Образы героев поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Рекомендации к написанию сочинения на тему «Образы героев в поэме-эпопее Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Многообразие народных типов в поэме
Героями поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» являются люди разных социальных слоёв послереформенной России 60-70 годов XIX века. Это неудивительно, потому что поэт обратился к главному вопросу эпохи, который его очень волновал.
В стихотворении «Элегия» Некрасов спрашивает:
Народ освобождён, но счастлив ли народ?
В поэме, над которой поэт работал до конца жизни, этот вопрос, только в несколько иной формулировке, становится главным: «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» Проблема народного счастья – в центре внимания. Она потребовала масштабного исследования: поэтому многоголосие, царящее в некрасовском произведении, позволяло услышать разные мнения, увидеть и понять всё их многообразие. Для этого в поэму вводятся многочисленные герои, среди которых нельзя выделить главного, поскольку все появляющиеся в поэме образы важны в своей смысловой нагрузке. Поп или помещик, слуга-холоп и крестьяне-бунтари, староста Глеб и «счастливица» Матрёна Корчагина, дед Савелий и поэт, народный заступник Григорий Добросклонов – эти и другие герои создают собирательный образ русского народа, через который поэт приходит и к проблеме русского национального характера, очень органично связанный с проблемой поиска счастливого на Руси, проблемой вечной и удивительно современно зазвучавшей во времена Некрасова.
Как распределить материал для написания работы?
Предлагаем вам выделить несколько групп героев для их краткой характеристики, в которую должны быть включены те черты, которые сближают тех или иных героев. Поскольку поэма рассказывает о многочисленных героях с их индивидуальной судьбой, то необходимо отобрать тех, с кем связаны наиболее важные и глубокие наблюдения и выводы.
Группа 1. Образ странников.
Группа 2. Образы помещиков.
Группа 3. Образы крестьян-бунтарей.
Группа 4. Образы холопов.
Группа 5. Женские образы в поэме.
Группа 6. Народный заступник Григорий Добросклонов.
Материалы к характеристике героев поэмы.
К гр. 1
Крестьяне из семи деревень, встретившись на перекрёстке дорог, заспорили о том, кто счастлив на Руси. Не ведая того, они поднимают центральный вопрос послереформенной эпохи. Важность его такова, что простые русские мужики принимают решение не возвращаться в родные дома, пока не найдут ответ на волнующий их вопрос. С этого момента происходит трансформация образа мужиков в образ странников-правдоискателей, отправляющихся в долгий путь в поисках истины. Вопрос, поднятый ими, далеко не личный, а общественный, и его обсуждение обусловлено не частными интересами. Ссора между мужиками становится великим спором о судьбе народа. Поэтому на мужицкий суд призваны все социальные силы общества.
К гр. 2
Говорить о помещиках можно, обратившись к главе «Помещик», главным героем которой является Оболт-Оболдуев (обратите внимание на говорящую фамилию помещика, кичащегося своим дворянским происхождением). Обязательно укажите, что входит в понятие помещичьего счастья (богатство и роскошь, владение собственностью, всеобщая покорность, неограниченная власть: «Ни в ком противоречия, Кого хочу – помилую, Кого хочу – казню…»).
Упомяните о князе Утятине, который считает, что всё идёт по-старому. Крестьяне из деревни Вахлаки согласились изображать, что отмены крепостного права не было. Такая ситуация позволяет увидеть, как господин относится к крестьянам, к их тяжёлому труду. Самодурство, жестокость помещика проявляются в этой шутовской ситуации, которая оборачивается гибелью Агапа Петрова, не согласившегося ломать эту комедию.
К гр. 3
Особое внимание в работе надо уделить тем крестьянам, с которыми связано активное, протестующее начало.
Яким Нагой. Выступает в поэме как народный защитник, он говорит не об отдельных крестьянах, своих земляках или посетителях «ярмонки», а обо всём мире тружеников. Герой чувствует величие и правильно оценивает роль крестьянского труда. Яким уже не поддакивает барину, Павлуше Веретенникову. У него есть своё представление о сути крестьянской жизни, своё, крестьянское чувство чести и собственного достоинства. Яким Нагой – личность, способная постоять за народные интересы, готовая на решительный спор с теми, кто судит о народе превратно.
Ермил Гирин. Ермила Гирин пользуется безграничным уважением и доверием крестьянского мира. Именно с этим героем в поэме связано новое понимание счастья. Гирин имел всё, что надобно для счастья, поскольку он жил по законам народной правды (истинный почёт, богатство, честь). Но это не стало гарантией счастья: народный заступник не приемлет жизни, построенной на лжи и корысти, он бьётся за добро и правду, социальную справедливость, но заступничество за крестьян во время бунта окончилось трагически. С тех «в остроге он сидит». Судьба именно этого героя заставляет почувствовать неразделимость понятий: «счастливо» и «вольготно», «счастье и «воля», свобода».
Савелий, богатырь святорусский. Отметим, что Савелий сравнивается с былинным богатырём Святогором, одним из самых сильных и при этом самых неподвижных. Могучий человек, Савелий мирится с рабским положением, призывает к терпению как к способности преодолевать трудности и тяготы жизни. Слово «терпение» в рассказе о Савелии связано с такими понятиями, как стойкость, выносливость, умение противостоять злу, не согнуться. В этом «терпении» и видит Савелий богатырство крестьянина.
К гр. 4
Поскольку Некрасову нужна была широкая панорама, показывающая условия, в которых складывается жизнь крестьян, их психология, мировоззрение, его интересуют разные представители крестьянства, очень неоднородного. Не стремясь идеализировать своих героев, поэт рисует и образы тех крестьян, которые чувствуют себя рабами, холопами и не стремятся освободиться, поскольку их всё устраивает. Упомяните лакея князя Утятина Ипата, верного Якова, которого поэт называет примерным холопом, Глеба, сжёгшего вольную для крестьян (его поступок неслучайно называют иудиным грехом). Говоря об этих людях, отметьте их рабскую преданность господам, добровольное холопство, потерю человеческого достоинства. Это вызывает неприятие и осуждение как поэта, так и его героев.
К гр. 5
Судьбы русских женщин нашли отражение в образе Матрёны Тимофеевны Корчагиной, который в поэме стал собирательным. Образ яркий, колоритный. Можно отметить, что он во многом близок героине некрасовской поэмы «Мороз, Красный Нос» Дарье, хотя Матрёна богаче её по своему жизненному опыту. Рассказав историю женщины-«счастливицы», губернаторши, сделайте вывод о том, что она, пройдя через горести жизни, не согнулась и не побеждена, сохранила свою духовную красоту и стойкость. Для написания этой части работы, воспользуйтесь нашими материалами к теме сочинения «Женские образы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Можно дополнить этот материал, упомянув мать Григория Добросклонова – Домнушку, заботливую и трудолюбивую, прожившую в тяготах и бедах, в тяжёлой работе короткий век. Её образ – это образ русской крестьянки, безропотной, безответной и при этом наделённой огромным даром любви. Гриша, ее любимый сынок, не забыл матери после её смерти, более того, её образ слился для него с образом всей вахлачины, ради которой он готов пожертвовать своей жизнью.
К гр. 6
Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова одновременно и очень реальный (напоминает многими чертами характера Н. Добролюбова), и в то же время обобщенный и с какой-то степени условный. Выходец из беднейших слоёв крестьянства, познавший голод и нищету, он выбирает путь «народного заступника», борца за народное счастье, идущего по дороге, на которую вступают лишь «души сильные, любвеобильные». У Некрасова по-настоящему счастливый человек – Григорий Добросклонов, который борется за счастье народа.
Обращаем ваше внимание на предложенные на нашем сайте материалы к теме «Образы крестьян в поэме Н. А. Некрасова», к которым вы тоже можете обратиться, работая над сочинением.
Финальная часть работы
В заключение необходимо прийти к мысли о том, что поэма-эпопея дала возможность понять, в чём же заключается народный идеал счастья, поскольку в силу своего жанра позволяла увидеть и услышать многочисленных героев из разных социальных слоёв, но в первую очередь крестьян. Читатель понимает, что в народном представлении о счастье главным не является богатство. Народный идеал счастья предполагает человеколюбие, добро, честь, правду, свободу.
Вариант сочинения
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов отвечает на основной вопрос своего творчества: в чем счастье простого русского человека?
В поэме представлены различные образы героев, которые вызывают острый читательский интерес и в нынешнее время.
Во-первых, необходимо сказать о собирательном образе крестьян-странников. Поначалу это просто мужики, которые заняты своими делами и насущными проблемами. Но, встретившись на перекрёстке дорог, они поднимают вопрос о счастливом на Руси. Кто он, этот счастливец? Кому живётся весело, вольготно на Руси? Желание найти ответ на этот вопрос изменяет крестьян: они превращаются в странников, которые задаются важнейшим вопросом эпохи и готовы не возвращаться домой, пока не получат ответ на него.
Во-вторых, вспомним, что поиски счастливого начинаются с помещика. Оболту-Оболдуеву посвящена целая глава. Обращение к нему с вопросом о счастье не было случайным. Ведь именно богатые люди, по мнению мужиков-правдоискателей, и есть счастливцы. Однако сам помещик так не считает. Ведь он утратил то, что ценил больше всего: свою неограниченную власть над крестьянами, беззаботную, комфортную жизнь, которая обеспечивается тяжёлым подневольным трудом.
Всё это мы видим в деревне Вахлаки, где крестьяне по договорённости с молодыми хозяевами делают вид, что никаких изменений не произошло. Поэтому князь Утятин ведёт себя именно так, как и было позволено раньше: отдаёт приказы о наказании плетьми, ругает крестьян за плохо просушенное сено, хотя оно сухое. Становится понятно, как жилось вахлакам раньше.
Конечно, особое внимание в поэме отдано крестьянским образам. Среди них — Яким Нагой. Он худ и внешне схож с землей-матушкой. Яким Нагой когда-то работал в Петербурге, но из-за тяжбы с купцом его посадили в тюрьму, теперь он вынужден работать на земле. Работает он много, но живет впроголодь. Когда же выходит так, что ему из-за пожара нужно вынести самое дорогое из избы, он забирает лубочные картинки – отдушину для своего сердца. Так Некрасов показывает поэтичность русской души, ее умение ценить прекрасное. Кроме того, Нагой имеет свои представления о сути крестьянской жизни, у него обострённое чувство справедливости, собственного достоинства и чести. Яким Нагой – герой-бунтарь, он способен постоять за народные интересы.
Один из героев поэмы – Ермила Гирин. Этот крестьянин вызывал у крестьян уважение, он никогда никого не обманул, не схитрил, был честен, всегда ставил интересы народа превыше своих. Лишь однажды он проявил слабость ради семьи – спас от рекрутчины своего племянника. Однако совесть не давала ему жить спокойно. Поэтому Гирин едва не свёл счёты с жизнью. Покаявшись перед крестьянами на площади, он исправил ошибку и никогда больше не допускал подобного в своей жизни. Этим объясняется то, что, вновь выбирая старосту, все крестьяне были только за этого человека, потому что живёт он по законам народной правды.
Крестьяне настолько доверяли ему, что при покупке Ермилом мельницы вскладчину они набрали нужную ему сумму. А через две недели он на площади раздавал деньги тем, кто одолжил ему деньги.
Счастье героя — в его истинном почёте, народном уважении, чистой совести. Однако, присоединившись к крестьянскому бунту и отказавшись призвать крестьян к смирению, Ермила Гирин попадает в острог. Именно его судьба доказывает неразделимость таких понятий, как счастье и свобода, воля.
Значима в поэме и фигура деда Савелия, богатыря святорусского. Он выступает в поэме как защитник угнетенных. Однако Савелий мирится с рабским положением, говорит о терпении как о способности преодолевать тяготы жизни. Слово «терпение» в рассказе о Савелии связано с такими понятиями, как стойкость, выносливость, умение противостоять злу, не согнуться. В этом «терпении» и видит Савелий богатырство русского крестьянства.
Однако этим героям противопоставлены те, кто не перестаёт быть рабом и после отмены крепостного права. Они были и остаются холопами, своё счастье видя в служении господину. Такое добровольное холопство не приемлет автор, отвергают и его герои. Поэтому можно утверждать, что, отдавая должное русскому трудовому крестьянству, сочувствуя его нелёгкой доле, поэт далёк от его идеализации, показывая, что путь изменения сознания людей, столетиями бывших рабами, очень долог и непрост.
Не мог не сказать Некрасов и о женщинах. Может, они счастливы на Руси? В пространстве поэмы наиболее интересен в этом отношении образ Матрены Тимофеевны, которую молва народная окрестила счастливицей. Из исповедального рассказа самой женщины мы узнаём о её «счастливой» доле. Она прожила тяжёлую жизнь, знавала горькие дни потерь, в её дом приходили болезни, пожары, голод. Однако всем невзгодам Матрёна противостояла стоически, сохраняя своё человеческое достоинство. Ей принадлежит горький вывод о том, что «не дело – между бабами счастливую искать!»
Особое место в поэме занимает образ Гриши Добросклонова, защитника земли русской. Выходец из нищей крестьянской семьи, он жив благодаря вахлакам, которые поставили на ноги двух осиротевших братьев. Гриша — поэт, он точно знает, ради чего и кого он будет жить. Своё счастье он видит в служении народу, в борьбе за его счастливую долю. Именно он в поэме Некрасова тот самый счастливый человек, которого искали мужики-странники. Однако судьба его трагична: «Судьба ему готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».
Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» в силу своего жанра позволила увидеть и услышать представителей разных социальных слоёв, глубоко понять происходящие общественные процессы, узнать, в чём заключается идеал народного счастья, который связан с идеалами добра, справедливости, правды и свободы.