориентироваться на ее советы. Из всех учителей хвалит недоросля только Вральман, желая добиться расположения Простаковой. Но фамилия Адама Адамыча говорит сама за себя.

Митрофан не знает элементарных правил грамматики и арифметики,  истории и географии. Одна из самых смешных сцен в комедии — экзамен, устроенный для Митрофана. Она в полной мере говорит о его «познаниях» в науках.

Несмотря на заботу матери, Митрофан не питает уважения ни к ней, ни к отцу. Тут тоже значителен пример матери – она не уважает никого вокруг, также ведет себя и сын. Ему совершенно не жаль Простакову, он пренебрегает ею, не уважает ее, играет ее чувствами ради собственной прихоти.

Отец для него имеет еще меньшее значение. Скорее всего, потому, что Простаков, боясь гнева жены, постоянно хвалит отпрыска совершенно незаслуженно. Дяде Митрофан всегда хамил и побаивался его гнева. Другими словами, никто из семьи недоросля не удостоился его любви. Думаю, он попросту не умел любить и не знал, что такое чувство вообще существует.

В финале комедии все получают то, что заслужили: от Простаковой  отрекается собственный сын, Митрофана отправляют на  службу. Остается только надеяться, что служба окажет на него благотворное влияние и он хоть что-то поймет в этой жизни, осознает свои ошибки и исправит их.

Современным молодым людям тоже стоит задуматься над поведением Митрофана. Не случайно произведение не утратило актуальности и в наше время: нынешние недоросли порой совершают те же проступки, что и Митрофанушка почти три века назад.

Второй вариант сочинения

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» вошла в историю русской литературы XVIII в. Написанная в стиле классицизма, она знакомит нас с героями сугубо положительными и отрицательными, которые поражают своим невежеством и безнравственностью.  Среди них и Митрофан Простаков, единственный сын помещиков Простаковых. Митрофан — потомственный дворянин. Он — 15-летний подросток, недоросль.

Госпожа Простакова любит своего сына Митрофана безумной любовью. Митрофанушка — настоящий «маменькин сынок», по его собственным словам и по словам его дяди Скотинина. Господин Простаков обожает своего сына Митрофана и считает его «умным и разумным дитем», что, конечно, не соответствует действительности. Очевидно, отец слеп в своей любви к Митрофану. По словам госпожи Простаковой, ее 15-летний сын Митрофанушка является «дитем» и «ребенком», которого нужно нежить, баловать.

Митрофан слишком изнежен, груб, избалован и жесток как по отношению к учителям и крестьянам, так и по отношению к родителям. Чрезмерная родительская любовь плохо сказалась на воспитании. Митрофан был уверен, что все его действия правильны, ведь его никогда не наказывали.

Митрофанушка ленив, он живёт в своё удовольствие, бегая на голубятню и отдавая дань хорошей еде. Митрофан – яркий пример  человека, который ни к чему в жизни не стремился.

Наука давалась Митрофану с трудом. Четыре года бились учителя, чтобы хоть чему-нибудь его научить, но результата  не было. Мать сама необразованная женщина, внушала сыну, что учиться необязательно. Важны деньги и власть, все остальное — пустая трата времени. «Не хочу учиться – хочу жениться» — эти слова Митрофана говорят о многом.

Указ Петра о том, что дворянские дети должны знать арифметику и грамматику сыграли свою роль. Ей пришлось нанять учителей не из любви к наукам, а потому что так положено. Неудивительно, что с таким отношением к учебе Митрофан не понимал и не знал элементарных вещей.

Каким бы умным и трудолюбивым ни был человек, в нем есть частица такого Митрофанушки. Каждый человек иногда ленится, есть и такие люди, которые стараются жить только за счет родителей, сами ничего не делая. Поэтому имя героя стало нарицательным.

Третий вариант сочинения

Услышав название комедии «Недоросль», мы сразу вспоминаем бездельника и неуча Митрофанушки, героя одноименной комедии. Однако времена Петра I недорослями называли дворянских детей, не закончивший образование и ещё не поступивший на службу. Фонвизину удалось придать слову другое значение. После выхода комедии оно приобрело нарицательный характер. Образ Митрофана в комедии «Недоросль» стал отрицательными. Рисуя подобного героя и его родственников, Фонвизин хотел показать деградацию русского дворянства, худшие представители которого утратили представление о своём истинном назначении, погрязли в невежестве и беззаконии.

Митрофанушка, молодой человек шестнадцати лет, живёт в своём родительском доме. У него есть отец, который не смеет и слова плохого сказать про сына, потому что боится матери, мать, которая души не чает в своём сыне, и дядя, имя которого  Тарас Скотинин, — оно о многом говорит.

Митрофан Простаков, или Митрофанушка, как называет его мать, избалован донельзя своей матерью, которая называет его дитём или ребёнком. Это изнеженный и избалованный маменькин сынок, который очень любит покушать или погонять голубей.

Главный герой оскорбляет свою няньку Еремеевну, спорит с учителями, обзывает их. Понимая, как его любит мать, он пользуется её чувствами. С отцом же вовсе не считается.

Это настоящий тунеядец, бездельник и лентяй.  Простаков учится на протяжении четырех лет, только толку от этого мало. Учеба не дает результатов. «Четвёртый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберёт; да и зады мямлит, прости Господи, без складу по слогам, без толку по толкам…» — сетует Кутейкин. И если бы не указ Петра о том, что дворянские дети должны знать божье слово, арифметику и грамматику, то, вероятно, учителей в доме не было бы вовсе. Ведь Скотинины никогда ничему не учились и беды в этом никакой не видели. Поэтому мать убеждает сына, чтобы сын не утруждался, чтобы он поучился хотя бы для вида. Иначе потом нельзя будет устроиться получше.

Роли отца в формировании Митрофана как личности совсем не прослеживается: он – безвольная тень своей жены. Митрофан растет таким же расчетливым, как его мать, таким же неучем, как родители. Митрофан в силу своего воспитания унаследовал от своих родных наихудшие человеческие качества. В этом отношении противопоставлен юной Софье, самостоятельной, стремящейся к просвещению, уважающей  старших.  В характере же недоросля собраны худшие черты молодого поколения, воспитанного  в условиях умственной и моральной деградации: корысть, пассивность, инфантильность, неуважение к родителям и старшим, жестокость. «Вот злонравия достойные плоды!» — говорит Стародум в финале комедии.

Текст: Елена Бочкова, 5.3k 👀