Образ Ромашова в повести А.И. Куприна «Поединок»

Тема, посвящённая повести А. Куприна «Поединок», привлекает тем, что она связана с проблемами взросления человека, с его жизненным и нравственным выбором. Внимание должно быть сосредоточено на образе главного героя повести – молодого подпоручика Юрия Ромашова. Имейте в виду, что Куприн в звании подпоручика служил в 46-ом пехотном Днепровском полку в течение 4 лет (этот период отражен в повести «Поединок»). Поэтому то, о чём он пишет, ему известно не понаслышке.

Как построить сочинение? В этом вам поможет план, который позволит привести в порядок материал к сочинению и не пропустить значимые части, соблюдая логику и последовательность повествования.

План сочинения

  1. Портрет подпоручика Ромашова.
  2. Его путь в армию. Причины, которые привели его на воинскую службу.
  3. Ромашов в офицерской среде. Его взаимоотношения с сослуживцами, отношение к ним.
  4. Какое влияние на Ромашова оказывает офицер Назанский?
  5. Внутренняя работа в душе героя. Происходящие в нём изменения.
  6. Противоречивость в характере героя.
  7. Поступки, характеризующие героя. Взаимоотношения с Хлебниковым.
  8. Роковая любовь к Шурочке Николаевой.
  9. Главные отличия образа Ромашова от других офицеров: он искатель-гуманист, ищущий справедливости, размышляющий о достоинстве и свободе личности каждого человека, страдающий от бездуховности армейской среды и её косности. Человек, вступивший в поединок и погибающий в нём.

Цитаты

Обратите внимание на высказывания героев, самого автора о герое, которые вы можете использовать в тексте работы:

Назанский о Ромашове:

  • «Я вас знаю хорошо, лучше, чем всех других, и я чувствую вашу душу. Ведь вы совсем не верите в это».

О внутреннем состоянии героя:

  • «Уже не в первый раз за полтора года своей офицерской службы испытывал он это мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей, – это тоскливое чувство незнания, куда девать сегодняшний вечер».
  • «Никому это непонятно. Нет у меня близкого человека…»
  • «…я сам – несчастный, одинокий, убитый человек».
  • «Что за жизнь! Что‑то тесное, серое и грязное… эта развратная и ненужная связь, пьянство, тоска, убийственное однообразие службы, и хоть бы одно живое слово, хоть бы один момент чистой радости. Книги, музыка, наука – где все это?»
  • «…это же ведь не служба, это – изуверство какое‑то!.. Эти старые барабанные шкуры издеваются над нами! Они нарочно стараются поддерживать в отношениях между офицерами грубость, солдафонство, какое‑то циничное молодечество».

Шурочка обращается к Ромашову:

  • «Ромочка, зачем вы такой… слабый! <…> Но зачем вы такой жалкий! <…> О, если бы вы были сильный!»

Критика

Интересным может быть включение в текст цитат из работ критиков:

В. Афанасьев: Ромашов «отнюдь не герой, а средний, во многом заурядный человек, и если даже у этого среднего, ординарного человека окружающая среда вызывает чувство протеста, значит, весь ее уклад несовместим с принципами человечности и гуманности. Сама гибель Ромашова в момент, когда он сделал попытку вырваться из этой среды, говорит о ее активной враждебности всякому, кто так или иначе вступает в столкновение с ней».

И. Питляр: «Повесть «Поединок» — явление большого реалистического искусства, в котором беспощадно правдивое изображение ужаса и скуки военной жизни сочеталось с большой достоверностью в раскрытии психологии человека, переживающего серьёзный нравственный перелом, в изображении ломки сознания, высвобождающегося из пут уродливых кастовых предрассудков».

Сложность может вызвать та часть сочинения, в которой говорится о противоречиях в характере Ромашова. Она может выглядеть следующим образом: «Офицер Ромашов – мечтательный, романтичный человек, склонный к рефлексии. Не может не привлекать его мягкость, доброта. В его душе происходит столкновение сознания человека и офицера, которые постоянно вступают в поединок. Эта внутренняя мучительная борьба постепенно переходит в открытое противостояние со всем офицерством. Но порывы к протесту сменяются у него апатией и безразличием ко всему, его нередко охватывает подавленность: «Пропала моя жизнь!» Чувство нелепости и непонятности жизни так угнетают его, что он не находит сил, чтобы противостоять ей».

Вариант сочинения

Главный герой знаменитой повести А.И. Куприна «Поединок» — Юрий Алексеевич Ромашов. Будучи офицером, он разочаровался в военной службе, несмотря на недолгий срок своего пребывания в армии. Все его мечты о воинской славе разбились о жестокий реальный мир. Ромашов действительно ненавидит свою службу, поэтому начинает задумываться над тем, чтобы оставить её. Но для этого ему не хватает решительности, как и для любого другого серьёзного шага.

Ромашёв. Кадр из фильма.

Ромашов – офицер, имеет звание подпоручика, командует ротой пехотного полка, в котором находится уже полтора года. Он ещё очень молод, несмотря на звание, ему исполнился только двадцать один год. Скорее всего, именно столь юный возраст является причиной излишней мечтательности главного героя, которая приводит его к идеализации окружающего мира.

Ромашов описывается как молодой человек среднего роста, худощавого, но крепкого телосложения. Он был слегка неуклюжим и скованным в своих действиях. Был крайне робким, иногда мог даже покраснеть. Но в то же время не боялся заступиться за солдат перед полковым командиром, за что неоднократно получал выговор.

Ромашов – очень добрый и отзывчивый человек. Это прослеживается в его негативном отношении к жестокости и грубости армейской жизни. Юрий Алексеевич всегда вступается за униженных и оскорблённых, не боясь наказания свыше. Он, будучи истинным романтиком и мечтателем, не может принять царящую повсюду тиранию. Все офицеры позволяют себе кричать на беззащитных солдат, а многие даже избивают их. Ромашов не хочет с этим мириться, он уверен, что командиры не имеют права на подобные действия.

Однако все его протесты остаются внутренними. Все положительные черты характера Ромашова перекрываются его безволием, малодушием и неумением жить в реальном мире. Он даже не может собраться с духом, чтобы заставить себя сесть за учебники ради поступления в Академию.

В армии Ромашов не может избавиться от чувства тоски и скуки. Он понимает, что воинская жизнь серая и однообразная. «Что за жизнь! Что‑то тесное, серое и грязное… эта развратная и ненужная связь, пьянство, тоска, убийственное однообразие службы, и хоть бы одно живое слово, хоть бы один момент чистой радости. Книги, музыка, наука – где все это?» — мучительно размышляет герой. Из-за того, что Юрий Алексеевич отличается от других офицеров, он чувствует себя очень одиноким. Именно это одиночество и стало причиной его связи с замужней женщиной и пристрастия к алкоголю.

Для того чтобы убежать от окружающей жестокости, Ромашов писал повести, но никому их не показывал. Он любил прогуливаться в одиночестве и мечтать о совсем другой жизни. В этих мечтах он становился героем, защищал свою Родину и спасал людей. Армия в этих мечтах тоже была совершенно другой. Такой, какой он её представлял до своей воинской службы.

Старшие офицеры недолюбливали подпоручика за его слабую натуру. Им не нравилось его неприятие естественного течения армейской жизни. Мало с кем мог найти Ромашов общий язык, но такие офицеры всё же имелись.

Авторитетом и товарищем для Юрия Алексеевича был офицер Назанский, несмотря на его чрезмерное пристрастие к алкоголю. В его философских речах Ромашов слышал то, о чём думал сам. Ему были близки слова Назанского о свободе, мире и необходимости перемен в государстве. Ромашову очень нравились его идеи о человеческой воле. Именно разговор с Назанским стал переломным моментом в жизни подпоручика. После него Ромашов осознал свою индивидуальность и понял, что армия душит его, не даёт развиваться.

Семя, посеянное Назанским, проросло в душе Юрия Алексеевича, и он пришёл к выводу, что ему необходимо покинуть армию.

Юрий Алексеевич был влюблён в Александру Петровну, супругу поручика Николаева. Каждый вечер он ходит к ним в гости, чтобы иметь возможность её видеть. Спустя некоторое время ему посчастливилось обратить на себя внимание Шурочки, а потом она и вовсе призналась ему в своих чувствах. Но сразу же после признания в любви Шурочка упрекает Ромашова в слабости и безволии. Она не верит в то, что он сможет чего-то добиться в жизни. И, как оказалось, зря, потому что Ромашов был готов на всё для того, чтобы его возлюбленная стала счастливой. Он даже согласился принять участие в дуэли по её просьбе. И эта дуэль оказалась для него роковой.

Никто не мог подумать, на что способна Шурочка ради достижения своей цели. Для того чтобы восстановить репутацию своего мужа, она с лёгкостью погубила верного друга. Хитростью и подлостью она добилась того, чтобы Ромашов поддался поручику Николаеву. Шурочка принесла в жертву своей корысти человеческую жизнь, хрупкая девушка оказалась бездушной убийцей.

Главные черты характера Ромашова – это мечтательность и безволие. В начале воинской службы он мечтал о геройстве и славе. Но эти мечты остаются всего лишь мечтами, а на деле он играет в карты, пьянствует и заводит связи с ничтожными женщинами. Он был слишком бесхарактерным для того, чтобы добиться желаемого. Даже лучшие качества Ромашова не всегда могут проявиться из-за его слабой воли.

Удивительно, что армейский быт не смог погубить в нём личность, как это происходит с большинством офицеров. Получается, его истинная сила состояла в том, что он не поддавался губительному влиянию окружающей атмосферы. И в конце концов подпоручик Ромашов пришёл к выводу, что он больше всего на свете желает бросить воинскую службу, для того чтобы заняться каким-нибудь действительно интересным делом. Но попробовать себя в другой сфере ему так и не удалось.

Несмотря на явную симпатию, автор не идеализировал образ Ромашова. Он изобразил его со всеми достоинствами и недостатками. У Ромашова была слабая натура, но он пытался противостоять влиянию среды, и именно это делает его особенным человеком своего времени.

Текст: Елена Бочкова, 5.2k 👀