Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Соня Мармеладова

Соня Мармеладова

Рекомендации к написанию сочинения «Образ Сони Мармеладовой» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Полифонизм романа Достоевского

Прежде чем приступать к работе, уясним такое понятие, как полифонизм романа. Этот термин ввёл в литературоведение М.М. Бахтин, так определявший особенность жанра произведения, называя его «полифоническим» (т.е. многоголосным) или «диалогическим». Согласно Бахтину, принцип полифонизма заключается в том, что каждый герой имеет свой автономный (независимый) внутренний мир. Поэтому в романе свободно взаимодействуют разные миры, «хор голосов». Голос автора занимает при этом равное положение с голосами героев. Каждый герой является носителем своей «правды», идеи (например, идея Раскольникова, идея целых кафтанов Лужина и т.д.). Особое место в этом отношении занимает образ Софьи Мармеладовой.

Идейно-композиционная роль образа Сони

Соня Мармеладова – единственная героиня, «правда» которой лишена идеологической составляющей. У неё нет никаких теорий, кроме веры в Бога, но это именно вера, а не идеология: она относится к сфере иррационального, непостижимого. Именно Соня противопоставлена в системе персонажей всем героям-«идеологам», хотя она ничего не проповедует, никому не читает нравоучений. С точки зрения человека, живущего по законам разума, опирающегося на теорию, Соня производит впечатление «странной», «юродивой». Такой видит Соню Раскольников. Перечитайте важнейшие главы романа, в которых описываются встречи Раскольникова и Сони:

часть 4, глава 4  — первый приход Раскольникова к Соне, чтение Нового Завета (глава о воскрешении Лазаря);

часть 5, глава 4 – второй приход Раскольникова. Родион рассказывает Соне о совершённом им убийстве старухи процентщицы и Лизаветы.

Обратите внимание, что именно эти главы расположены в центре романа, образуя его композиционный центр: это подчёркивает особую смысловую значимость происходящего в них, поскольку мы видим в них Соню в её взаимоотношениях с Раскольниковым. Это помогает понять её «правду».

При написании работы материал можно выстроить в соответствии с предлагаемым планом.

План к сочинению

  1. Идейно-композиционная роль образа Сони Мармеладовой в романе.
  2. Трагическая судьба героини.
  3. Портрет героини.
  4. Описание комнаты Сони.
  5. Причины жизни Сони по «жёлтому билету»:

а) бедственное положение семьи Мармеладовых;

б) решение пожертвовать собой во имя семьи, спасения детей.

III. Черты характера героини: её жертвенность, высокая нравственность,        религиозность, чуткость, доброта; беззащитность и сила в противостоянии судьбе.

  1. IV. «Правда» Сони и идея Раскольникова в их столкновении.
  2. V. Соня как апофеоз страдания и самопожертвования, пример высочайшего подвижничества.

Опираясь на следующие материалы, вы можете раскрыть роль образа Сони Мармеладовой в романе.

  1. Соня как антипод Раскольникова.

Рассудочной теории Раскольникова противостоит Сонино интуитивное постижение законов жизни, она выступает как оппонент Раскольникова, как голос его совести.

Соня: «Это человек-то вошь!», «И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

«От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!…»

  1. Соня – нравственный ориентир для героя, она «ведёт» Раскольникова к спасению.

«Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда бог опять тебе жизни пошлет».

  1. Сострадание и деятельная любовь героини. Соня идёт за Раскольниковым, разделяя его судьбу.

«…за тобой пойду, всюду пойду!»

  1. Преданность Сони, не требующей ничего взамен, готовность переносить все муки ради него – источник воскрешения Раскольникова.

«…он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она  она ведь и жила только одною его жизнью!»

«…он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь».

Создавая свою работу, учтите следующее:

 в описании внешности Сони обратите внимание на черты детскости в ней, она напоминает ребёнка (это очень важно!);

–  в описании комнаты (она названа «сараем») подчёркнута её неправильная форма, эпитеты «уродливый», «безобразный» относятся как к интерьеру, так и к жизни самой героини, в которой всё исковеркано и поругано;

–  обратите внимание на цифры: Соня отдаёт Катерине Ивановне 30 целковых, последние 30 копеек – на похмелье отцу (вспомните про 30 сребренников Иуды, предавшего Христа);

–  Соня предаёт себя (преступает) во имя голодных детей, больной мачехи, пьяницы-отца: во имя любви к ним она приносит жертву, поскольку наделена даром бесконечного сострадания к людям;

–  Раскольников приходит к ней  в ожидании бунта, возмущения – ведь она тоже преступила! Но Соня идёт другой дорогой: она смиряется и страдает, выбирая путь насилия над собой во имя любви к ближнему, несмотря на страдание и позор.

Очень важно, что Соня была дружна с Лизаветой: у Сони «Новый завет» Лизаветы; медный крестик, схожее выражение лица, в котором отражается нечто детское. Они обе смиренные и кроткие!

–  Безответная Соня, не наделённая даром красноречия, не опирающаяся на законы логики, совершенно меняется, когда дело касается её веры в Бога: она становится сильной, решительной, гневной, уверенной. Раскольников чувствует это: «Да и страшна была Соня. Соня представляла собою неумолимый приговор, решение без перемен. Тут – или её дорога, или его»).

Нравственность Сони  в покаянии и в страдании, которым, по словам Достоевского, «покупается счастье».

Религиозность Сони влияет на Раскольникова, именно от неё он ждёт чуда воскрешения (вспомните, как девушка читает отрывок из Библии о воскрешении Лазаря).

 Заключение

Подводя итог, необходимо сказать о том, что Соня – воплощение авторского идеала христианской любви, жертвенного страдания и смирения. Именно она своим примером указывает Раскольникову путь восстановления утраченных связей с людьми через обретение веры и любви, в которых Достоевский видел источник переустройства общества

Соня Мармеладова является одним из ключевых персонажей известного романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Благодаря этому образу читатели задумываются о лучших человеческих качествах: самопожертвовании, милосердии, способности преданно любить и искренне верить в Бога.

Вариант сочинения

Соня, дочь чиновника Мармеладова, – юная девушка, ей около восемнадцати лет, она худенькая, голубоглазая и светловолосая, очень похожая на ребёнка. После потери места на службе отец  начал беспрестанно пить, из-за чего его жена Катерина Ивановна и дети ведут нищенское существование, голодают. Девушка жертвует собой, живёт по «жёлтому билету», чтобы спасти от голодной смерти семью, однако она не винит в этом Катерину Ивановну, которая заставила ее пойти на панель, а просто смиряется со своей судьбой, безропотно неся свой крест. Соня идет на грех ради семьи, но ей очень стыдно перед собой и перед Богом, в которого она глубоко верит. Из-за того, что она переступила нравственные законы, она стесняется находиться рядом с приличными женщинами – с матерью и сестрой Раскольникова; Соня не может даже сесть в их присутствии, боясь, что это их оскорбит. Каждый поступок кроткой и скромной девушки совершается не ради нее самой, а ради кого-то; несмотря на род своих занятий Соня предстает перед читателями как истинная христианка и праведница. В основе всех совершаемых девушкой действий лежит бесконечная, христианская любовь к ближним: из-за любви к отцу она дает ему деньги на выпивку, из-за любви к Раскольникову помогает ему, несёт ему свет веры, едет с ним на каторгу.

Образ Сони Мармеладовой противопоставлен в системе персонажей романа всем героям-«идеологам», хотя она ничего не проповедует, никому не читает нравоучений. С точки зрения человека, живущего по законам разума, опирающегося на теорию, Соня производит впечатление «странной», «юродивой».  Так думает Раскольников, руководствующийся своей теорией. Девушка же во всем опирается на законы Божьи и поэтому не понимает идей молодого человека. Рассудочной теории Раскольникова противостоит Сонино интуитивное постижение законов жизни, она выступает как оппонент Раскольникова, как голос его совести: «Это человек-то вошь!», «И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»  Именно Соне Раскольников рассказывает о совершенном преступлении, она медленно и терпеливо ведёт его к нравственному очищению, покаянию и воскрешению. Соня готова отправиться на каторгу вместе с ним, ведь она тоже переступила библейские заповеди и считает, что должна пострадать ради очищения. “Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”, — говорит ей Родион Раскольников. Каторжники ощутили доброту и любовь ко всему окружающему, исходящие от Сони, относящейся ко всем с уважением, и потому полюбили ее. Благодаря Соне Раскольников впоследствии смог раскаяться в своем поступке по-настоящему, обратиться к Богу, начать новую жизнь.

Соня Мармеладова была одной из любимых героинь Федора Михайловича Достоевского. Она воплощение авторского идеала христианской любви, жертвенного страдания и смирения. Именно Соня своим примером указывает Раскольникову путь восстановления утраченных связей с людьми через обретение веры и любви, в которых Достоевский видел источник переустройства жизни.

Текст: Елена Бочкова, 24.2k 👀