Понятие и виды юридической ответственности

теория по обществознанию 👨‍👩‍👧‍👦 право

Понятие и характеристики юридической ответственности ( 9 класс)

Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к нарушителю правовых норм, то есть за совершение противоправного деяния. Юридическая ответственность возникает только в том случае, если совершено правонарушение. Правонарушение – это виновное, общественно-опасное деяние, которое противоречит установленным в стране правовым нормам, имеет вредоносные последствия для общества, государства или отдельного лица, влечет за собой юридическую ответственность.

Признаки и виды правонарушений (7 класс, 9 класс)

Не любое возмездие за правонарушение можно называть юридической ответственностью. У этого понятия есть ряд признаков:
  1. Для наступления юридической ответственности обязательно наличие правонарушения.
  2. Поведение нарушителя правовых норм осуждается официально, государством.
  3. Юридическая ответственность всегда несет неблагоприятные последствия для нарушителя правовых норм (потеря репутации, имущества, свободы).
  4. Характер и объем наказания, которое несет нарушитель, установлено в законодательстве.
  5. Наступление юридической ответственности происходит с обязательным применением мер государственного принуждения.

Понятие правоотношений (7 класс)

Правоотношения —  это особый вид общественных отношений, которые носят волевой характер, возникающих по поводу благ и ценностей, предоставляемых и защищаемых правовыми нормами, участники которых связаны взаимными юридическими и правами и обязанностями. Субъектами правоотношений – являются лица (физические, юридические) — участники правоотношений, обладающие определенными субъективными правами и юридическими обязанностями.
  • Индивидуальные субъекты
  • Коллективные субъекты
  • Государство, государственные и муниципальные образования
Объекты правоотношений – это предметы окружающего мира, материальное и нематериальное благо, по поводу которого взаимодействуют люди и складываются правоотношения. Юридическая ответственность как вид правоотношений имеет ряд специфических принципов. Она:
  • Законна. Привлечь к юридической ответственности могут только компетентные государственные органы, в порядке, строго установленном законодательно.
  • Справедлива. Ответственность несет лицо, совершившее противоправное деяние, тяжесть наказания зависит от тяжести правонарушения, по возможности обеспечивается восполнение вреда, нанесенного в результате правонарушения.
  • Наступает неотвратимо. Никто не может быть освобожден от наказания за правонарушения без законных на то оснований.
  • Целесообразна. Имеет ряд функций, которые будут рассмотрены ниже.
  • Индивидуальна. С учетом характера и степени тяжести правонарушения существует возможность выбрать различные меры наказания.
  • Наступает только за вину. Невиновный не может нести юридическую ответственность, виновный должен осознавать недопустимость своего поведения и последствия своих действий.
  • Наступает только один раз. За одно и то же преступление нельзя дважды нести юридическую ответственность.

Виды юридической ответственности ( 9 класс). Ответственность за нарушение законов (7 класс)

Существуют разные виды юридической ответственности. Тот или иной ее вид применяется к нарушителю в зависимости от характера правонарушения. Уголовная ответственность наступает за совершение наиболее опасных для общества деяний, имеющих тяжелые последствия. Перечень таких деяний и мера наказания за них установлена в Уголовном кодексе РФ. К ним относится, например, умышленное причинение вреда здоровью, мошенничество, грабеж, убийство. Формы ответственности:
  • Штраф;
  • Лишение права занимать определенную должность;
  • Исправительные работы;
  • Лишение свободы (на определенный срок или пожизненно).
  Административная ответственность наступает за совершение административных проступков. Они несут меньшую опасность для общества, чем уголовные преступления. Перечень этих проступков содержится в Кодексе об административных правонарушениях, а также в федеральном и региональном законодательстве. К ним относятся мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, безбилетный проезд в транспорте. Формы ответственности:
  • Предупреждение в письменной форме;
  • Штраф;
  • Возмездное изъятие имущества;
  • Лишение специального права (например, водительских прав);
  • Исправительные работы;
  • Административный арест (максимальное время – до 30 суток).
  Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение дисциплины (трудовой, учебной, служебной, воинской) в рамках отношений «работник – работодатель» / «подчиненный – руководитель». В РФ данные правонарушения и наказание за них в основном содержатся в Трудовом кодексе РФ. Формы ответственности:
  • Замечание;
  • Выговор;
  • Увольнение.
  Гражданско-правовая ответственность наступает за правонарушения в сфере имущественных или личных (неимущественных) отношений, то есть за нарушение гражданско-правовых обязательств: причинение вреда личности или ее имуществу. Наказания за правонарушения этого вида регламентируются Гражданским кодексом РФ. Формы ответственности:
  • Лишение прав или отказ в защите прав;
  • Штраф или компенсация морального вреда;
  • Возмещение убытков.
 

Зачем нужна юридическая ответственность и необходимость соблюдения законов (7 класс)

Публичность судебного процесса. Помимо непосредственных участников процесса на нем присутствуют и сторонние наблюдатели.

Как и любой институт права, юридическая ответственность имеет ряд специфических функций:
  1. Карательная — реакция на совершение противоправного деяния, наказание и возмещение вреда.
  2. Превентивная – предупреждение совершения преступлений в дальнейшем (для осуществления этой функции процесс суда носит публичный характер, то есть любой желающий может присутствовать на судебном процессе).
  3. Воспитательная – утверждение в обществе мысли, что наказание за преступление наступает неотвратимо.
  4. Компенсационная – восстановление нарушенных прав (личных и имущественных), возмещение убытков и устранение негативных последствий правонарушения.
  5. Регулятивная – само по себе существование наказания за неисполнение правовых норм помогает регулировать общественные отношения.

Ответственность за нарушение законов (7 класс)

Проступок — это противозаконное поведение, нарушающее общественный порядок и права окружающих. Преступление — это противозаконное поведение, имеющее большую общественную опасность и запрещённое Уголовным кодексом. Перечень преступлений содержится в Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ), проступков — в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ), Трудовом кодексе Российской Федераций (ТК РФ) и других законах.
  1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
  2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности: не представляющее общественной опасности.
УК РФ предусматривает несколько видов наказаний, которые суд может назначить лицу, виновному в совершении того или иного преступления. Штраф — денежное взыскание. Может устанавливаться в размере от 5 тыс. до 5 млн .р. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного (или в местах, назначаемых органами местного самоуправления), при этом в доход государства удерживается от 5 до 20% его заработной платы. Конфискация имущества — принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства имущества, являющегося собственностью осужденного. Назначается за тяжкие и особо тяжкие преступления, которые совершены из корыстных побуждений. Ограничение свободы может быть назначено только лицам, осужденным впервые за совершение умышленного преступления, или лицам, осужденным за преступление, совершенное по неосторожности. Осужденный содержится в специальном учреждении под постоянным надзором, но без изоляции от общества, ему могут быть назначены принудительные работы. Арест — это строгая изоляция от общества на срок от одного до шести месяцев. Содержание в дисциплинарной воинской части назначается только военнослужащим, проходящим службу по призыву или контракту в должности рядового или сержантского состава. Лишение свободы на определенный срок — изоляция осужденного от общества (направление его в колонию или в тюрьму на срок от 6 месяцев до 20 лет). Пожизненное лишение свободы назначается только как замена смертной казни, за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь человека (если суд сочтет возможным не применять к осужденному смертную казнь). Смертная казнь — исключительная мера наказания, которая может быть назначена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь человека. Незнание закона не освобождает от ответственности. Закон надо знать смолоду.

Законопослушный человек (7 класс)

В стране был проведен социологический опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Что удерживает вас от нарушения социальных норм?» Были получены следующие ответы:
  1. ничего не удерживает — 4%;
  2. затрудняюсь ответить — 3%;
  3. понимание необходимости соблюдения социальных норм — 15%;
  4. боязнь суда, наказания — 15%;
  5. страх потерять работу, достаток, положение в обществе —14%;
  6. совесть — 24% ;
  7. стыд перед близкими — 16%;
  8. осуждение со стороны знакомых — 9%.
Как выяснилось, законопослушных людей намного больше. Люди хотят жить в обществе, в котором царят порядок и справедливость.

Противозаконное поведение (7 класс)

Часто мы становимся «наблюдателями» мелких нарушений, на что очень часто просто закрываем глаза. Действительно, какой может быть вред от малозначительных проступков? Н, на самом деле, от ничтожного проступка до грубого нарушения права всего один шаг. Если в законе нет запрета на какой-либо поступок, то он не является противозаконным. Например, ни в одном постановлении не указано, что никому нельзя раскрывать личную тайну, которую вам доверили. Конечно, друг, который выдал секрет, с точки зрения морали поступил отвратительно. Но при этом он не нарушил никакой государственный закон. Однако если кто-либо передаст иностранным гражданам сведения, составляющие государственную тайну, то он совершит тяжелое преступление. Потому что закон строго запрещает так поступать. Противозаконное поведение может причинить вред людям и всему обществу, а это ведет к нарушению порядка в обществе.

Преступления и проступки (7 класс)

Правонарушения Преступление Проступок
Виды против здоровья и жизни человека, против чести и достоинства, против прав и свобод граждан, против собственности, общественной безопасности и порядка мелкое хулиганство, нарушение правил ПДД, пожарной безопасности, экологических правил, причинение вреда чужому имуществу, нарушение дисциплины по месту работы и учебы
Наказания исправительно-трудовые работы, лишение свободы предупреждение, штраф, лишение специальных прав, возмещение причиненного ущерба, замечание, объявление выговора, увольнение, исключение.

Ответственность несовершеннолетних (7 класс)

Нарушителями закона являются не только взрослые люди, которые, совершая преступления, ищут какую-то выгоду или реализуют свой злой умысел. Часто бывает, что преступниками становятся дети, несовершеннолетние. Многие из них, оказавшись в полиции, перед следователем, уверяют, что не собирались нарушать закон, даже не думали об этом.  С какого возраста закон устанавливает ответственность за все виды правонарушений? Закон устанавливает ответственность за все виды правонарушений с 16 лет, а за самые тяжкие – с 14 лет. К тому же к несовершеннолетним применяются не все виды наказаний установленных для взрослых. Если подросток впервые совершает не очень тяжкое нарушение, к нему применяют меры воспитательного воздействия. Малолетнего нарушителя вместе с родителями для начала могут вызвать в комиссию по делам несовершеннолетних, поставить на учет  в полицию, наложить штраф на родителей. Однако, если нарушения будут повторяться, несовершеннолетнего направляют в специальное воспитательно-трудовое учреждение закрытого типа: с 11 лет – в спецшколу, а с 14 лет – в воспитательно-трудовую колонию. 1.Коренева Т.А., Обществознание. Уроки учительского мастерства.-Волгоград:Учитель, 2006.-270с.2.Л.П.Борзова, Игры на уроках: методическое пособие для учителя.-М.: Издательство Владос-Пресс, 2001.-с-160.;3.Вяземский Е.Е., О.Ю.Стрелова. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства: Практическое пособие.-М.: Гуманитарное издание.Центр Владос, 2001.-160с.:ил.4.Петрова Т.В.Обществознание 5-11 класс.технологические карты уроков по учебнику А.И. Кравченко, Е.А.Певцовой, 2014 г.5.Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф.,Поурочные разработки, 7 класс,2013г.
Задание EOB06496 В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).Преступление, проступок, правонарушение, кража, мошенничество

Для того, чтобы выбрать обобщающее понятие, важно понимать, что такое правонарушение и каким оно может быть. Правонарушение — общественно опасное виновное де­яние (действие или бездействие), противоречащее нормам права и наносящее вред обществу, государству или отде­льным лицам, влекущее за собой юридическую ответ­ственность. Правонарушения бывают двух видов: преступления (правонарушения, наказание за которые предусмотрено уголовным кодексом РФ) и проступки. Проступки, в свою очередь, делятся на несколько категорий: дисциплинарные (нарушение трудовой, воинской учебной дисциплины или невыполнение своих обязанностей); административные (мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения и т.п.); гражданские (мелкие и средние кражи, мошенничество, оскорбление чести и достоинства личности). Таким образом, обобщающим понятием среди приведенных будет «правонарушение».

Ответ: правонарушение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO2203s Как автор определил интересы? Какие виды интересов он выделил? Приведите примеры интересов любых двух видов.

Если само право — это социально-регулятивная система, то регулирует она прежде всего и главным образом поведение человека, то, как он действует, как должен действовать. Вот почему теория права традиционно обращается прежде всего к характеристике поведения, вырабатывая критерии, которые позволили бы оценить конкретное поведение. Ведь именно поведение выступает итогом, результатом реализации права, и только эти оценки могут ответить на вопрос — соответствует ли поведение правовым требованиям или, напротив, отклоняется от этих требований, правомерно ли оно или противоправно… Таким образом, юридический интерес к поведению — это также одно из важных направлений в познании права как целостного социального института. Теория права при этом выделяет и формулирует только то, что органично связывает поведение с правовым воздействием, с регулятивной природой права.

На первом месте при этом оказывается проблема мотивов поведения: участвуют ли в формировании этих мотивов правовые требования или их природа знает иные, может быть, более глубокие пласты, причины. Конечно, это область знания не только теории права. Здесь она основательно пересекается с другими науками, и прежде всего — с психологией. Теория права в этой области во многом использует современные наработки именно психологии, особенно — социальной психологии.

Современный научный уровень знания последовательно связывает мотивы поведения с интересами, определяя последние как объективные или субъективные потребности жизнедеятельности субъектов права. Различают личные, общественные, государственные, национальные и иные интересы.

У физических лиц интерес всегда формирует те или иные личностные установки, предрасположенности, штампы, ценностные ориентиры, цели, способы их достижения и иные сознательные и эмоциональные стороны поведения, которые знать и учитывать особенно важно при правоприменении.

Эти установки могут формировать различные стереотипы поведения личности. Например, прагматические, когда всё поведение субъекта права оценивается, «пропускается» сквозь призму выгодности или пагубности «для себя». Одной из психологических форм такого поведения является эгоизм и его крайние проявления в виде эгоцентризма. Вместе c тем эгоизм может формировать мотивы предприимчивости, деловитости, карьерности (a не только карьеризма), что в общем не заслуживает негативной оценки.

В свою очередь, иные установки могут формировать мотивы, определяющие поведение, полезное для «ближнего», для общества, так называемые альтруистические мотивы. Альтруизм, так же как и эгоизм, имеет различные уровни и формы проявления и также определяется в конечном счёте осознанными или «прочувствованными» интересами. Одна из древних альтруистических форм — это установка на самопожертвование для помощи тому, кто в этом нуждается‚ во имя общественных идеалов и целей.

( А.Б. Венгеров )


Об интересах автор начинает говорить в третьем абзаце текста, сразу давая их определение, которое мы и перепишем в начале нашего ответа. Далее он перечисляет виды интересов; в ответе нужно будет привести примеры любых двух из них (мы приводим примеры всех видов для удобства пользователей).

Ответ выглядит так:

Интересы – объективные или субъективные потребности жизнедеятельности субъектов права.

Виды и примеры интересов:

  • личные (например, какой-либо гражданин хочет приобрести автомобиль)
  • общественные (например, жители какого-либо квартала вместе добиваются открытия филиала поликлиники)
  • государственные (укрепление политической стабильности, развитие демократии, совершенствование федеративных отношений)
  • национальные (сохранение языка и культуры, суверенитет, национальная целостность)
Ответ: смотрите решение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO2004s Прочитайте данный ниже текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из предложенного списка слова, которые нужно вставить на место пропусков. Учтите, что в списке слова даны в именительном падеже, и каждое слово можно использовать только один раз. Также обратите внимание на том, что в списке дано больше слов, чем Вам будет нужно для заполнения пропусков. Занесите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.«______(А) приобретается с рождением человека и прекращается с его смертью. Полная ________(Б) возникает с наступления совершеннолетия (с 18 лет) или ранее, в случае вступления в брак до 18 лет. Законные представители несут имущественную ответственность за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, по всем сделкам, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их_________(В). Законные представители отвечают за вред, причинённый_________(Г). По заявлению родителей________(Д) может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами. Гражданин, злоупотребляющий спиртными напитками или наркотическими средствами, если этим он ставит семью в тяжёлое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности, по отношению к нему может быть установлено________(Е)». Варианты ответов:
  1. Суд
  2. Достигший совершеннолетия
  3. Вина
  4. Попечительство
  5. Правоспособность
  6. Деликтоспособность
  7. Малолетний
  8. Возможность заключения трудового договора
  9. Дееспособность
А Б В Г Д Е

Вначале речь идет о правоспособности – любой человек с момента рождения становится гражданином и обладает определенным набором прав. А вот на месте буквы Б ставим «дееспособность» — полностью дееспособным человек становится с наступлением совершеннолетия. Следующее слово «вина» — другие сюда просто не подходят. В пропуск под буквой Г исходя из смысла предложений нужно вставить слово «малолетний», а под буквой Д – «суд». Последний пропуск заполняем слово «попечительство» — оно устанавливается в случае ограничения дееспособности.

Ответ: 593714

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO1904s Василий ехал на своем автомобиле в состоянии алкогольного опьянения и врезался в автобусную остановку, повредив ее; людей там в это время не было, поэтому пострадавших нет. Найдите в списке термины, которые могут быть применены в характеристике юридической ответственности Василия, и занесите в ответ цифры верных вариантов.
  1. Лишение специального права
  2. Уголовная ответственность
  3. Штраф
  4. Выговор
  5. Увольнение

Данная ситуация регулируется кодексом об административных правонарушениях, и одна из принимаемых мер наказания – это лишение специального права, в данном случае права на вождение транспортных средств. Уголовной ответственности в этой ситуации не будет, поскольку никто не пострадал. Штраф – также одна из мер административной ответственности, которая будет применена, так как было испорчено имущество. Выговор и увольнение применяются в случае дисциплинарных правонарушений, данная ситуация к ним не относится.

Ответ: 13

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO1903s Суд рассматривает иск гражданки М. об установлении отцовства гражданина К. в отношении ее несовершеннолетнего сына. Найдите в списке термины, которые могут быть применены в ходе разбирательства, занесите в ответ цифры верных вариантов.
  1. Ответчик
  2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ
  3. Истец
  4. Гражданский процесс
  5. Конституционный суд РФ
  6. Потерпевший

Первое верно, поскольку ответчик – это то лицо, к которому предъявлен иск, в данном случае гражданин К. Второе неверно – данное дело не относится к уголовным. Третье верно – истец это тот, кто предъявил иск, здесь это гражданка М. Четвертое тоже верно – иск об установлении отцовства рассматривается в ходе гражданского процесса. Пятое неверно – Конституционный суд не занимается такими делами. Шестое тоже неверно – в этом деле нет потерпевших или обвиняемых.

Ответ: 134

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO1806s Установите соответствие между примерами и видами юридической ответственности: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствие во втором столбце.
ПРИМЕРЫ ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
А) Исправительные работы Б) Выговор В) Замечание Г) Возмещение убытков Д) Предупреждение
  1. Дисциплинарная
  2. Административная
  3. Гражданская

Исправительные работы – один из видов административного наказания, наряду с административным штрафом, арестом до 15 суток, приостановлением деятельности, лишением специального права и т.д. Выговор и замечание – примеры дисциплинарных взысканий, которые наступают в случае нарушения трудовой, учебной или служебной дисциплины. Возмещение убытков – основная мера ответственности, наступающая в случае причинения вреда имуществу граждан, что регулируется гражданским правом. Предупреждение – еще одна мера административной ответственности.

Ответ: 21132

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO1802s Установите соответствие между проступками и видами юридической ответственности: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствие во втором столбце.
ПРОСТУПКИ ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
А) Безбилетный проезд в общественном транспорте Б) Нарушение правил перевозок багажа в легковом такси В) Задержка денежных выплат финансовой организацией Г) Неуплата долга по кредитному договору Д) Нарушение требований пожарной безопасности 1) Административная 2) Гражданско-правовая

Для выполнения этого задания надо знать, что гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения – главным образом товарно-денежные и имущественно-стоимостные. Административное право же регулирует общественные отношения, возникающих по поводу реализации исполнительной власти, а к административным проступкам относятся те, которые посягают на общественный порядок, права и свободы граждан. Исходя из этого, легко определить, что проступки под буквами А, Б и Д относятся к административным, а В и Г – к гражданским; в примерах В и Г речь идет о товарно-денежных отношениях. В случае затруднений насчет административный проступков можно ознакомиться с их перечнем в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Ответ: 11221

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO1705s Найдите в списке принципы, действующие в уголовном процессе в отношении несовершеннолетних граждан, и выпишите в ответ цифры, под которыми они даны.
  1. Несовершеннолетние граждане могут быть приговорены к пожизненному лишению свободы.
  2. Несовершеннолетних граждан нельзя подвергать задержанию
  3. Допрос несовершеннолетних должен проводиться в присутствии их родителей
  4. Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы, может быть помещен в учебно-воспитательное заведение закрытого типа
  5. Наказание в виде лишения свободы для несовершеннолетних не может быть назначено на срок свыше 10 лет

Первое неверно – несовершеннолетние не могут быть приговорены к пожизненному заключению; список видов наказаний, допустимых для них, согласно 88 статье Уголовного кодекса РФ, составляет лишь 6 наименований. Второе также неверно – несовершеннолетние граждане, совершившие преступление, могут быть задержаны, однако срок не должен превышать 48 часов. Третье неправильно – присутствие родителей необязательно, однако при допросе лица в возрасте до 16 лет обязательно должен присутствовать педагог или психолог. Четвертое верно – это сказано в 92 статье Уголовного кодекса. Пятое также верно – несовершеннолетних могут лишить свободы на срок до 10 лет при совершении особо тяжкого преступления.

Ответ: 45

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить


Дана Донецкая | Просмотров: 4.1k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *