Рабочая программа по обществознанию предназначена для учащихся 7 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет обществоведческого образования в средней школе. Курс «Обществознание» для старших классов средней школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, то есть включает знания из различных отраслей науки (социальной философии, социологии, экономической теории, политологии, правоведения, антропологии, психологии и др.) в педагогически целесообразной целостной системе.
Содержание курса, обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
Программа ориентирована на учебник «Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, и др.; под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2014, что соответствует федеральному перечню учебников, рекомендованных и допущенных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях.
План
Регулирование поведения людей в обществе (сентябрь — декабрь)
- Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе и правила общественной жизни
- Общественные нравы, традиции и обычаи
- Правила этикета и хорошие манеры
- Права и обязанности граждан
- Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина
- Права ребенка и их защита
- Понятие правоотношений
- Признаки и виды правонарушений
- Понятие и виды юридической ответственности
- Необходимость соблюдения законов
- Ответственность за нарушение законов
- Преступления и проступки
- Кто стоит на страже закона
- Правоохранительные органы
- Защита Отечества
Человек в экономических отношениях (январь — апрель)
- Экономика и ее основные участники
- Мастерство работника
- Слагаемые профессионального успеха
- Заработная плата и стимулирование труда. Разделение труда и специализация.
- Производство: затраты, выручка, прибыль
- Факторы, влияющие на производительность труда
- Что и как производить
- Виды и формы бизнеса
- Роль предпринимательства в развитии экономики
- Условия успеха в предпринимательской деятельности
- Обмен, торговля, реклама
- Деньги, их функции
- Экономика семьи